Статус документа
Статус документа

Рекомендации по применению ограждающих устройств на мостовых сооружениях автомобильных дорог

3. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИЯМ ОГРАЖДЕНИЙ



В настоящее время основные общие требования имеются только для ограждений применительно к мостовым сооружениям на дорогах I технической категории (четыре полосы движения и более), которые приведены в ОДН 218.012-99. Часть этих требований справедлива для ограждений, устанавливаемых на мостовых сооружениях дорог всех категорий: общие требования, требования назначения, требования надежности, допустимые прогибы, требования по установке и защите от коррозии. Однако для мостов с двумя полосами движения некоторые требования отличаются. Требования для мостовых ограждений, устанавливаемых на сооружениях с двумя и более полосами движения (категория дороги I-IV), приведены ниже.

Высоту ограждений принимают в соответствии с требованиями табл.2

Таблица 2

  

Высота ограждения, м

Категория дороги (габарит моста)

Условия движения на дороге

тротуары или служебные проходы имеются

тротуары или служебные проходы отсутствуют

I (Г-19 и более)

Опасные

1,1

1,5

  

Затрудненные

1,1

1,3

  

Легкие

0,9

1,1

II (Г-11,5)

Опасные

0,90

1,3

  

Затрудненные

0,75

1,1

  

Легкие

0,75

1,1

III (Г-10 м)

Опасные

0,75

1,1

  

Затрудненные

0,75

1,1

  

Легкие

0,75

1,1

IV (Г-8 м)

Опасные

0,75

1,1

  

Затрудненные

0,60

1,0

  

Легкие

0,60

1,0



При расчетном наезде автомобиля на барьерное ограждение [9] отклонение верха стоек, а следовательно сужение габарита служебного прохода или тротуара шириной 1,0 м, не должно превышать 0,5 м. При ширине тротуара более 1,0 м сужение пешеходного габарита не должно превышать 0,75 м. Указанные ограничения вызваны необходимостью обеспечения безопасности прохода пешеходов. Исходя из условия минимального повреждения автомобиля, конструктивно должно быть обеспечено требование ограничения смещения колеса за лицевую плоскость стойки величиной "в" (в - ширина ската). В частности, при расчетном наезде на стандартное ограждение с шагом стоек 2 м (Е=150 кДж) переднее колесо грузового автомобиля смещается поперек оси ограждения после контакта со стойкой еще на величину около 0,3 м.

Удерживающая способность ограждений должна соответствовать требованиям табл.3.

Таблица 3

Категория дороги (число полос движения)

Удерживающая способность в кДж при условиях движения на дороге

  

легкие

затрудненные

опасные

I (шесть полос и более)

300

400

500 (700*)

I (четыре полосы), Г-1921

200

300

400 (600*)

II (две полосы), Г-1011,5

150

200

300

III (две полосы), Г-910

125

175

250

IV (две полосы), Г-7,58

100

150

200

_________________________

* Указано значение энергии для автопоезда общим весом = 36 т.     


Исходя из обеспечения надежности, следует дополнительно обеспечить требования по закреплению конструкций в плите проезжей части или других элементах мостового полотна (карнизе, цоколе, тротуаре и т.д.). При выборе ограждений для мостовых сооружений необходимо иметь в виду следующее:

а) конструкция ограждения не должна вызывать изменение закладных деталей балок, устанавливаемых при их бетонировании (закладная деталь и ее анкера рассчитаны на крутящий момент 4,0 тс.м);

б) конструкция ограждения не должна вызывать изменение типовых размеров железобетонной плиты или ее армирование; применяемые типовые железобетонные балки имеют такое сечение и армирование плиты, при которых на плиту можно передать крутящий момент (на длине 1 м) 4 тс.м на консольной части и 5 тс.м в средней части;

в) при закреплении конструкций болтами, пропускаемыми через всю толщину железобетонной плиты, в бетоне плиты не должно появляться напряжений, превышающих расчетные сопротивления на изгиб с коэффициентом условия работ 0,9 (усилие на отдельный болт не должно превышать 10 тс при толщине плиты 20 см и 6 тс при толщине плиты 15 см, включая усилие натяжения).

В 1995 г. ГП Росдорнии выпустило "Альбом технических решений по усилению (установке) ограждений на эксплуатируемых мостах", утвержденный Росавтодором и МВД РФ [11]. "Альбом" предусматривает в том числе использование барьерных ограждений для наращивания низких парапетов, т.е. допускает применение комбинированных ограждений. Расчетный наезд на подобные комбинированные ограждения не должен приводить к разрушению парапетов и повреждению слоев одежды у них.

К дополнительным требованиям, предъявляемым к барьерным ограждениям, следует отнести и требование "единообразия условий движения" на дороге и мостовом сооружении. То есть, если на дороге в качестве направляющего элемента бокового ограждения применен волновой профиль, то и на мостовом сооружении желательно использовать такой же профиль.

Исходя из особенностей конструкций пролетных строений, можно сформулировать и специальные конструктивные требования к ограждениям, устанавливаемым на мостовых сооружениях общей сети.

А. Парапетные ограждения

- Форма лицевой поверхности парапетного ограждения должна быть такой, чтобы горизонтальное расчетное усилие от наезда расчетного автомобиля не превышало 200 (с учетом коэффициента надежности =1,5 по [4]) для типовых конструкций.

- В пролетных строениях индивидуального проектирования могут быть установлены парапетные ограждения с формой лицевой поверхности, вызывающей большее (до 250 ) горизонтальное усилие.

- Парапетное ограждение должно быть армировано продольной рабочей арматурой (предпочтительно 1418 клАIII) и хомутами, причем число промежуточных рядов продольной арматуры должно быть не менее двух при высоте парапетного блока до 60 см и не менее трех - при высоте до 80 см.

- Длину блоков парапетных ограждений, прикрепляемых к закладным деталям с помощью сварки или болтами, целесообразно назначать равной 3 и 4 м с количеством мест крепления соответственно 4 и 5 (шаг 0,8 м).

Б. Барьерные ограждения