ОДН 218.012-99
ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОГРАЖДАЮЩИМ УСТРОЙСТВАМ
НА МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Дата введения 1999-07-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ Государственным предприятием РосдорНИИ (к.т.н. В.И.Шестериков) и Государственным предприятием СоюздорНИИ (к.т.н. И.Д.Сахарова) и доработаны с участием специалистов Научно-исследовательского центра ГИБДД МВД России (Е.П.Коншин). Нормы разработаны в развитие СНиП 2.05.03-84* (1) и касаются ограждений на автодорожных мостах, расположенных на дорогах первой категории по классификации СНиП 2.05.02-85 (2). Они учитывают современный состав движения на магистралях, интенсивность и скорости движения транспортных средств.
2. ВНЕСЕНЫ на утверждение Управлением безопасности дорожного движения ФДС России.
3. СОГЛАСОВАНЫ с ГИБДД МВД России 24.03.99.
4. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ФДС N 174 от 03.06.99.
ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.
5. В настоящих отраслевых дорожных нормах реализованы требования отраслевых стандартов ОСТ 218.001-96 (3) и ОСТ 218.002-98 (4). Кроме того, при разработке норм были учтены результаты исследований, выполнявшихся по данной проблеме в ГП РосдорНИИ и ГП СоюздорНИИ, многолетний опыт применения на мостах ограждений по ГОСТ 26804-86 (5) и типовым проектам, а также и требования Европейского стандарта ЕN 1317-2.95 (6).
Настоящие отраслевые дорожные нормы (ОДН) распространяются на конструкции ограждений недеформируемого и деформируемого типа, устанавливаемые на мостовых сооружениях автомагистралей Российской Федерации, в том числе на автомобильных дорогах международного класса. Нормы применяются на всей территории Российской Федерации.
Предметом нормирования настоящих ОДН являются требования к мостовым ограждениям, на основании которых осуществляется выбор (из числа сертифицированных конструкций) и разработка новых конструкций ограждений для мостов, а также определение области применения разработанных ранее конструкций. Нормы являются обязательными для применения органами государственного управления автомобильными дорогами, органами надзора, проектными и научно-исследовательскими организациями, предприятиями и организациями дорожного хозяйства России независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
В настоящих ОДН использованы ссылки на следующие нормативные документы.
1. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы.
2. СниП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. "Road registrant systems - Part 2: Safety barriers - Performance classes impact test acceptance criteria test methods.
3. ОСТ 218.001-96. Система нормативных и методических документов дорожного хозяйства.
4. ОСТ 218.002-98. Порядок разработки, внесения изменения и переработки нормативных документов дорожного хозяйства.
5. ГОСТ 26804-86. Ограждения дорожные, металлические барьерного типа. Технические условия.
6. Европейский стандарт EN 1317-2.1995.
7. СНиП 2.03.11-85. Защита строительных конструкций от коррозии.
8. ГОСТ 10060.2-95. Бетоны. Методы контроля морозостойкости.
3.1.1. Конструкции ограждений устанавливают на краю проезжей части между ее кромкой и тротуаром или служебным проходом; на краю пролетного строения при отсутствии тротуаров или служебных проходов; на разделительной полосе. Ограждения предназначены для предотвращения съезда (падения) потерявшего управление транспортного средства с мостового сооружения и участка сопряжения его с насыпями подходов.
3.1.2. К ограждениям, устанавливаемым на мостовых сооружениях, предъявляют: требования назначения; требования надежности; конструктивные требования и требования к параметрам.
3.2. Требования назначения
3.2.1. Требования включают в себя перечень функций, которым должно удовлетворять ограждение, и представляют собой функциональные требования, определяющие работоспособность конструкции при ее взаимодействии с автомобилем, влияние на траекторию движения автомобиля, безопасность водителя (пассажира) и сохранность груза.
3.2.2. Вступивший во взаимодействие с ограждением расчетный автомобиль не должен опрокидываться как через ограждение, так и в сторону полосы движения. Автомобиль не должен разворачиваться после контакта с ограждением (в сторону увеличения угла наезда) и не должен прорывать ограждение.
3.2.3. Ограждение должно корректировать траекторию наехавшего транспортного средства (воздействие его на ограждение происходит в виде двух последовательных боковых скользящих ударов, а при наезде автопоезда - тягача с прицепом - в виде трех ударов). Взаимодействие автомобиля с ограждением должно завершаться его выбегом под углом и со скоростью, меньшими угла и скорости наезда.
3.2.4. Ограждение должно обеспечивать пассивную безопасность автомобиля: продольная перегрузка в центре масс автомобиля не должна превышать 10 g, поперечная перегрузка на водителя (пассажира) - 5 g, на перевозимый груз 6 g (g - ускорение свободного падения). Послеаварийная безопасность ограждения заключается в отсутствии падения элементов ограждения на проезжую часть и проникновения их в салон автомобиля.
3.2.5. При наезде автомобиля на ограждение не допускается деформация пассажирского отделения транспортного средства. После соударения элементы ограждения не должны представлять опасность для других транспортных средств.