Статус документа
Статус документа

ГОСТ 21792-89 Установки дизельные судовые. Приемка и методы испытаний на судне

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Требования к средствам испытаний

2.1.1. Для измерения показателей и определения характеристик ДУ все места измерений, предусмотренные конструкцией механизмов и перечнем программы испытаний, должны быть оборудованы штатными контрольно-измерительными приборами.

2.1.2. Измерительная аппаратура и приборы, применяемые при испытаниях ДУ, должны иметь отметки государственной поверки.

2.1.3. Для сокращения продолжительности РНР и повышения их качества, а также для машинного сбора и обработки результатов испытаний предпочтительно использовать автоматизированные средства контроля, сбора и обработки информации, в том числе средства технической диагностики на базе вычислительной техники, обеспечивающие требуемую точность измерений.

2.1.4. Крутящий момент на валу определяют измерением угла скручивания вала под действием этого момента с помощью торсиометра или встроенного в дизель измерителя крутящего момента или иными методами, обеспечивающими необходимую точность.

2.1.5. Частоту вращения дизеля измеряют штатными приборами или другими техническими средствами необходимой точности.

2.1.6. Среднее индикаторное давление для дизелей, имеющих индикаторные приводы, определяют по индикаторной диаграмме.

Примечание. Допускается применение систем встроенного контроля технического состояния дизелей и переносных информационно-вычислительных комплексов необходимой точности.

2.1.7. На индикаторных диаграммах указывают заводской номер или название судна, дату и время измерений, относительную величину нагрузки в процентах, частоту вращения вала дизеля, температуру выпускных газов, масштаб пружины, порядковый номер цилиндра, основные характеристики измерительного средства.

2.1.8. Давление в цилиндрах дизеля при испытании в составе ДУ на судне и испытании его на стенде должны быть измерены приборами одного класса точности или с помощью систем контроля технического состояния дизелей.

2.1.. Атмосферное давление окружающей среды должно быть измерено пружинным или жидкостным барометром. Допустимая погрешность измерений должна соответствовать требованиям ГОСТ 10448.

2.1.10. Величины давления и температуры в системах ДУ должны измеряться штатными приборами, соответствующими требованиями ГОСТ 10448.

Примечание. При использовании автоматизированных систем для сбора и обработки результатов испытаний допускается измерение давлений и температур дистанционными приборами, принадлежащими автоматизированной системе.

2.1.11. Часовой расход топлива в судовых условиях определяется объемным методом с помощью специальных градуированных сосудов (бачков для замера расхода топлива), оснащенных термометрами, при этом плотность топлива определяют при температуре в момент измерения расхода топлива. Допускается применение других расходомеров необходимой точности измерений или других одобренных Регистром и заказчиком способов.

2.1.12. Применяемые приборы (отечественные и импортные) и методы измерений параметров должны обеспечивать точность измерений на режиме номинальной мощности в пределах, указанных в табл.3.

     

Таблица 3

Наименование измеряемых параметров

Обозначение

Погрешность измерения, %

Примечание

Крутящий момент на валу, Н·м (кг·м)

±2,0

При условии предварительной тарировки гребного вала в стендовых условиях

Частота вращения при определении мощности, (об/мин)

±1,0

Эффективная мощность, кВт (л.с):

по нагрузке генератора

±2,5

по измерению на валу

±3,0

по среднему индикаторному давлению

±5,0

косвенным методом

±5,0

Часовой расход топлива, кг/ч

±1,0



2.1.13. Нестандартизованные средства измерений, применяемые при испытаниях ДУ, должны быть аттестованы и проверены в соответствии с ГОСТ 8.326* и ГОСТ 8.437.

______________

* На территории Российской Федерации действуют ПР 50.2.009-94. - Примечание изготовителя базы данных.     

2.1.14. Шумовые и вибрационные характеристики ДУ определяют в соответствии с правилами Регистра и другой действующей в ведомствах руководящей документацией.

2.2. Требования к подготовке испытаний

2.2.1. Обкатка, регулировка и подготовка ДУ к испытаниям должны выполняться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на дизель и обслуживающие его механизмы, системы и оборудование.

2.2.2. До начала испытаний ДУ, кроме механизмов, систем и устройств, перечисленных в п.1.3.2.1, должно быть смонтировано и подготовлено к работе имитационное устройство, обеспечивающее получение необходимых нагрузок.