Статус документа
Статус документа

ГОСТ 10448-80 Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний (с Изменениями N 1-5)

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Условия проведения испытаний

2.1.1. Испытаниям должен подвергаться двигатель, укомплектованный штатным оборудованием и технической документацией в соответствии с техническими условиями на двигатели конкретного типа и программой испытаний. Допускается использовать для испытаний двигателя, имеющееся стендовое оборудование и приборы при условии, если они обеспечивают получение предусмотренных показателей при переходе на штатное оборудование.

2.1.2. В процессе испытаний не допускается проведение на двигателе работ и регулировок, кроме работ по техническому обслуживанию двигателя, предусмотренных в инструкции (руководстве) по эксплуатации и программе. При прекращении (перерывах) испытаний, вызванных неисправностями деталей двигателя и прочими причинами, вопрос о дальнейшем продолжении испытаний должен быть согласован в порядке, установленном программой испытаний.

2.1.3. Испытания должны проводиться на горюче-смазочных материалах и охлаждающей жидкости, указанных в технических условиях на двигатель конкретного типа.

2.1.4. Атмосферные (барометрическое давление, температура воздуха на входе в двигатель или турбокомпрессор, относительная влажность) и рабочие условия (давление на впуске, противодавление на выпуске), при которых обеспечиваются заявленные параметры двигателя, указывают в программе испытаний.

В качестве стандартных исходных условий принимают условия по ГОСТ 10150*. Если условия проведения испытаний отличаются от условий, установленных в программе, или условий на месте установки двигателя, мощность, при которой должен испытываться двигатель, определяют путем пересчета с учетом местных условий.

________________

* В качестве исходных стандартных условий на территории РФ также действует ГОСТ Р ИСО 3046-1-99*.

_______________

* ГОСТ Р ИСО 3046-1-99 отменен на территории Российской Федерации с 01.01.2007. Действует ГОСТ Р 52517-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Допускается испытывать двигатель при искусственно измененных условиях, имитирующих условия на месте его установки с соответствующим пересчетом мощности.

(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).

2.1.5. Пересчет мощности и удельного расхода топлива двигателей производят по методикам*, утвержденным в установленном порядке.

_________________

* Пересчет мощности и удельного расхода топлива с учетом местных условий на территории РФ проводится в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3046-1-99.

Примечание. Если двигатель с турбонаддувом при установленных атмосферных и рабочих условиях не достигает при установленной предприятием-изготовителем мощности пределов частоты вращения турбокомпрессора и температуры газов на входе в его турбину, то предприятие-изготовитель может установить в качестве исходных для пересчета мощности другие атмосферные условия, заменяющие исходные стандартные.


(Измененная редакция, Изм. N 5).

2.1.6. Если при пересчете мощности двигателя, обеспечиваемой на месте установки, к условиям на испытательном стенде будет получено такое ее значение, при котором максимальное давление сгорания в цилиндре будет больше допустимого, то допускается проводить испытания двигателя при таком значении мощности, при котором максимальное давление сгорания не будет превышать допустимого значения.

2.2. Определяемые параметры и погрешность измерений

2.2.1. При проведении испытаний определяемые параметры, их обозначения, единицы измерения, а также погрешность измерения или расчета параметров должны соответствовать указанным в табл.2.

Таблица 2

Наименование параметров, обозначения, единицы измерений

Максимально допускаемая погрешность измерения или расчета параметров

1. Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности , Н·м (кг·м)

±1,5%

2. Частота вращения:

, с (об/мин)

±2,0%

при определении мощности , с (об/мин)

±1,0%

3. Эффективная мощность (тормозная) , кВт (л.с.)

±2,5%

4. Атмосферное давление , кПа (мм рт.ст.)

±0,5%

5. Давление в конце сжатия , кПа (кгс/см)

±3,0%

6. Максимальное давление сгорания , кПа (кгс/см)

±3,0%

7. Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор , кПа (кгс/см)

± 1,5% (±1,0% - с 01.01.91)

8. Абсолютное давление воздуха на входе в двигатель или компрессор , кПа (кгс/см)

±1,5%

9. Давление наддувочного воздуха после компрессора , кПа (кгс/см)

±2,5%

10. Давление наддувочного воздуха после охладителя , кПа (кгс/см)

±2,5%

11. Давление выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах (только в двигателях с постоянной системой давления) , кПа (кгс/см)

±5,0%

12. Давление отработавшего газа в выходном патрубке , кПа (кгс/см)

±5,0%

13. Давление охлаждающей жидкости (агента) , кПа (кгс/см)

±5,0%

14. Давление смазочного масла (на смазку двигателя, турбокомпрессора, охлаждение поршня, до и после фильтров и т.д.) , кПа (кгс/см)

±5,0%

15. Давление топлива , кПа (кгс/см)

±5,0%

16. Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды) , К (°С)

±2К

17. Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) , К (°С)

±4К

18. Температура наддувочного воздуха после охладителя , К (°С)

±4К

19. Температура выпускного газа на выходе из цилиндра (блока) , К (°С)

±25К

20. Температура выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах , К (°С)

±20 К

21. Температура отработавшего газа в выходном патрубке или за турбокомпрессором или за другими системами наддува, работающими на выпускных газах , К (°С)

± 15 К

22. Температура охлаждающей жидкости (агента) (на входе и выходе из двигателя (цилиндра), в отдельных цепях, на входе и выходе из охладителей)

±4 К

23. Температура смазочного масла на входе и выходе из двигателя , К (°С)

±4 К

24. Температура топлива , К (°С)

±3 К

25. Расход топлива , г/с

±1,0%

26. Удельный расход топлива , г/кВт·ч (г/л.с·ч)

±3,5%

27. Расход смазочного масла:

цилиндрового , г/с

±10,0%

циркуляционного , г/с

±10,0%

28. Удельный расход масла:

цилиндрового , г/(кВт·ч)

±12,5%

циркуляционного , г/(кВт·ч)

±12,5%

29. Расход воздуха , кг/с

±5,0%

30. Поток охлаждающей жидкости , кг/с

±5,0%

31. Поток смазочного масла , кг/с

±5,0%

32. Относительная влажность воздуха

±5,0%

33. Среднее индикаторное давление , кПа (кгс/см)

±10,0%

34. Частота вращения ротора турбокомпрессора , с (об/мин)

По НД

35. Положение рейки топливного насоса или регулятора

±0,5 деления шкалы


Примечания:

1. Погрешности измерения, приведенные в табл.2, относятся к максимальному значению измеряемого параметра при номинальной (полной) мощности.

2. Погрешность измерения давления (за исключением давления по пп.4 и 8) выражена в процентах избыточного давления.