2.1. Условия проведения испытаний
2.1.1. Испытаниям должен подвергаться двигатель, укомплектованный штатным оборудованием и технической документацией в соответствии с техническими условиями на двигатели конкретного типа и программой испытаний. Допускается использовать для испытаний двигателя, имеющееся стендовое оборудование и приборы при условии, если они обеспечивают получение предусмотренных показателей при переходе на штатное оборудование.
2.1.2. В процессе испытаний не допускается проведение на двигателе работ и регулировок, кроме работ по техническому обслуживанию двигателя, предусмотренных в инструкции (руководстве) по эксплуатации и программе. При прекращении (перерывах) испытаний, вызванных неисправностями деталей двигателя и прочими причинами, вопрос о дальнейшем продолжении испытаний должен быть согласован в порядке, установленном программой испытаний.
2.1.3. Испытания должны проводиться на горюче-смазочных материалах и охлаждающей жидкости, указанных в технических условиях на двигатель конкретного типа.
2.1.4. Атмосферные (барометрическое давление, температура воздуха на входе в двигатель или турбокомпрессор, относительная влажность) и рабочие условия (давление на впуске, противодавление на выпуске), при которых обеспечиваются заявленные параметры двигателя, указывают в программе испытаний.
В качестве стандартных исходных условий принимают условия по ГОСТ 10150*. Если условия проведения испытаний отличаются от условий, установленных в программе, или условий на месте установки двигателя, мощность, при которой должен испытываться двигатель, определяют путем пересчета с учетом местных условий.
________________
* В качестве исходных стандартных условий на территории РФ также действует ГОСТ Р ИСО 3046-1-99*.
_______________
* ГОСТ Р ИСО 3046-1-99 отменен на территории Российской Федерации с 01.01.2007. Действует ГОСТ Р 52517-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Допускается испытывать двигатель при искусственно измененных условиях, имитирующих условия на месте его установки с соответствующим пересчетом мощности.
(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
2.1.5. Пересчет мощности и удельного расхода топлива двигателей производят по методикам*, утвержденным в установленном порядке.
_________________
* Пересчет мощности и удельного расхода топлива с учетом местных условий на территории РФ проводится в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3046-1-99.
Примечание. Если двигатель с турбонаддувом при установленных атмосферных и рабочих условиях не достигает при установленной предприятием-изготовителем мощности пределов частоты вращения турбокомпрессора и температуры газов на входе в его турбину, то предприятие-изготовитель может установить в качестве исходных для пересчета мощности другие атмосферные условия, заменяющие исходные стандартные.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
2.1.6. Если при пересчете мощности двигателя, обеспечиваемой на месте установки, к условиям на испытательном стенде будет получено такое ее значение, при котором максимальное давление сгорания в цилиндре будет больше допустимого, то допускается проводить испытания двигателя при таком значении мощности, при котором максимальное давление сгорания не будет превышать допустимого значения.
2.2. Определяемые параметры и погрешность измерений
2.2.1. При проведении испытаний определяемые параметры, их обозначения, единицы измерения, а также погрешность измерения или расчета параметров должны соответствовать указанным в табл.2.
Таблица 2
Наименование параметров, обозначения, единицы измерений | Максимально допускаемая погрешность измерения или расчета параметров |
1. Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности , Н·м (кг·м) | ±1,5% |
2. Частота вращения: | |
, с (об/мин) | ±2,0% |
при определении мощности , с (об/мин) | ±1,0% |
3. Эффективная мощность (тормозная) , кВт (л.с.) | ±2,5% |
4. Атмосферное давление , кПа (мм рт.ст.) | ±0,5% |
5. Давление в конце сжатия , кПа (кгс/см) | ±3,0% |
6. Максимальное давление сгорания , кПа (кгс/см) | ±3,0% |
7. Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор , кПа (кгс/см) | ± 1,5% (±1,0% - с 01.01.91) |
8. Абсолютное давление воздуха на входе в двигатель или компрессор , кПа (кгс/см) | ±1,5% |
9. Давление наддувочного воздуха после компрессора , кПа (кгс/см) | ±2,5% |
10. Давление наддувочного воздуха после охладителя , кПа (кгс/см) | ±2,5% |
11. Давление выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах (только в двигателях с постоянной системой давления) , кПа (кгс/см) | ±5,0% |
12. Давление отработавшего газа в выходном патрубке , кПа (кгс/см) | ±5,0% |
13. Давление охлаждающей жидкости (агента) , кПа (кгс/см) | ±5,0% |
14. Давление смазочного масла (на смазку двигателя, турбокомпрессора, охлаждение поршня, до и после фильтров и т.д.) , кПа (кгс/см) | ±5,0% |
15. Давление топлива , кПа (кгс/см) | ±5,0% |
16. Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды) , К (°С) | ±2К |
17. Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) , К (°С) | ±4К |
18. Температура наддувочного воздуха после охладителя , К (°С) | ±4К |
19. Температура выпускного газа на выходе из цилиндра (блока) , К (°С) | ±25К |
20. Температура выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах , К (°С) | ±20 К |
21. Температура отработавшего газа в выходном патрубке или за турбокомпрессором или за другими системами наддува, работающими на выпускных газах , К (°С) | ± 15 К |
22. Температура охлаждающей жидкости (агента) (на входе и выходе из двигателя (цилиндра), в отдельных цепях, на входе и выходе из охладителей) | ±4 К |
23. Температура смазочного масла на входе и выходе из двигателя , К (°С) | ±4 К |
24. Температура топлива , К (°С) | ±3 К |
25. Расход топлива , г/с | ±1,0% |
26. Удельный расход топлива , г/кВт·ч (г/л.с·ч) | ±3,5% |
27. Расход смазочного масла: | |
цилиндрового , г/с | ±10,0% |
циркуляционного , г/с | ±10,0% |
28. Удельный расход масла: | |
цилиндрового , г/(кВт·ч) | ±12,5% |
циркуляционного , г/(кВт·ч) | ±12,5% |
29. Расход воздуха , кг/с | ±5,0% |
30. Поток охлаждающей жидкости , кг/с | ±5,0% |
31. Поток смазочного масла , кг/с | ±5,0% |
32. Относительная влажность воздуха | ±5,0% |
33. Среднее индикаторное давление , кПа (кгс/см) | ±10,0% |
34. Частота вращения ротора турбокомпрессора , с (об/мин) | По НД |
35. Положение рейки топливного насоса или регулятора | ±0,5 деления шкалы |
Примечания:
1. Погрешности измерения, приведенные в табл.2, относятся к максимальному значению измеряемого параметра при номинальной (полной) мощности.
2. Погрешность измерения давления (за исключением давления по пп.4 и 8) выражена в процентах избыточного давления.