Статус документа
Статус документа


СП 35-104-2001

     

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ


ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ С МЕСТАМИ ТРУДА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Buildings and premises with working places for disebled

     
ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) Госстроя России - ведущая организация при участии ЗАО "Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр" (АПИО-Центр)

2 ВНЕСЕН Министерством труда и социального развития Российской Федерации

3 ПРЕДСТАВЛЕН Управлением архитектуры и проектных работ и Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России

4 УТВЕРЖДЕН приказом директора ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) от 20 июня 2001 г. N 5 г.

5 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. N 69

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВВЕДЕНИЕ

          

Свод правил СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов" разработан по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" в соответствии с Государственным контрактом N 5.1.1. 227юр-98 от 25 июня 1999 г. по теме: "Создание единой системы отраслевых требований по проектированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

________________

На территории Российской Федерации документ не действует. Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия 31.12.2005 г. - Примечание изготовителя базы данных.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, глава 3, статья 9 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563) предусматривает "профессиональную реабилитацию инвалидов", которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства. В законе также предусматривается обеспечение занятости инвалидов (статья 20) с помощью специальных мероприятий, в том числе: квоты рабочих мест для приема на работу инвалидов (статья 21), создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (статья 22), создания соответствующих условий труда (статья 23) и определения прав, обязанностей и ответственности работодателей в обеспечении занятости инвалидов (статья 24).

Нормативной базой, регламентирующей мероприятия по адаптации существующей среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, призван стать 35-й комплекс нормативных документов в области проектирования и строительства. Основным документом федерального уровня для данного комплекса является СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

Кроме СНиП 35-01-2001, в состав базового блока нормативных документов нового поколения по 35 комплексу входят:

СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";

СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";

СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";

СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов".

Настоящий Свод правил, дополняющий и детализирующий требования СНиП 35-01-2001, должен применяться совместно с СП 35-101-2001.

На предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий. На основании перечня таких профессий в учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы разрабатываются индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в которых даются рекомендации по профессионально-производственной адаптации и трудоустройству. С учетом этих рекомендаций трудоустройство инвалидов может осуществляться по двум направлениям.

Первое направление - создание специализированных предприятий, производственных зданий, цехов, мастерских и т.п. для тех категорий инвалидов, физиологические особенности которых предъявляют сложный комплекс специфических санитарно-гигиенических, архитектурно-строительных и эргономических требований к производственной среде. Это направление целесообразно преимущественно для инвалидов: слепых, глухих и глухонемых, инвалидов со сниженным интеллектом и инвалидов, пользующихся для передвижения креслами-колясками, хотя и для них могут быть подобраны и организованы рабочие места в отдельных цехах и помещениях на предприятиях общего типа, а также в учреждениях.

Второе направление - подбор на предприятиях общего типа и в учреждениях помещений, цехов, производственных участков, вспомогательных служб, в которых отсутствуют противопоказанные для инвалидов производственные (технологические и санитарно-гигиенические) факторы, или же они легко устранимы с помощью несложных мероприятий, и в то же время имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов той или иной категории. В этих случаях достаточными могут стать сравнительно несложные архитектурно-строительные, эргономические и организационные мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия труда для инвалидов.

Свод правил содержит рекомендательные нормы и правила в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" и является документом федерального уровня.

_________________

Документ утратил силу на основании Постановлением Госстроя России от 10.09.2003 N 164. - Примечание изготовителя базы данных.

В данной разработке учтены опыт отечественных и зарубежных специалистов в освещаемой области, а также новые разработки различных авторов и авторских коллективов.

Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе: руководитель темы, научный редактор, канд. архитектуры A.M.Гарнец, руководитель разработки; ответственный исполнитель Свода правил - канд. архитектуры Л.А.Викторова; канд. мед. наук О.С.Андреева, канд. экономических наук В.В.Петрова; ответственные исполнители (компьютерная графика): арх. К.В.Карпач и инж. А.И.Цыганов, при участии: канд. архитектуры Б.П.Анисимова, арх. Н.П.Малиночки и инж. М.М.Миловидова.

Внесен Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России (И.В.Лебедев, А.Е.Лысенко).

Представлен к утверждению Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России (В.В.Тишенко, Н.Н.Поляков, Л.А.Викторова), Управлением архитектуры и проектных работ Госстроя России (Э.А.Шевченко, Н.Н.Якимова, В.Г.Хахулин).

Согласован Государственной противопожарной службой МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих.

В работе использованы материалы "Рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения: Вып.20. Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий" /Минстрой России, Минсоцзащиты России, АО ЦНИИпромзданий. - М.: ГП ЦПП, 1994 (канд. архитектуры Л.А.Викторова, арх. Н.Б.Сипкина, инж. О.И.Алексютина).

Использован также ряд положений ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения" /Госстрой России. - М.: ГП ЦПП, 1994 (ЦНИИЭП им.Б.С.Мезенцева, ЦНИИЭП жилища, ЦНИИП учебных заведений и ЦНИИП курортно-туристических зданий и комплексов Госкомархитектуры).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 В данном Своде правил из всех маломобильных групп населения принимаются во внимание в основном инвалиды трудоспособного возраста, так как остальные маломобильные группы: люди старшей возрастной группы, временно нетрудоспособные, в том числе женщины в декретном отпуске, не учитываются при организации рабочих мест на предприятиях и в учреждениях. В связи с этим в последующем тексте данного Свода правил будет употребляться термин "рабочее место для инвалида".

1.2 Настоящий Свод правил распространяется на проектирование предприятий, учреждений, зданий и помещений с целью создания рабочих мест для инвалидов всех групп и большинства нозологий (заболеваний, являющихся причиной инвалидности), в том числе для инвалидов, передвигающихся с помощью кресел-колясок и других вспомогательных средств. Это обусловлено тем, что ориентация на все категории позволит более полно охватить трудоустройством инвалидов, проживающих в пределах пешеходной доступности, что в свою очередь облегчит решение транспортной проблемы. При этом также следует учитывать, что контингент инвалидов, проживающих в близлежащем к учреждению или предприятию районе, достаточно изменчив.

В каждом конкретном случае в зависимости от особенностей контингента населения территориальными органами социальной защиты населения в задании на проектирование могут быть установлены требования к рабочим местам по определенным нозологиям. Однако во всех случаях должны выполняться мероприятия по обеспечению доступности рабочих мест для инвалидов, передвигающихся с помощью специальных средств, так как эти мероприятия обеспечат доступность рабочих мест для большинства инвалидов других категорий, в том числе для наиболее многочисленной группы инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний.

1.3 Данный Свод правил распространяется на проектирование предприятий различных отраслей промышленности, в том числе: машиностроения, приборостроения, электроники, радиотехнической, электротехнической; легкой, пищевой, местной промышленности, предприятий бытового обслуживания населения, ремонтных предприятий и других, где имеются профессии и специальности, медицински показанные для инвалидов; а также на проектирование административно-управленческих зданий, зданий проектных и научно-исследовательских институтов и других общественных зданий, где могут быть организованы отдельные рабочие места для инвалидов. Порядок организации доступности рабочих мест для инвалидов при проектировании предприятия общего типа или учреждения приведен в приложении А.

1.4 Настоящий Свод правил не распространяется на проектирование специализированных предприятий, а также на организацию рабочих мест в квартирах для инвалидов-надомников.

2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1 Отправными точками проектирования предприятия или учреждения с учетом интересов трудящихся инвалидов являются: во-первых, изначальное наличие рабочих мест, пригодных для труда инвалидов, во-вторых, их размещение в объемно-планировочной структуре предприятия, учреждения, здания, помещения, в-третьих, доступность рабочих мест для инвалидов, в-четвертых, безопасность и комфортность этих рабочих мест, в том числе оптимальные (или допустимые) санитарно-гигиенические условия в помещениях, где размещаются рабочие места для инвалидов.

2.2 В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г., N 181-ФЗ, глава 3, статья 21 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливается для каждого предприятия, учреждения, организации квота рабочих мест для инвалидов в процентах среднесписочной численности работников, если она превышает 30 человек; при этом квота должна быть не менее 3%. Квота рабочих мест, виды и группы инвалидности работников, которым может быть предоставлена работа, уточняются в задании на проектирование с участием в его составлении территориальных органов социальной защиты населения в соответствии с правилами, установленными в РДС 35-201 (нормативные документы, на которые есть ссылки в СП, приведены в приложении Б).

2.3 Рабочие места для инвалидов на каждом конкретном производстве или в учреждении могут быть одиночными, рассредоточенными или сконцентрированными на специализированных производственных участках или в специализированных цехах. Принцип размещения рабочих мест зависит от особенностей технологических процессов и организации производства (структуры учреждения), а также от контингента инвалидов, определяемого территориальными органами социальной защиты населения в задании на проектирование.

2.4 Рабочие места в зависимости от специальности (профессии), для которой они предусмотрены, и нозологии инвалидности могут быть обычными, то есть с оборудованием, предназначенным для здорового работника, или специализированными для определенной нозологии инвалидности, что устанавливается в задании на проектирование.

Профессии и специальности, присущие данному производственному процессу и пригодные для инвалидов, определяют территориальные органы социальной защиты населения в соответствии с рекомендациями органов медико-социальной экспертизы, записанными в утвержденную "Индивидуальную программу реабилитации инвалида".

2.5 Доступность рабочих мест для инвалидов должна обеспечиваться:

комплексным определением принципов их размещения, в том числе - в структуре населенного пункта, предприятия, учреждения или организации; - в объемно-планировочной структуре здания (производственного, административного, общественного, в ряде случаев - жилого);

устранением или преобразованием элементов среды жизнедеятельности, которые могут являться барьерами на путях передвижения инвалидов к местам приложения их труда;

информативной оснащенностью путей передвижения инвалидов.

2.6 Комплекс мероприятий, обеспечивающий доступность мест приложения труда для инвалидов, должен быть рациональным. Из него, по возможности, должны быть исключены дорогостоящие мероприятия, например, устройство лифта в малоэтажном здании при наличии одного рабочего места для инвалида, передвигающегося с помощью кресла-коляски, или устройство для этих инвалидов подземного перехода с пандусом на территории небольшого предприятия. В таких случаях доступность рабочих мест и безопасность передвижения к ним может обеспечиваться другими архитектурно-планировочными или организационными мероприятиями.

2.7 Комфортность рабочего места обеспечивается хорошо подобранными в соответствии с физиологическими особенностями инвалида комплектом оборудования, различных вспомогательных приспособлений к нему и мебели, а также созданием необходимых санитарно-гигиенических условий в рабочей зоне.

Безопасность рабочего места обеспечивается специальными защитными приспособлениями, входящими в набор его оборудования, а также созданием условий для своевременной эвакуации инвалида в экстремальных случаях, например при пожарной опасности.

3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ МЕСТ ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА ИНВАЛИДОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ

3.1 Территория предприятия (учреждения) должна быть доступна для инвалидов всех категорий, так как невозможно предусмотреть, инвалиды какой нозологии будут трудоустроены, какой контингент будет проживать в близлежащих жилых районах.

3.2 Для обеспечения доступности территории предприятия (учреждения) ее генеральный план должен формироваться в комплексе с прилегающей территорией города, поселка или другой территориальной единицы, в которую входит данное предприятие или учреждение. При этом должны быть предусмотрены элементы, обеспечивающие связь мест проживания инвалидов с местами приложения их труда. К ним относятся: стоянки личного транспорта инвалидов, специально оборудованные остановки общественного транспорта (если это предусматривается в задании на проектирование), контрольно-пропускные пункты, оборудование которых обеспечивает проезд кресел-колясок.

На крупных предприятиях для обеспечения наиболее коротких связей возможно устройство дополнительных контрольно-пропускных пунктов и остановок общественного транспорта, рассредоточенных вдоль границы территории, а также размещение стоянок личного автотранспорта инвалидов непосредственно на территории предприятия вблизи цехов, где предусмотрены рабочие места для инвалидов (рисунок 1).

3.3 Остановки общественного транспорта и стоянки личного автотранспорта инвалидов должны размещаться не далее 50 м от контрольно-пропускных пунктов. На крупных и реконструируемых предприятиях, где расстояния от автостоянок общего пользования превышают лимитируемые 50 м до проходных, а от проходных пунктов до входов в здания, где расположены рабочие места инвалидов, в сумме превышают 300 м, автостоянки для инвалидов следует делать обособленными и размещать их в производственной зоне предприятия рассредоточенно, вблизи входов в бытовые корпуса. В этих случаях в планировке контрольно-пропускных пунктов или проходных предусматривают возможность пропуска личного автотранспорта инвалидов на заводскую территорию.

3.4 Количество мест на автостоянке для работающих инвалидов (без учета инвалидов-посетителей) определяется в каждом конкретном случае в зависимости от принятой на данном предприятии (учреждении) квоты рабочих мест для инвалидов, но не менее одного места при общем количестве мест на стоянке до 100.

3.5 Контрольно-пропускные пункты, оборудованные турникетами, должны иметь проезды для инвалидных колясок шириной не менее 1,2 м. На пути передвижения инвалидов со сниженным интеллектом, слепых и слабовидящих устройство турникетов-вертушек нежелательно (рисунок 2).

3.6 Планировка территории предприятия (учреждения) и ее оборудование должны обеспечивать (рисунок 3):

минимальную протяженность пешеходных путей передвижения;

безопасность передвижения по территории;

отсутствие элементов, создающих препятствия на путях передвижения инвалидов.

3.7 Планировка территории предприятия, на котором предполагается трудоустройство слабовидящих или слепых инвалидов, должна быть предельно простой для удобства ее запоминания и ориентации в пространстве, пешеходные и транспортные пути спроектированы по прямоугольной схеме.

3.8 На заводской территории не допускается пересечение пешеходных путей инвалидов, пользующихся для передвижения креслами-колясками, слабовидящих и слепых инвалидов с грузовыми потоками. На крупных предприятиях, где на таких пересечениях предусмотрены подземные переходы, последние целесообразно оборудовать пандусами и перилами.

3.9 Уклоны и габариты пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов на путях передвижения инвалидов, а также пересечения этих путей с внутризаводскими проездами должны обеспечивать безопасное передвижение инвалидов на креслах-колясках.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs