4.1. Общие требования
4.1.1. Испытания машин должны проводиться методами, предусмотренными настоящим стандартом, стандартами или техническими условиями на машины конкретных видов и моделей с использованием аттестованных средств измерений. Схема расположения средств измерений в системе подвода сжатого воздуха к машине представлена в рекомендуемом приложении.
4.1.2. Испытания должны проводиться при следующих нормальных условиях:
атмосферное давление от 0,088 до 0,108 МПа (0,9 до 1,1 кгс/см);
температура окружающей среды (20±2) °С;
относительная влажность среды (65±5)%;
температура сжатого воздуха (20±5) °С.
В случае отклонения условий испытаний от указанных они должны быть отражены в протоколе испытаний.
4.1.3. Длина воздухоподводящего рукава от точки измерения давления до машины должна быть от 3 до 5 м.
4.1.4. Испытания должны проводиться при эксплуатационном номинальном давлении сжатого воздуха:
0,63 МПа (6,3 кгс/см) - для машин, эксплуатируемых при давлении 0,63 МПа (6,3 кгс/см);
0,5 МПа (5,0 кгс/см) - для машин, эксплуатируемых при давлении 0,5 МПа (5,0 кгс/см).
4.1.5. Класс точности средств измерений следует выбирать исходя из допускаемых погрешностей измеряемых параметров, указанных в настоящем стандарте и в стандартах или технических условиях на машины конкретных видов и моделей.
4.2. Измерение давления сжатого воздуха
4.2.1. Для измерения давления воздуха на входе в машину используются манометры, имеющие класс точности и шкалу, позволяющую вести отсчет перепада давлений с погрешностью не более 0,5%. Измеряемые давления должны быть в интервале между первой и третьей четвертями шкалы включительно.
4.2.2. Скорость воздуха в зоне давления не должна превышать 15 м/с. Для получения в точке измерения давления при этой скорости и сглаживания пульсации давления следует между трубопроводом и входом в машину поместить ресивер. Расположение ресивера в системе подвода сжатого воздуха к машине и расчет его минимального сечения приведен в рекомендуемом приложении.
4.2.3. Патрубок, подающий сжатый воздух из магистрали в ресивер и наконечник манометра должны быть расположены так, чтобы струя воздуха не попадала на наконечник манометра. Для этого в ресивер за входным патрубком следует установить дефлектор.
4.2.4. Перед началом испытаний следует убедиться, достаточна ли пропускная способность системы подвода сжатого воздуха к машине. С этой целью в ресивер следует подавать сжатый воздух до получения заданного давления. Затем постепенно увеличивать расход сжатого воздуха до максимального, предусмотренного для данной системы, при этом показания манометра не должны изменяться в течение всего периода работы более чем на 0,5%.
4.3. Измерение крутящего момента и частоты вращения
4.3.1. Крутящий момент измеряют с помощью рычажных динамометров или с помощью тормозных устройств. Относительная погрешность измерения не должна превышать ±3%.
4.3.2. Частоту вращения измеряют тахометрами по ГОСТ 21339 или другими средствами измерения с относительной погрешностью измерения не более ±2%. Относительная погрешность при приемо-сдаточных испытаниях не более ±3%.
4.4. Измерение мощности
4.4.1. Мощность определяют по формуле