Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков


ГОСТ 30378-95
------------------------
ГОСТ Р 50607-93

Группа Э02


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОВМЕСТИМОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ


ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

ПОМЕХИ ОТ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИХ РАЗРЯДОВ

Требования и методы испытаний

Electromagnetic compatibility of technical means. Electrical equipment for vehicles.
Electrical disturbance from electrostatic discharges.
Technical requirements and tests methods


Дата введения 1997-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом N 56 "Дорожный транспорт"

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 12 октября 1995 г. в качестве межгосударственного стандарта ГОСТ 30378-95.

Постановлением Госстандарта России от 15 мая 1996 г. N 308 ГОСТ 30378-95 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50607-93 на территории Российской Федерации в связи с полной аутентичностью их содержания.

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана



3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2003 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на электронные и электрические изделия, предназначенные для работы на автотранспортных средствах, проектирование которых начато после 01.07.94, и устанавливает требования к их электромагнитной совместимости в части устойчивости к помехам от электростатического разряда, а также методы их испытаний.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний.

     3 Определения и сокращения

3.1 ИГ - испытательный генератор электростатического разряда.

     4 Требования к электромагнитной совместимости

4.1 Изделия должны быть устойчивы к воздействию испытательных импульсов от электростатического разряда с параметрами различной степени жесткости, указанными в таблице 1.


Таблица 1

Испытательное напряжение, кВ

Минимальное число разрядов*

Вид разряда

Степени жесткости

I

Il

Ill

IV

Контактный

±4

±4; 6

±4; 6; 7

±4; 6; 7; 8

3

Воздушный

±4

±4; 6

±4; 8; 14

±4; 8; 14; 15

3

_______________

* Минимальный временной интервал между разрядами - 5 с



4.2 Классификация изделий по функциональным классам - по ГОСТ 28751.

     5 Методы испытаний

5.1 Испытание на соответствие требованиям настоящего стандарта проводят на установке, приведенной на рисунке 1.

1 - источник питания; 2 - ИГ; 3 - испытываемое изделие; 4 - устройство для задания режимов работы
испытываемого изделия; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - плоскость заземления;
7 - шины заземления; 8 - изоляционная подставка

Рисунок 1



5.1.1 ИГ должен иметь следующие характеристики:

- номинальные выходные напряжения:

контактного разряда - в соответствии с таблицей 1,

воздушного разряда - в соответствии с таблицей 1;

- максимальные выходные напряжения:

контактного разряда - не более 8 кВ,

воздушного разряда - не более 15 кВ;

- погрешность установки номинальных напряжений - не более ±10%.

5.1.2 Разрядные наконечники - в соответствии с рисунком 2.

1 - разрядный наконечник, устанавливаемый как можно ближе к концу электрода

Рисунок 2 - Воздушный разрядный наконечник; контактный разрядный наконечник

5.1.3 Конструкция ИГ должна обеспечивать полный заряд разрядного конденсатора до переключения его на разряд.

5.1.4 Изоляция заземляющего провода ИГ должна исключать утечку разрядного тока через проводящие поверхности.

5.2 Плоскость заземления установки должна быть изготовлена из металлического листа (медного, латунного или стального с гальванопокрытием) с минимальной толщиной 1,0 мм и площадью не менее 1 м. Габаритные размеры листа зависят от размеров испытываемого изделия. Лист должен выступать из-под испытываемого изделия не менее чем на 0,1 м со всех сторон.

Плоскость заземления должна быть подсоединена к контуру заземления с помощью шины заземления длиной не более 1 м и шириной не менее 5 мм.

5.3 При применении в процессе испытаний изоляционных подставок они должны быть выполнены из чистого и сухого изоляционного материала. Высота блоков (25±2,5) мм. Блоки должны выступать из-под испытываемого образца не менее чем на 20 мм со всех сторон.

5.4 Аттенюатор должен быть широкополосным и иметь следующие параметры: 20 Ом и 20 дБ. При применении вход аттенюатора соединяется с коаксиальным выходом (выводом) и крепится в соответствии с приложением А.

5.5 Для измерения времени нарастания первого пикового значения тока электростатического разряда должен использоваться аналоговый измерительный прибор с минимальной разрешающей способностью измерения сигнала порядка 1 ГГц или цифровой измерительный прибор с минимальной дискретной разрешающей способностью 2 ГГц в секунду и входным сопротивлением =50 Ом.

5.6 Напряжение заряда ИГ проверяют вольтметром с минимальным импедансом 100 ГОм.

5.7 Испытательное оборудование, применяемое для проверки испытываемых изделий, не должно быть чувствительным к электростатическим разрядам.

5.8 Перед проведением испытания должна быть проведена проверка ИГ в соответствии с приложением А.

5.9 Испытание следует проводить при температуре (23±5) °С и относительной влажности от 30 до 60%, если иное не установлено в технической документации на изделие.

5.10 Заземление высокого напряжения ИГ должно быть соединено непосредственно с плоскостью заземления с помощью шин. Длина соединения не должна превышать 1 м.

Индуктивность заземления не более 2 мкГн.

5.11 Испытываемое изделие должно быть помещено в центр плоскости заземления. Изделия, устанавливаемые на шасси автомобиля, должны быть установлены и соединены непосредственно с плоскостью заземления. Изделия, изолированные от массы в условиях применения на автомобиле, должны быть испытаны с использованием изоляционных подставок.

5.12 Все валы (оси), кнопки, выключатели или поверхности испытываемого изделия, доступные пассажиру внутри транспортного средства, должны быть испытаны или на всех уровнях напряжения в соответствии с таблицей 1, или в соответствии с указаниями в технической документации следующими двумя методами.

5.12.1 Метод контактного разряда

Контактный разрядный наконечник ИГ должен быть введен в прямой контакт со всеми доступными точками разряда. Каждая точка разряда должна быть испытана на всех уровнях напряжения, указанных в таблице 1.

5.12.2 Метод воздушного разряда

ИГ должен быть помещен на расстоянии не менее 15 мм от испытываемого прибора. Пальцеобразный разрядный наконечник должен быть установлен перпендикулярно (±15°) к участку разряда.

Разрядник должен медленно (со скоростью не более 5 мм/с) двигаться по направлению к испытываемому прибору до первого разряда. Каждая точка должна испытываться на воздействие всех уровней напряжения в соответствии с таблицей 1.

Примечание - Если разряда не происходит, необходимо продолжать продвигать разрядный наконечник до контакта с точкой разряда. Если и в этом случае нет разряда, необходимо прекратить испытание на данных уровнях и расположении.

5.13 Каждая точка разряда должна подвергаться не менее трем* воздействиям как при положительной, так и при отрицательной полярности на каждом уровне напряжения. Время между разрядами - не менее 5 с.

_______________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание - Все разрядные точки могут быть испытаны сначала на каждом уровне напряжения при одинаковой полярности, а затем на противоположной.

5.14 Во время и после серии из трех испытаний изделие должно отвечать всем техническим требованиям.

5.15 Необходимо зарегистрировать все отклонения (видимые, слышимые, отказы и т.д.) в отчете об испытаниях.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)

Проверка работы ИГ

1 ИГ должен подвергаться ежедневной и периодической (раз в три месяца) проверке.