Статус документа
Статус документа


ГОСТ 3934-71

Группа К19

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ДРЕВЕСИНА АВИАЦИОННАЯ

Правила приемки и методы контроля

Aircraft wood
Inspection rules and control methods



ОКСТУ 5307

Дата введения 1973-01-01

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 января 1971 г. N 1947

3. ВЗАМЕН ГОСТ 3934-47

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 166-89

2.3.1, 2.4.1, 2.5.1.1, 2.5.2.1

ГОСТ 968-68

1.4, 1.13

ГОСТ 2646-71

1.4, 1.13

ГОСТ 2996-79

1.4, 1.13

ГОСТ 10708-82

2.5.2.1

ГОСТ 25336-82

2.1.1, 2.3.1



5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (июль 1998 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июне 1989 г. (ИУС 8-89)


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2008 год

Поправка внесена изготовителем базы данных



Настоящий стандарт распространяется на авиационную древесину (круглые лесоматериалы, пиломатериалы и заготовки) и устанавливает правила приемки и методы контроля физико-механических свойств древесины.

1. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

1.1. При приемке авиационную древесину сортируют по группам качества и контролируют ее физико-механические свойства следующими методами:

методом определения средней влажности партии авиационной древесины;

макроструктурным методом для предварительной оценки механических свойств древесины по проценту поздней древесины или числу годовых слоев;

методом плотности для оценки механических свойств древесины по плотности;

весовым методом для ориентировочной оценки механических свойств древесины по ее массе при определенной влажности;

методом физико-механических испытаний для окончательной оценки свойств древесины лиственных пород по плотности и пределу прочности при сжатии вдоль волокон, а древесины хвойных пород - дополнительно по ударной вязкости при изгибе;

комбинированным методом, представляющим собой сочетание перечисленных выше методов.

1.2. Средняя влажность партии авиационной древесины определяется после предварительной сортировки древесины на группы качества.

Макроструктурный метод, метод плотности и весовой метод являются вспомогательными при контроле физико-механических свойств авиационной древесины и применяются, за исключением весового метода, для предварительной сортировки на группы по качеству.

Метод физико-механических испытаний является основным при контроле физико-механических свойств древесины.

При отсутствии на заводах поставщика оборудования для контроля методом физико-механических испытаний допускается применять метод плотности и весовой метод.

Комбинированный метод контроля применяют по соглашению поставщика с потребителем.

При разногласиях в оценке физико-механических свойств древесины проверка показателей производится только методом физико-механических испытаний.

1.3. Предъявленная к приемке партия авиационной древесины подлежит поштучному осмотру по внешнему виду.

Партией считают количество материала, рассортированного по породам и размерам, оформленное одним документом.

1.4. Древесину, признанную по внешнему виду кондиционной, сортируют по физико-механическим показателям на группы, предусмотренные ГОСТ 968, ГОСТ 2646, ГОСТ 2996 и табл.1 приложения 1.

Всю предъявленную авиационную древесину, за исключением древесины бука, липы и березы, сортируют по проценту поздней древесины или числу годовых слоев (макроструктурный метод).

Древесину бука, липы и березы сортируют по плотности (методом плотности).

Кряжи и чураки сортируют только по числу годовых слоев.

1.5. После сортировки определяют влажность древесины и производят контроль ее свойств методом физико-механических испытаний, а на заводах поставщика, не имеющих специального оборудования, методом плотности или весовым методом. Отбор проб при соответствующих методах контроля производят следующим образом.

Для определения влажности партии авиационной древесины отбирают 2,0% от общего количества штук пиломатериалов и 0,5% заготовок, но не менее 5 шт. для пиломатериалов и 10 шт. для заготовок. Пробы берут равномерно из всей партии материалов.

Для контроля качества авиационной древесины методом физико-механических испытаний отбирают худшие по макроструктуре пробы в количестве 2,0% для пиломатериалов и 0,5% для заготовок от общего количества штук, отдельно для каждой группы, причем общее количество отобранного материала должно быть не менее 5 досок, 10 брусков и 20 заготовок.

Для контроля качества пиломатериалов методом плотности отбирают от каждой группы худшие по макроструктуре пробы в количестве 2,0%, но не менее 8 досок и 16 брусков.

Для контроля качества пиломатериалов и заготовок весовым методом испытывают всю партию материалов.

Для контроля качества древесины березы, бука и липы партию подвергают проверке полностью при всех методах контроля.

1.6. Хвойную древесину, признанную кондиционной на заводах поставщика при испытании методом плотности и весовым методом, подвергают на заводах потребителя испытаниям на ударный изгиб в объеме 1,0% для пиломатериалов и 0,5% для заготовок от партии, но не менее 5 досок, 10 брусков и 20 заготовок.

1.7. При получении неудовлетворительных результатов испытаний при приемке хотя бы для одного образца следует пересортировать и переиспытать соответствующую группу в том же количестве и тем же методом, каким были выполнены первоначальные испытания. При повторном отборе проб следует выбирать образцы с макроструктурой, подобной макроструктуре образцов, давших неудовлетворительные результаты при первоначальных испытаниях.

При повторном получении неудовлетворительных результатов группу переводят в нижестоящую по качеству или подвергают поштучному испытанию.

Для повышения точности сортировки на заводах поставщика корректируют по соглашению сторон нормированные показатели макроструктуры и плотности, приведенные в табл.1 приложения 1, и массы, определяемой по документации, утвержденной Министерством лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР и Министерством авиационной промышленности.

1.8. При поштучных испытаниях принимают материал, выдержавший испытания на сжатие вдоль волокон, а для хвойных пород - дополнительно испытания на ударный изгиб.

1.9. Древесину хвойных пород, признанную при испытаниях кондиционной, учитывают по средней плотности, вычисленной по результатам испытаний.

1.10. Если средняя плотность партии авиационной древесины окажется выше нормы, указанной в табл.1 приложения 1, то данная партия соединяется с партией, имеющей более низкую плотность, для получения средней плотности, удовлетворяющей норме.

1.11. При контроле авиационной древесины комбинированным методом, предъявленную к приемке древесину сортируют на группы по макроструктуре и в полном объеме проверяют весовым методом.

От материала, выдержавшего проверку весовым методом, отбирают пробы в объеме 1,0% пиломатериалов и 0,5% заготовок для испытания на ударный изгиб.

Весь материал, не выдержавший проверку весовым методом, испытывают методом плотности.

Материал, имеющий плотность не ниже нормы, подлежит испытанию на ударный изгиб в объеме 1,0% пиломатериалов и 0,5% заготовок. Материал, имеющий плотность ниже нормы, полностью подлежит испытанию на сжатие вдоль волокон.

Материал, имеющий предел прочности при сжатии не ниже нормы, подвергают испытанию на ударный изгиб в объеме 1,0% пиломатериалов и 0,5% заготовок.

При получении неудовлетворительных результатов хотя бы для одного образца, испытания, предусмотренные комбинированным методом, повторяют для других проб в том же объеме. При повторном получении неудовлетворительных результатов группа переводится в нижестоящую.

1.12. Заготовки комплектуют из материала одной группы. Допускается перевод заготовок в вышестоящую группу при поштучном испытании.

1.13. Маркировку авиационной древесины производят по ГОСТ 968, ГОСТ 2646 и ГОСТ 2996.

1.14. Результаты заводских испытаний вносят в технический паспорт (см. приложение 2, форма 6).

2. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

2.1. Метод определения средней влажности партии авиационной древесины

2.1.1. Аппаратура:

сушильный шкаф, обеспечивающий высушивание древесины при температуре (103±2) °С;

весы с погрешностью взвешивания не более 0,1 г;

эксикатор по ГОСТ 25336 с безводным хлористым кальцием или селикагелем.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.1.2. Подготовка к испытанию

От каждой отобранной штуки материала берут образец в виде отрезка длиной 20-30 мм через все поперечное сечение материала на расстоянии не менее 0,5 м от торца.

Если длина материала равна или меньше 1 м, то образец берут из середины.

Масса образца должна быть не менее 50 г.

При малом поперечном сечении материала берут несколько отрезков, массу которых суммируют.

Образцы не должны иметь пороков древесины.

2.1.3. Проведение испытания

Образцы взвешивают сразу после изготовления с погрешностью не более 0,1 г.

После взвешивания образцы помещают в сушильный шкаф и высушивают до постоянной массы при температуре (103±2) °С.

Укладка образцов должна обеспечивать их свободное смывание воздухом.

Установление постоянной величины массы при абсолютно сухом состоянии контролируют рядом взвешиваний 2-3 образцов.

Первое контрольное взвешивание производят через 6 ч после начала высушивания, каждое последующее - через 2-3 ч одно за другим.

Постоянная масса считается достигнутой, если разность между двумя последними взвешиваниями не превышает 0,2 г.

По достижении образцами постоянной массы высушивание прекращают и производят вторичное взвешивание образцов.

До взвешивания образцы помещают в эксикатор с безводным хлористым кальцием или селикагелем для охлаждения, а при отсутствии эксикатора берут из шкафа по одному образцу, заворачивают в полиэтиленовую пленку и взвешивают без охлаждения.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs