Настоящий стандарт охватывает все типы аппаратов, перечисленные в 1.1.1 и 1.1.2, главные контакты которых предполагается присоединять к цепям с номинальным напряжением не выше 1000 В переменного тока или 1500 В постоянного тока.
Пускатели и контакторы, охватываемые этим стандартом, нормально не предназначаются для отключения токов короткого замыкания. Поэтому соответствующая защита от коротких замыканий (см. 3.3.4) должна составлять часть установки, но не обязательно контактора или пускателя.
В этих рамках стандарт содержит требования:
- к контакторам, связанным с аппаратами защиты от перегрузок и/или коротких замыканий;
- к пускателям, связанным с отдельными аппаратами защиты от коротких замыканий и встроенными аппаратами защиты от перегрузок;
- к контакторам и пускателям, в оговоренных условиях комбинируемым с собственными аппаратами защиты от коротких замыканий.
Такие комбинации, например комбинированные (см. 2.2.7) или защищенные (см. 2.2.8) пускатели, рассматривают как единый аппарат.
Автоматические выключатели и комбинации с плавкими предохранителями, используемые в функции аппаратов защиты от коротких замыканий в комбинированных и защищенных пускателях, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 30011.2* или ГОСТ 30011.3**.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50030.2-99 (здесь и далее);
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50030.3-99. - Примечание изготовителя базы данных..
Стандарт распространяется на аппараты, перечисленные ниже.
1.1.1 Контакторы переменного и постоянного тока
Контакторы переменного и постоянного тока, предназначенные для замыкания и размыкания электрических цепей, а в комбинации с соответствующими реле (см. 1.1.2) и для защиты этих цепей от возможных рабочих перегрузок.
Примечание - Контакторы, комбинируемые с соответствующими реле и предназначенные для защиты от коротких замыканий, должны дополнительно удовлетворять требованиям к автоматическим выключателям ГОСТ 30011.2.
Настоящий стандарт относится также к органам управления контакторных реле и контактам, управляющим исключительно цепью катушки контактора.
1.1.2 Пускатели переменного тока
Пускатели переменного тока, предназначенные для пуска и разгона двигателя до номинальной скорости, обеспечения непрерывной работы двигателя, отключения питания и защиты двигателя и подключенных цепей от рабочих перегрузок.
Пускатели, срабатывание которых зависит от тепловых электрических реле для защиты двигателя или встроенных в двигатель термических защитных аппаратов согласно ГОСТ 27888, не обязательно удовлетворяют всем соответствующим требованиям данного стандарта.
Реле перегрузки для пускателей, в том числе полупроводниковые, должны отвечать требованиям настоящего стандарта.
1.1.2.1 Пускатели переменного тока для прямого непосредственного пуска (с полным напряжением)
Пускатели, предназначенные для пуска двигателя, разгона его до номинальной скорости, защиты двигателя и подключенных к нему цепей от рабочих перегрузок и отключения питания двигателя.
Настоящий стандарт распространяется также на реверсивные пускатели.
1.1.2.2 Пускатели переменного тока на пониженном напряжении
Пускатели переменного тока на пониженном напряжении, предназначенные для пуска двигателя, его разгона до номинальной скорости путем подачи сетевого напряжения на выводы двигателя через более чем одну ступень присоединения или постепенного повышения напряжения, подаваемого на выводы, для защиты двигателя и подключенных к нему цепей от рабочих перегрузок и для отключения питания двигателя.
Для управления последовательными срабатываниями при переходе от одного этапа к другим могут предусматриваться автоматические переключатели. Такие переключатели могут выполняться, например, как контакторные реле с выдержкой времени или двухпозиционные реле с заданной выдержкой времени, минимальные расцепители тока или автоматические регуляторы ускорения (см. 4.10).
1.1.2.2.1 Пускатели со схемой звезда-треугольник
Пускатели со схемой звезда-треугольник, предназначенные для пуска трехфазного двигателя в соединении звездой, обеспечения его непрерывной работы в соединении треугольником, защиты двигателя и подключенных к нему цепей от рабочих перегрузок и отключения питания двигателя.