Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ 27888-88
(МЭК 34-11)

Группа Е60

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ

Встроенная температурная защита. Правила защиты

Rotating electrical machines. Built-in thermal protection.
Rules for protection



ОКП 33 0000

Срок действия с 01.01.90
до 01.01.95*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 4, 1994 год). - Примечание "КОДЕКС".

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССР

2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.11.88 N 3736 введен в действие государственный стандарт СССР 27888-88, в качестве которого непосредственно применен международный стандарт МЭК 34-11, с 01.01.90

3. Срок первой проверки 1994 г., периодичность проверки 5 лет.

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

ГОСТ 183-74

1, 2, 5.1, 5.2б, 7.2, 7.3.1, 7.4, 8.1.1

ГОСТ 2492-84*

8.1.1

_______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50030.5.1-99. - Примечание "КОДЕКС".

ГОСТ 10434-82

6.2.1б

ГОСТ 24753-81

6.2.1б



Настоящий стандарт распространяется на системы температурной защиты, основанные на принципе контроля температуры защищаемых частей, создающие простые и эффективные средства защиты вращающихся машин от чрезмерного повышения температуры, включая случаи, когда рост температуры вызван неисправностями системы охлаждения или очень высокой температурой окружающей среды, в то время как системы защиты, основанные на принципе контроля потребляемого тока, не могут обеспечить такой защиты.

Поскольку рабочая температура и время реагирования системы температурной защиты являются заранее установленными, они не могут быть отрегулированы применительно к условиям работы машины и не могут быть полностью эффективными при всех условиях нарушений или неправильного использования машин.

Настоящие требования являются результатом компромисса, поскольку температурный уровень защиты не должен быть настолько низким, чтобы вызывать ложные отключения машины, например, когда при кратковременных падениях напряжения сети ток машины повышается сверх номинального значения, или таким высоким, чтобы сделать возможной непрерывную работу при температуре, неприемлемой с точки зрения срока службы обмоток.

Машины, работающие в условиях низких температур окружающей среды, могут работать при перегрузках, не вызывая срабатывания системы температурной защиты, и в этих условиях нужно обратить специальное внимание на то, чтобы приводимые в движение устройства и/или источник питания, а также аппаратура управления были способны работать при возможных перегрузках.

1. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ


Настоящий стандарт устанавливает правила защиты вращающихся электрических машин с номинальным напряжением ниже или равным 660 В, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 183-74 и оборудованных встроенной температурной защитой, соответствующей определениям разд.3.

Применение положений настоящего стандарта к машинам с номинальным напряжением св. 660 В требует специального соглашения между потребителем и изготовителем машины.

Температура срабатывания систем температурной защиты, охватываемых настоящим стандартом, является заранее установленной, т.е. не может регулироваться потребителем. Защищаемыми частями машины являются обмотки и короткозамкнутые клетки, но по соглашению между потребителем и изготовителем в число защищаемых частей могут быть включены также контактные кольца и коллекторы. Подшипники и другие механические части машины обычно не защищаются этой системой температурной защиты, но они могут быть защищены путем использования специальной системы температурной защиты, требования к которой не охватываются настоящим стандартом.

Системы температурной защиты, подпадающие под действие настоящих правил, не являются системами управления и поэтому непригодны для автоматического регулирования мощности при циклических режимах работы с частыми циклами. Однако эти системы температурной защиты могут быть пригодны в условиях, указанных в п.5, для обеспечения автоматического повторного включения питания машины при условии, что максимальная мощность, вызывающая срабатывание защиты, достигается лишь в отдельных случаях за время срока службы машины и что она не создает чрезмерных механических и электрических нагрузок. Применение настоящего стандарта для этих целей должно быть предметом специального соглашения между потребителем, изготовителем машины и изготовителем системы управления. Хотя значения температур, указанные в настоящем стандарте, выше значений, оговоренных в ГОСТ 183-74, они не противоречат требованиям ГОСТ 183-74, и предельные значения температур настоящего стандарта должны соблюдаться изготовителем машины. Кроме того, важно, чтобы потребитель обеспечил выполнение следующих условий:

номинальные значения нагрузки и температуры окружающей среды, оговоренные при заказе, не должны превышаться;

машина и система охлаждения должны содержаться в исправном состоянии;

повторяющиеся быстронарастающие тепловые перегрузки должны быть исключены.

(Перегрузки этого типа должны рассматриваться как исключение, и в течение срока службы машины число таких перегрузок должно быть ограничено.)

2. НАЗНАЧЕНИЕ


Стандарт устанавливает требования, относящиеся к использованию систем температурной защиты с термодетекторами или температурно-токовыми реле, встраиваемыми во вращающиеся электрические машины по требованию потребителя для их защиты от повреждений, вызываемых тепловыми перегрузками.

Настоящие требования не ставят целью гарантировать "нормальный" срок службы машины при любых условиях применения, а лишь избежать ускоренного преждевременного теплового старения. Нормальный срок службы может быть обеспечен только при правильном выборе, применении и обслуживании машины. Часто повторяющиеся превышения установленных пределов температуры (см. ГОСТ 183-74), допускаемые встроенной температурной защитой без отключения машины, приведут к ощутимому уменьшению срока службы машины (срок службы изоляции обмоток машины уменьшается приблизительно в два раза на каждые 8-10 К увеличения ее температуры при продолжительном режиме работы).

Примечание. К определенным типам машин, например, для бытовых электроприборов или к машинам, используемым для работы во взрывоопасных средах, могут предъявляться дополнительные требования.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ


В настоящем стандарте применяются следующие термины и определения.

3.1. Встроенная температурная защита - устройство, предназначенное для защиты определенных частей (называемых защищаемыми частями) вращающейся электрической машины от чрезмерных температур, являющихся следствием тепловой перегрузки. Защита достигается с помощью системы температурной защиты, представляющей собой или имеющей в своем составе устройство, реагирующее на температуру (термодетектор или температурно-токовое реле), встроенное в машину.

3.2. Система температурной защиты - система, предназначенная для обеспечения встроенной температурной защиты вращающихся электрических машин с помощью термодетектора (или термодетекторов) совместно с системой управления или с помощью температурно-токового реле (или температурно-токовых реле).

3.3. Термодетектор - электрически изолированное устройство, реагирующее только на температуру, которое вызывает коммутацию в системе управления, когда его температура достигает заданного значения. Устройство может быть возвращено в исходное состояние (вручную или автоматически), когда его температура упадет до значения возврата.

3.4. Система управления - система, которая по достижении определенной точки характеристики температурного датчика выполняет коммутацию в цепи питания вращающейся электрической машины.

3.5. Температурно-токовое реле - электрически изолированное устройство, реагирующее на температуру и ток машины, которое обтекается током машины и которое, когда его температура достигает заданного значения, отключает питание машины. Устройство может быть возвращено в исходное состояние (вручную или автоматически), когда его температура упадет до значения возврата.

3.6. Защищаемая часть - элемент вращающейся электрической машины, температура которого ограничена заданным значением в результате действия системы температурной защиты.

3.7. Медленно нарастающая тепловая перегрузка (черт.1, 2 приложения) - медленное повышение температуры сверх нормальной рабочей температуры. Изменение температуры защищаемой части происходит достаточно медленно, так что температура термодетектора или температурно-токового реле следует за температурой этой части без существенного отставания.

Медленно нарастающая тепловая перегрузка может быть вызвана, например, следующими причинами:

дефекты вентиляции или вентиляционной системы, например, частичная блокировка вентиляционных каналов, чрезмерное количество пыли, грязи на обмотках или охлаждающих ребрах станины;

чрезмерное повышение температуры окружающей среды или температуры хладагента;

постепенное возрастание механической перегрузки;

длительное падение или повышение напряжения питания машины;

более тяжелый режим работы для машины, рассчитанной на работу в повторно-кратковременном режиме.

3.8. Быстро нарастающая тепловая перегрузка (черт.3, 4 приложения) - быстрое повышение температуры сверх нормальной рабочей температуры. Изменение температуры защищаемой части может быть слишком быстрым, так что температура термодетектора или температурно-токового реле не может следовать за температурой этой части без отставания. Это может привести к значительной разности температур между термодетектором или температурно-токовым реле и защищаемой частью.

Быстро нарастающая тепловая перегрузка может быть вызвана затормаживанием машины или в некоторых случаях обрывом фазы или пуском машины при аномальных условиях (чрезмерно большая инерция, слишком низкое напряжение, чрезмерно высокий момент нагрузки).

3.9. Часть машины, критичная к тепловой перегрузке, - та часть машины, температура которой быстрее всего достигает опасной величины. Часть машины, критичная к медленно нарастающей тепловой перегрузке, может быть некритична к быстро нарастающей тепловой перегрузке (черт.4).

3.10. Непосредственная температурная защита - температурная защита называется непосредственной, если часть машины, в которую заложены детектор(ы) или температурно-токовое(ые) реле, является критичной к тепловой перегрузке.

3.11. Косвенная температурная защита - температурная защита называется косвенной, если часть машины, в которую заложены детектор(ы) или температурно-токовое(ые) реле, не является критичной к тепловой перегрузке, при условии, что превышения температуры обеих частей взаимосвязаны.

3.12. Максимальная температура после отключения (черт.3, 4) - максимальное значение температуры, которой достигает защищаемая часть машины в период времени после срабатывания температурной защиты в случае быстро нарастающей тепловой перегрузки.

3.13. Категория температурной защиты - указание допустимых уровней температуры машины во время тепловой перегрузки.

4. ТИПЫ ВСТРОЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ЗАЩИТЫ


Тип температурной защиты должен обозначаться кодом в соответствии с табл.1, указывающим тип тепловой перегрузки, для которой предназначена температурная защита (первая цифра), число уровней, выполняемую функцию (вторая цифра) и категорию встроенной температурной защиты (третья цифра).

Таблица 1

Тип встроенной температурной защиты

Обозна-
чение

Рост тепловой перегрузки
(первая цифра)

Число уровней и выполняемая функция (вторая цифра)

Категория (третья цифра)

ТР111

Только медленный (например, постоянная перегрузка)

Один уровень, отключение

1

ТР112

2

ТР121

Два уровня, аварийная сигнализация и отключение

1

ТР122

2

ТР211

Медленный и быстрый (например, постоянная перегрузка и заторможенный ротор)

Один уровень, отключение

1

ТР212

2

ТР221

Два уровня, аварийная сигнализация и отключение

1

ТР222

2

ТР311

Только быстрый (например, заторможенный ротор)

Один уровень, отключение

1

ТР312

2

          

Примечания:

1. Один уровень аварийной сигнализации не является типом встроенной температурной защиты, соответствующей требованиям настоящего стандарта.

2. При двух уровнях защиты, если нет иного соглашения между изготовителем машины и потребителем, рабочая температура термодетекторов аварийной сигнализации будет на 20 К ниже рабочей температуры термодетекторов отключения, и детекторы должны быть расположены в точках машины, находящихся в эквивалентных тепловых условиях.

3. Получаемый тип температурной защиты зависит от нескольких факторов:

место и способ установки детекторов или температурно-токовых реле;