2.1. Параметры шероховатости и посадочных поверхностей под подшипники на валах и в корпусах из стали, а также опорных торцов заплечиков для подшипников классов точности 0, 6, 5, 4, 2 не должны превышать значений, указанных в табл.3.
Таблица 3
Посадочные поверхности | Классы точности подшипников по ГОСТ 520-71 | Параметр шероховатости, мкм, не более, для номинальных диаметров подшипников | |||
| до 80 мм | св. 80 до 500 мм | св. 500 до 2500 мм | ||
Валов | 0 | 1,25 | 2,50 | (5,0) | 20,0 |
6 и 5 | 0,63 | 1,25 | 2,5 | ||
4 | 0,32 | 0,63 | - | - | |
2 | 0,16 | 0,32 | - | - | |
Отверстий корпусов | 0 | 1,25 | 2,50 | (5,0) | 20,0 |
6, 5 и 4 | 0,63 | 1,25 | 2,5 | - | |
2 | 0,32 | 0,63 | - | - | |
Опорных торцов заплечиков валов и корпусов | 0 | 2,50 | 2,50 | (5,0) | 20,0 |
6, 5 и 4 | 1,25 | 2,50 | (5,0) | 20,0 | |
2 | 0,63 | 0,63 | - | - |
Примечания:
1. Параметр шероховатости посадочных поверхностей валов для подшипников на закрепительных или стяжных втулках не должен превышать 2,5 мкм.
2. Допускается значение параметра шероховатости , посадочных поверхностей и опорных торцов заплечиков в чугунных корпусах принимать не более 2,5 мкм для диаметров сопряжений до 80 мм и не более 20 мкм, - для диаметров свыше 80 мм при установке подшипников классов точности 0 и 6 и условии обеспечения заданного ресурса работы подшипникового узла.
3. Допускается значение параметра шероховатости посадочных мест и опорных торцов заплечиков на валах и в корпусах, выполненных из стали, для малонагруженных подшипников класса точности 0, принимать не более 2,5 мкм, для диаметров сопряжений до 80 мм и не более 20 мкм - для диаметров более 80 мм.
4. В скобках указаны значения параметра шероховатости , применение которого в этих случаях менее предпочтительно.
5. В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10 мм под подшипники класса точности 2 допускается шероховатость посадочной поверхности валов до 0,32 мкм.
Малонагруженными являются подшипники, работающие с частотой вращения, не превышающей 0,05 при радиальной нагрузке , не превышающей 0,05 радиальной динамической грузоподъемности и при коэффициенте безопасности .
2.2. Обозначения допусков формы и положения посадочных и опорных торцовых поверхностей заплечиков валов и отверстий корпусов указаны на черт.8 и 9.
|
|
2.3. Допуски формы посадочных мест валов (осей) и отверстий корпусов в радиусном измерении (допуск круглости, допуск профиля продольного сечения) и в диаметральном измерении (допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях) не должны превышать значений, указанных в табл.4.
Таблица 4
Интервалы номинальных диаметров и , мм | Допуски формы посадочных поверхностей, мкм, не более | |||||||||||||||||||||||
валов (осей) | отверстий корпусов | |||||||||||||||||||||||
допуск круглости | допуск профиля продольного сечения | допуск непостоянства | допуск круглости | допуск профиля продольного сечения | допуск непостоянства диаметра | |||||||||||||||||||
в поперечном сечении | в продольном сечении | в поперечном сечении | в продольном сечении | |||||||||||||||||||||
Классы точности подшипников | ||||||||||||||||||||||||
0 и 6 | 5 и 4 | 2 | 0 и 6 | 5 и 4 | 2 | 0 и 6 | 5 и 4 | 2 | 0 и 6 | 5 и 4 | 2 | 0 и 6 | 5 и 4 | 2 | 0 и 6 | 5 и 4 | 2 | 0 и 6 | 5 и 4 | 2 | 0 и 6 | 5 и 4 | 2 | |
От 0,6 до 2,5 | 1,5 | 0,7 | 0,4 | 1,5 | 0,7 | 0,4 | 3 | 1,4 | 0,8 | 3 | 1,4 | 0,8 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Св. 2,5 до 3 | 1,5 | 0,7 | 0,4 | 1,5 | 0,7 | 0,4 | 3 | 1,4 | 0,8 | 3 | 1,4 | 0,8 | 2,5 | 1,0 | 0,5 | 2,5 | 1,0 | 0,5 | 5 | 2,0 | 1,0 | 5 | 2,0 | 1,0 |
Св. 3 до 6 | 2,0 | 0,8 | 0,5 | 2,0 | 0,8 | 0,5 | 4 | 1,6 | 1,0 | 4 | 1,6 | 1,0 | 3,0 | 1,3 | 0,6 | 3,0 | 1,3 | 0,6 | 6 | 2,6 | 1,2 | 6 | 2,6 | 1,2 |
Св. 6 до 10 | 2,5 | 1,0 | 0,5 | 2,5 | 1,0 | 0,5 | 5 | 2,0 | 1,0 | 5 | 2,0 | 1,0 | 4,0 | 1,5 | 0,8 | 4,0 | 1,5 | 0,8 | 8 | 3,0 | 1,6 | 8 | 3,0 | 1,6 |
Св. 10 до 18 | 3,0 | 1,3 | 0,6 | 3,0 | 1,3 | 0,6 | 6 | 2,6 | 1,2 | 6 | 2,6 | 1,2 | 4,5 | 2,0 | 1,0 | 4,5 | 2,0 | 1,0 | 9 | 4,0 | 2,0 | 9 | 4,0 | 2,0 |
Св. 18 до 30 | 3,5 | 1,5 | 0,8 | 3,5 | 1,5 | 0,8 | 7 | 3,0 | 1,6 | 7 | 3,0 | 1,6 | 5,0 | 2,0 | 1,0 | 5,0 | 2,0 | 1,0 | 10 | 4,0 | 2,0 | 10 | 4,0 | 2,0 |
Св. 30 до 50 | 4,0 | 2,0 | 1,0 | 4,0 | 2,0 | 1,0 | 8 | 4,0 | 2,0 | 8 | 4,0 | 2,0 | 6,0 | 2,5 | 1,4 | 6,0 | 2,5 | 1,4 | 12 | 5,0 | 2,8 | 12 | 5,0 | 2,8 |
Св. 50 до 80 | 5,0 | 2,0 | 1,0 | 5,0 | 2,0 | 1,0 | 10 | 4,0 | 2,0 | 10 | 4,0 | 2,0 | 7,5 | 3,0 | 1,6 | 7,5 | 3,0 | 1,6 | 15 | 6,0 | 3,2 | 15 | 6,0 | 3,2 |
Св. 80 до 120 | 6,0 | 2,5 | 1,2 | 6,0 | 2,5 | 1,2 | 12 | 5,0 | 2,4 | 12 | 5,0 | 2,4 | 9,0 | 3,5 | 2,0 | 9,0 | 3,5 | 2,0 | 18 | 7,0 | 4,0 | 18 | 7,0 | 4,0 |
Св. 120 до 180 | 6,0 | 3,0 | 1,5 | 6,0 | 3,0 | 1,5 | 12 | 6,0 | 3,0 | 12 | 6,0 | 3,0 | 10,0 | 4,0 | 2,2 | 10,0 | 4,0 | 2,2 | 20 | 8,0 | 4,4 | 20 | 8,0 | 4,4 |
Св. 180 до 250 | 7,0 | 3,5 | 1,7 | 7,0 | 3,5 | 1,7 | 14 | 7,0 | 3,4 | 14 | 7,0 | 3,4 | 11,5 | 5,0 | 2,5 | 11,5 | 5,0 | 2,5 | 23 | 10,0 | 5,0 | 23 | 10,0 | 5,0 |
Св. 250 до 315 | 8,0 | 4,0 | - | 8,0 | 4,0 | - | 16 | 8,0 | - | 16 | 8,0 | - | 13,0 | 5,3 | 3,0 | 13,0 | 5,3 | 3,0 | 26 | 10,6 | 6,0 | 26 | 10,6 | 6,0 |
Св. 315 до 400 | 9,0 | 4,0 | - | 9,0 | 4,0 | - | 18 | 8,0 | - | 18 | 8,0 | - | 14,0 | 6,0 | 4,0 | 14,0 | 6,0 | 4,0 | 28 | 12,0 | 8,0 | 28 | 12,0 | 8,0 |
Св. 400 до 500 | 10,0 | - | - | 10,0 | - | - | 20 | - | - | 20 | - | - | 16,0 | - | - | 16,0 | - | - | 32 | - | - | 32 | - | - |
Св. 500 до 630 | 11,0 | - | - | 11,0 | - | - | 22 | - | - | 22 | - | - | 17,5 | - | - | 17,5 | - | - | 35 | - | - | 35 | - | - |
Св. 630 до 800 | 12,0 | - | - | 12,0 | - | - | 24 | - | - | 24 | - | - | 20,0 | - | - | 20,0 | - | - | 40 | - | - | 40 | - | - |
Св. 800 до 1000 | 14,0 | - | - | 14,0 | - | - | 28 | - | - | 28 | - | - | 22,5 | - | - | 22,5 | - | - | 45 | - | - | 45 | - | - |
Св. 1000 до 1250 | 16,0 | - | - | 16,0 | - | - | 32 | - | - | 32 | - | - | 26,0 | - | - | 26,0 | - | - | 52 | - | - | 52 | - | - |
Св. 1250 до 1600 | 19,0 | - | - | 19,0 | - | - | 38 | - | - | 38 | - | - | 31,0 | - | - | 31,0 | - | - | 62 | - | - | 62 | - | - |
Св. 1600 до 2000 | 23,0 | - | - | 23,0 | - | - | 46 | - | - | 46 | - | - | 37,5 | - | - | 37,5 | - | - | 75 | - | - | 75 | - | - |
Св. 2000 до 2500 | 27,0 | - | - | 27,0 | - | - | 54 | - | - | 54 | - | - | 44,0 | - | - | 44,0 | - | - | 88 | - | - | 88 | - | - |
Св. 2500 до 3150 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 52,0 | - | - | 52,0 | - | - | 104 | - | - | 104 | - | - |
Примечание. В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10 мм под подшипники класса точности 2 разрешается допуск круглости и профиля продольного сечения выдерживать до 0,6 мкм или допуск непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях до 1,2 мкм.
Выбор параметров контроля отклонений формы в радиусном или диаметральном измерениях осуществляет разработчик изделия.
Определение допуска круглости и допуска профиля продольного сечения - по ГОСТ 24642-81.
Непостоянство диаметра в поперечном сечении посадочной поверхности - разность наибольшего и наименьшего единичных диаметров, измеренных в одном и том же поперечном сечении.
Непостоянство диаметра в продольном сечении посадочной поверхности - разность между наибольшим и наименьшим диаметрами, измеренными в одном и том же продольном сечении.