Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     
     ГОСТ 3325-85

Группа Г16

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


Подшипники качения

ПОЛЯ ДОПУСКОВ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСАДОЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ ВАЛОВ И КОРПУСОВ. ПОСАДКИ

Rolling bearings. Tolerance margins and technical requirements for shaft and housing seatings. Fits

     

ОКП 46 0000

Дата введения 1987-01-01



Постановлением Госстандарта СССР N 2314 от 29.12.91 снято ограничение срока действия

ВЗАМЕН ГОСТ 3325-55

ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1994 г.) с Изменением N 1, утвержденным в августе 1988 г. (ИУС 12-88)


Настоящий стандарт распространяется на подшипниковые узлы машин, механизмов и приборов, посадочные поверхности и опорные торцы которых предназначены для монтажа подшипников качения с номинальным диаметром отверстия до 2500 мм, отвечающие совокупности следующих условий:

а) валы сплошные или полые толстостенные;

б) корпуса толстостенные (см. обязательное приложение 1);

в) материал валов и корпусов - сталь или чугун;

г) нагрев подшипников при работе до 100°С включительно.

Стандарт устанавливает поля допусков, посадки, требования по шероховатости и отклонениям формы и положения посадочных поверхностей под подшипники и опорных торцовых поверхностей, значения допустимых углов взаимного перекоса колец, требования к посадкам и рекомендации по монтажу подшипников качения.

Требования настоящего стандарта не распространяются на тонкостенные корпуса, а также на тонкостенные стальные стаканы, монтируемые в отверстия корпусов, изготовленных из цветных металлов и сплавов с коэффициентами линейного расширения, отличающимися от коэффициента линейного расширения стали.

Стандарт не распространяется на посадочные поверхности под подшипники, не имеющие внутреннего или наружного кольца, а также на посадочные поверхности под подшипники со сферической наружной поверхностью.

Требования к посадочным местам под подшипники, не установленные данным стандартом, должны быть указаны в отраслевой нормативно-технической документации.

1. ПОЛЯ ДОПУСКОВ И ПОСАДКИ

1.1. Устанавливаются следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипника по классам точности (черт.1 и 2):

для среднего диаметра отверстия подшипников -

, , , , , ,


где - общее обозначение поля допуска на средний диаметр отверстия подшипника.

, , , , - обозначение полей допусков для среднего диаметра отверстия по классам точности подшипников;

, , , , - классы точности подшипников по ГОСТ 520-71;

- обозначение основного отклонения для среднего диаметра отверстия подшипника;

, , , , , - обозначение полей допусков для среднего наружного диаметра подшипников,

где - общее обозначение поля допуска для среднего наружного диаметра подшипника;

, , , , - поля допусков по классам точности;

- обозначение основного отклонения для среднего наружного диаметра подшипника.

Схема расположения полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников по классам точности

          


Черт.1

     

     
Схема общих обозначений полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников

          


Черт.2



1.2. Поля допусков для диаметров посадочных поверхностей валов и корпусов должны соответствовать приведенным в табл.1 и на черт.3.     

Таблица 1

     
Поля допусков на диаметры посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов

Квали- теты

Поля допусков для основных отклонений

 



для вала

для отверстия корпуса

3



















4








5





6



7










8












9














10




















          

Примечания:

1. В скобках приведены поля допусков ограниченного применения.

2. Под посадку шариковых и роликовых подшипников на закрепительных или стяжных втулках предельные отклонения валов устанавливают по , и .

3. При применении полей допусков , , необходима селективная сборка с целью исключения проворота наружного кольца подшипника.

Схема расположения полей допусков при посадках подшипников на валы и в отверстия корпусов

          


Черт.3

1.3. Для соединения подшипников с валами (осями) и корпусами устанавливают посадки, определяемые сочетаниями полей допусков на сопрягаемые детали, указанные на черт.3.

1.4. Выбор полей допусков и посадок подшипников качения на вал и в отверстие корпуса в зависимости от классов точности подшипников - в соответствии с табл.2.

Таблица 2


Посадки подшипников качения на вал и в отверстие корпуса

Классы точности подшип- ников по ГОСТ 520-89

Посадки для основных отклонений

вала

отверстия корпуса





0 и 6











5 и 4









2