ГОСТ 28173-89
(МЭК 34-1-83)
Группа Е60
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ
Номинальные данные и рабочие
характеристики
Rotating electrical machines.
Rating and performance
ОКП 33 0000
Дата введения 1991-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВНЕСЕН
Министерством электротехнической промышленности СССР
Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
ИСПОЛНИТЕЛИ
Ю.А.Дегусаров, Б.В.Шмелев, Н.И.Ибрагимова, Е.Э.Пайкина, В.М.Полежаев, Г.Д.Дасько, О.Д.Белякова
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета СССР по стандартам от 29.06.89 N 2223 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 28173-89, в качестве которого непосредственно применен международный стандарт МЭК 34-1-83, с 01.01.91
3. Срок первой проверки - 1995 г., периодичность проверки - 5 лет.
4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 6338-88
5. Ссылочные нормативно-технические документы
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер подраздела, пункта |
12.3, подразд.21, 23, 24 | |
подразд.27 | |
подразд.1 | |
подразд.7 | |
подразд.13 | |
12.1 | |
2.23 | |
подразд.30 | |
подразд.1 | |
" | |
11.3 | |
подразд.27 | |
15.2.4 | |
подразд.2 | |
Стандарт МЭК 34-12 | 12.3 |
Настоящий стандарт распространяется на вращающиеся электрические машины (далее - машины), предназначенные для экспорта, за исключением тех, на которые разработаны другие стандарты, например ГОСТ 2582.
На машины, охватываемые требованиями настоящего стандарта, могут распространяться новые, уточненные или дополнительные требования, которые установлены другими стандартами, например ГОСТ 22782.0 и ГОСТ 24040-80.
Примечание. Если некоторые пункты настоящего стандарта уточняются для возможности эксплуатации машин в специфических условиях, например в космическом пространстве или под воздействием радиации, то остальные требования остаются действительными, если только они не противоречат этим специальным уточнениям.
Определения используемых в настоящем стандарте общетехнических терминов приведены в ГОСТ 27471.
В настоящем стандарте используются следующие определения:
2.1. Номинальные данные - совокупность числовых значений электрических и механических величин в сочетании с их продолжительностью и порядком чередования во времени, установленных для машины конкретного типа ее изготовителем и указанных на паспортной табличке. При этом машина должна соответствовать ряду других условий.
2.2. Номинальное значение - числовое значение параметра, отнесенного к номинальным данным.
2.3. Номинальная мощность - числовое значение мощности, отнесенное к номинальным данным.
2.4. Нагрузка - совокупность числовых значений электрических и механических величин, характеризующих требования к машине, определяемые электрической цепью или механическим устройством в каждый момент времени.
2.5. Холостой ход - состояние машины, вращающейся при нулевой отдаваемой мощности (но при всех других нормальных условиях работы).
2.6. Полная нагрузка - наибольшее значение нагрузки машины, работающей с номинальной мощностью.
2.7. Мощность при полной нагрузке - наибольшее значение мощности, устанавливаемой для машины, работающей с номинальной мощностью.
Примечание. Это понятие применимо также к моменту, току, частоте вращения и т.д.
2.8. Состояние покоя - полное отсутствие всякого движения и электрического питания или всякого механического привода.
2.9. Режим - обусловленная нагрузка (нагрузки), которой (которым) подвергается машина, включающая, если это необходимо, периоды пуска, электрического торможения, холостого хода и состояния покоя, а также их продолжительность и порядок чередования во времени.
2.10. Типовой режим - продолжительный, кратковременный или периодический режимы, включающие одну или несколько нагрузок, остающихся неизменными в течение указанного промежутка времени, или непериодический режим, в течение которого нагрузка и частота вращения изменяются в установленном диапазоне.
2.11. Тепловое равновесие - состояние, при котором превышения температуры различных частей машины изменяются не более чем на 2 К в течение часа.
2.12. Продолжительность включения - отношение продолжительности работы машины под нагрузкой, включая пуск и электрическое торможение, к продолжительности рабочего цикла, выраженное в процентах.
2.13. Вращающий момент при заторможенном роторе - минимальный измеренный вращающий момент, развиваемый двигателем при номинальных значениях напряжения и частоты питания и при заторможенном роторе.
2.14. Ток при заторможенном роторе - действующее значение тока, потребляемого двигателем, измеренное в установившемся режиме при номинальных значениях напряжения и частоты питания и при заторможенном роторе.
2.15. Минимальный вращающий момент в процессе пуска (двигателя переменного тока) - наименьший вращающий момент, развиваемый двигателем в диапазоне от нуля до частоты вращения, соответствующей максимальному вращающему моменту, при номинальных значениях напряжения и частоты питания.
Определение не применимо к тем асинхронным двигателям, вращающий момент которых непрерывно понижается при возрастании частоты вращения.
Примечание. Значение минимального момента в процессе пуска относится к обычной средней характеристике вращающего момента, исключающей переходные процессы.
2.16. Максимальный вращающий момент (опрокидывающий момент) двигателя переменного тока - наибольший вращающий момент, развиваемый двигателем при его рабочей температуре и номинальных значениях напряжения и частоты, без резкого снижения частоты вращения.
Определение не применимо к тем асинхронным двигателям, у которых вращающий момент непрерывно понижается при возрастании частоты вращения.
Примечание. Значение максимального момента относится к обычной средней характеристике вращающего момента, исключающей переходные процессы.
2.17. Синхронный опрокидывающий момент - наибольший вращающий момент, развиваемый синхронным двигателем при рабочей температуре, синхронной частоте вращения и при номинальных значениях напряжения, частоты питания и тока возбуждения.
2.18. Охлаждение - процесс, в ходе которого тепло, обусловленное потерями в машине, передается прежде всего первичной охлаждающей среде, повышая при этом температуру последней.
Нагретую первичную охлаждающую среду допускается заменять свежей охлаждающей средой с более низкой температурой или охлаждать в теплообменнике посредством вторичной охлаждающей среды.
2.19. Охлаждающая среда - среда, жидкая или газообразная, посредством которой переносится тепло.
2.20. Первичная охлаждающая среда - жидкость или газ, имеющие температуру ниже температуры соприкасающихся с ними частей машины и переносящие тепло, отдаваемое этими частями.
2.21. Вторичная охлаждающая среда - охлаждающая среда, имеющая температуру ниже температуры первичной охлаждающей среды, переносящая тепло, отдаваемое через теплообменник первичной охлаждающей средой.
2.22. Обмотка с непосредственным охлаждением (внутренним охлаждением) - обмотка, в которой охлаждающая среда проходит сквозь полые проводники, трубки или каналы, являющиеся неотъемлемой частью обмотки внутри основной изоляции.
2.23. Обмотка с косвенным охлаждением - обмотка, охлаждаемая любым иным методом, отличным от указанного в п.2.22.
Примечания:
1. Во всех случаях, когда отсутствует указание "непосредственное" или "косвенное", подразумевается обмотка с косвенным охлаждением.
2. Определения, относящиеся к охлаждающим средам и способам охлаждения, кроме приведенных в пп.2.18-2.23, - по ГОСТ 20459.
2.24. Дополнительная изоляция - независимая изоляция, предусмотренная в дополнение к основной изоляции с целью обеспечения защиты от поражений электрическим током в случае повреждения основной изоляции.
2.25. Момент инерции - момент инерции (динамический) тела относительно оси, представляющий собой сумму (интегральную) произведений масс его отдельных частей на квадраты их расстояний от оси.
Примечание. Эта величина обозначается буквенным символом и выражается в кг·м.
2.26. Эквивалентная тепловая постоянная времени - постоянная времени, которая, заменяя несколько отдельных постоянных времени, приближенно определяет изменение температуры обмотки в результате ступенчатого изменения тока.
2.27. Капсулированная обмотка - обмотка, полностью закрытая или компаундированная изоляционным материалом.
2.28. Номинальное значение коэффициента формы постоянного тока, питающего якорь двигателя постоянного тока от статического преобразователя мощности () - отношение максимального действующего значения тока () к его среднему значению - () при номинальных условиях
2.29. Коэффициент пульсации тока () - отношение разности наибольшего () и наименьшего () значений пульсирующего постоянного тока к их сумме
.