ПОТ Р О-32-ЦП-652-99
ПРАВИЛА
по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений
УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем министра путей сообщения Российской Федерации В.Т.Семеновым 24.02.99 г.
СОГЛАСОВАНЫ Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.02.99 N 108-8; Постановлением Президиума ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей от 12.10.98 N 0906.
1.1. Настоящие Правила устанавливают основные требования безопасности к организации и выполнению работ по осмотру, содержанию и всем видам ремонта железнодорожного пути, путевых устройств и искусственных сооружений (далее - пути и сооружений) на федеральном железнодорожном транспорте.
Действие настоящих Правил распространяется на работы по содержанию и ремонту пути и сооружений, выполняемые дистанциями пути, путевыми машинными станциями (далее - ПМС) и другими предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта.
1.2. При содержании и ремонте пути и сооружений в соответствии с ГОСТ 12.0.003 (перечень ссылочных нормативных документов приведен в приложении 1 к настоящим Правилам) на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав и транспортные средства;
движущиеся машины, механизмы, оборудование и их элементы;
перемещаемые материалы верхнего строения пути, сборные конструкции и другие предметы;
падающие с высоты предметы и инструменты;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенные уровни шума и вибраций на рабочем месте;
недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток и при работе в тоннелях;
повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
повышенная и пониженная температура поверхностей металлических частей верхнего строения пути, оборудования и инструментов;
расположение рабочего места на значительной высоте;
повышенный уровень ионизирующих излучений при работах в зонах радиационного загрязнения;
физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, мостах и тоннелях во время движения поездов;
химические факторы при работах с ядохимикатами и новыми деревянными шпалами, пропитанными масляными антисептиками.
1.3. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.
1.4. Освещенность рабочих мест в помещениях, на открытых площадках и искусственных сооружениях должна соответствовать требованиям СНиП 23-05 и Нормам искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта.
1.5. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях и на открытых площадках должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005.
Предельно допустимая концентрация пыли на рабочих местах машинистов железнодорожно-строительных машин (далее - путевых машин), монтеров пути и других работников, занятых на работах с асбестосодержащим балластом, не должна превышать 2,0 мг/м (максимально-разовая) и 1,0 мг/м (среднесменная).
1.6. При работах в зонах радиационного загрязнения необходимо соблюдать Нормы радиационной безопасности НРБ-76/87 и Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87.
1.7. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации* и Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
1.8. Для производственных помещений дистанций пути и ПМС в соответствии с СНиП 2.09.02 и Ведомственными нормами технологического проектирования должны быть определены категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.
1.9. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных помещений предприятий, путевых машин и дрезин должны соответствовать определенной категории и требованиям Норм оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
1.10. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках предприятий должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
1.11. Организация и ведение технологических процессов при содержании и ремонте пути и сооружений должны соответствовать государственным стандартам, санитарным нормам и правилам, межотраслевым и отраслевым правилам и нормам, настоящим Правилам и другим нормативно-техническим и технологическим документам на соответствующие процессы.
Все технологические процессы на содержание и ремонт пути и сооружений должны содержать требования безопасности к организации и выполнению конкретных работ и операций.
1.12. В целях охраны окружающей среды на производственных базах дистанций пути и ПМС необходимо обеспечивать исправное состояние вентиляционных и очистных сооружений. Исправность вентиляционных и очистных сооружений определяется на основании результатов анализов, проводимых центрами санитарно-эпидемиологического надзора (далее - центрами СЭН) железной дороги.
1.13. На территориях баз дистанций пути и ПМС должны быть установлены отдельные емкости для сбора и хранения остатков нефтепродуктов, загрязненных и пропитанных нефтепродуктами обтирочных материалов и других отходов.
1.14. Поверхностные воды с территории производственных баз дистанций пути и ПМС должны отводиться по исправным водоотводным устройствам, полностью закрытых или перекрытых в местах прохода работников.
1.15. Спуск с территории баз дистанций пути и ПМС загрязненных нефтепродуктами производственных вод должен осуществляться на очистные сооружения.
1.16. Выполнение настоящих Правил обязательно для администрации и должностных лиц дистанций пути, ПМС и других предприятий железнодорожного транспорта, выполняющих содержание и ремонт пути и сооружений.
1.17. Для всех профессий работников и на отдельные виды работ по содержанию и ремонту пути и сооружений на дистанциях пути и ПМС с учетом местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда на основе настоящих Правил и типовых инструкций в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения нормативных актов по охране труда на железнодорожном транспорте.
Типовые инструкции разрабатываются МПС России.
1.18. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил на предприятиях железнодорожного транспорта должен осуществляться в соответствии с Положением о контроле за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте.
2.1.1. Перед выходом на работу руководитель работ (мастер, бригадир пути) обязан:
проверить наличие сигнальных принадлежностей и защитных приспособлений;
убедиться лично или по телефону у дежурного по станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению;
провести целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, безопасных приемах выполнения работ, порядке пропуска поездов.
Сигнал о приближении поезда или команду руководителя работ об уходе с пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место является приказом для всех работающих, за невыполнение которого они несут ответственность в соответствии с разделом 10 настоящих Правил.
2.1.2. Проход от места сбора на место работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица.
Проход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции (далее - станции) должен осуществляться с учетом местных условий по маршрутам служебного прохода с соблюдением требований инструкции по охране труда.
2.1.3. При невозможности пройти в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по пути может быть допущен с принятием следующих мер предосторожности:
на двухпутном участке следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному движению);
руководитель работ обязан предупредить рабочих об особой осторожности и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или по два человека в ряду, не допуская отставания;
руководитель работ должен находиться сзади группы, ограждая ее сигналами остановки: днем - развернутым красным флагом, а ночью - фонарем с красным огнем. Впереди группы должен идти специально выделенный и проинструктированный монтер пути, ограждающий группу сигналами остановки;
в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) руководитель работ обязан, кроме того, выделить двух сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не ближе 500 м от идущей группы, и своевременно оповещать ее звуком рожка о приближении поезда. Сигналисты должны идти с развернутыми красными флагами (ночью с фонарями с красным огнем) и ограждать идущую группу рабочих до тех пор, пока они не сойдут с пути. В случаях, если группа своевременно не сошла с пути, сигналист обязан сойти с пути от приближающегося поезда не ближе чем за 400 м и продолжать подавать сигналы остановки. В случаях, если сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м, должны выделяться промежуточные сигналисты.
На многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров.
2.1.4. При перевозке путевого инструмента и материалов на путевых вагончиках, двухколесных однорельсовых или одноосных тележках, а также при работе дефектоскопных и путеизмерительных тележек для сопровождения их по пути следования должны быть назначены монтеры пути в количестве, достаточном (но не менее двух человек), чтобы заблаговременно до подхода поезда снять груз и убрать с пути тележки, а также сигналисты. Остальные должны идти в стороне от пути или по обочине земляного полотна.
2.1.5. Перевозка рабочих к месту работ и обратно должна производиться в соответствии с Правилами перевозки рабочих, постановки жилых, бытовых и служебных вагонов на путях и пожарной безопасности в подвижных формированиях железнодорожного транспорта.
2.1.6. При расстоянии свыше 3 км от места сбора работников до места работ руководители дистанции пути и ПМС должны установить порядок доставки рабочих к месту работ и обратно с использованием средств передвижения, оборудованных для перевозки людей, и согласовать его с руководителями отделения железной дороги или железной дороги.
2.1.7. На участках обращения пассажирских поездов местного и пригородного сообщения доставку рабочих к месту работ и обратно организуют этими поездами. На период производства летних путевых работ, в необходимых случаях, устраиваются временные платформы с остановками указанных поездов на 2-3 мин для посадки и высадки рабочих.
В необходимых случаях за дистанциями пути и ПМС должны быть закреплены определенные вагоны с учетом посадочных мест и количества перевозимых людей.
Путевой и другой инструмент к месту работ должны доставляться путевыми тележками, дрезинами, автотранспортом, хозяйственными поездами.
2.1.8. При отсутствии поездов местного и пригородного сообщения или несовпадении их времени отправления и обратного возвращения со временем начала и окончания работ руководители предприятия должны организовать специальные хозяйственные поезда, в состав которых включаются пассажирские вагоны и платформы для перевозки инструмента и материалов. При невозможности выделения пассажирских вагонов хозяйственные поезда организуют из специально оборудованных грузовых вагонов (с сидениями по количеству перевозимых людей и ступенями для входа и схода работников).
Расписание движения хозяйственных поездов должно быть объявлено всем работникам дистанции пути и ПМС.
2.1.9. Доставка рабочих к местам производства работ и обратно на открытом подвижном составе запрещается, кроме случаев следования бригад, сопровождающих хозяйственные (рабочие) поезда для выгрузки на перегоне материалов верхнего строения пути.
2.1.10. Хозяйственный поезд, предназначенный для организованной доставки рабочих к месту работ и обратно, должен сопровождать дорожный мастер или руководители ПМС, дистанции пути.
На каждый вагон должен назначаться ответственный (мастер, бригадир пути), в обязанности которого входит обеспечение:
безопасного размещения рабочих в вагоне и порядка в пути следования;
безопасности при посадке в вагон и высадке из вагона;
организации выгрузки инструмента и материалов;
пожарной безопасности.
Ответственность за содержание вагонов хозяйственного поезда в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, освещение и отопление вагонов возлагается на руководителя дистанции пути, ПМС.
2.1.11. Посадка в вагоны и высадка из вагонов на двухпутных линиях должна производиться только на обочину пути. Места посадки и высадки на многопутных линиях устанавливаются руководителями дистанции пути, ПМС.
2.1.12. Для доставки рабочих к месту работ и обратно автомобильным транспортом должны использоваться автобусы или специально оборудованные грузовые автомобили, отвечающие санитарным и пожарным требованиям, с соблюдением Правил дорожного движения.
При пересечении железнодорожных путей по переездам, необорудованным автоматической сигнализацией, водитель автомобиля при неудовлетворительной видимости должен остановиться, не доезжая 10 м до крайнего рельса, высадить путевую бригаду, проехать через переезд и снова произвести посадку бригады.
2.1.13. Ответственным за выпуск автотранспорта в исправном состоянии и оформление соответствующих путевых документов является главный механик или мастер мастерских дистанции пути, ПМС.
Должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии алкогольного или иного опьянения, в болезненном или утомленном состоянии.