Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 19705-89
(СТ СЭВ 4333-84)

Группа Е02

     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

     

СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

     

Общие требования и нормы качества электроэнергии

Electric power supply systems of aircrafts and helicopters.
General requirements and norms of quality of electric energy



ОКП 75 5360

Дата введения 1990-01-01

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством авиационной промышленности СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

А.И.Старцев, канд. техн. наук; М.В.Бартенева; И.Л.Литвинчев, Т.И.Ермакова, А.С.Юрковский

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23.06.89 N 1942

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4333-84

4. ВЗАМЕН ГОСТ 19705-81

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

ГОСТ 19838-82

1.8

ГОСТ 19431-84

Вводная часть

ГОСТ 23875-88

Вводная часть



Настоящий стандарт распространяется на первичные и вторичные системы электроснабжения самолетов и вертолетов, устанавливает требования к качеству электроэнергии в установившихся и переходных режимах и к входным устройствам питания приемников электроэнергии.

Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте, приведены в ГОСТ 19431, ГОСТ 23875 и приложении 1 настоящего стандарта.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Системы электроснабжения при эксплуатации в соответствии с техническими условиями и питании от бортовых или наземных систем генерирования должны обеспечивать на выводах приемников качество электроэнергии, соответствующее требованиям настоящего стандарта при всех условиях работы и состояния окружающей среды.

1.2. При нормальной работе система электроснабжения должна состоять не менее чем из двух независимых каналов или подсистем, за исключением самолетов и вертолетов, имеющих один двигатель, на которых допускается применять одноканальные основные системы электроснабжения, если электропитание приемников электроэнергии, необходимых для безопасного полета и посадки, обеспечивается другими средствами.

Допускается электрическое соединение независимых подсистем.

1.3. Первичные и вторичные системы электроснабжения должны выполняться двух видов:

переменного трехфазного тока постоянной частоты;

постоянного тока.

1.4. В технически обоснованных случаях допускаются следующие виды систем электроснабжения:

первичные - переменного трехфазного тока переменной частоты;

вторичные - переменного однофазного тока постоянной частоты;

специальные.

1.5. Системы электроснабжения должны быть соединены с корпусом самолета или вертолета:

силовой нейтралью - для трехфазной системы;

минусовым проводом - для системы постоянного тока;

одним из проводов - для однофазной системы.

При неэлектропроводящей конструкции самолета или вертолета допускается прокладка нейтрального, минусового, обратного или общего провода.

1.6. Работа первичной системы электроснабжения и связанной с ней вторичной системы не должна зависеть от работы других систем электроснабжения, не относящихся к рассматриваемым.

1.7. Уровень напряжения радиопомех, создаваемых системами электроснабжения в точках подключения системы генерирования к системе распределения, в децибелах по отношению к 1 мкВ не должен превышать значений, указанных в табл.1.

Таблица 1

Диапазон частот,   , МГц

Уровень напряжения радиопомех, дБ, не более

От 0,01 до 0,15 включ.

90-28,90

Св. 0,15  "  0,50      "

66-22,97

       "   0,50  "  6,00      "

54-12,97

       "   6,00  "  100,00  "

40



1.8. Системы электроснабжения должны быть контролепригодны. Характеристики контролепригодности определяют по ГОСТ 19838.

1.9. Фазы трехфазных систем электроснабжения должны быть обозначены: А, В, С.

Напряжения в фазах должны достигать амплитудных значений в прямом порядке - А, В, С. Выводы источников электроэнергии должны быть обозначены в соответствии с порядком чередования фаз.

1.10. Конструкция управления и защита источников, их пускорегулирующей аппаратуры, элементов системы распределения электроэнергии и приемников должны быть такими, чтобы выход из строя любого источника, его аппаратуры, элемента системы распределения или приемника и их отключение от системы не могли вызвать отклонения параметров электроэнергии на элементах системы распределения, не соединенных непосредственно с вышедшим из строя источником, его аппаратурой или элементом системы распределения за предельные значения, установленные настоящим стандартом для нормальной работы.

1.11. Требования к качеству электроэнергии, устанавливаемые настоящим стандартом, относятся к электроэнергии на входных выводах приемников при всех режимах работы системы электроснабжения, если для конкретного значения параметра качества нет уточнения места измерения или режима работы системы.

Для точек регулирования принимаются только значения установившегося напряжения.

2. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

2.1. Система электроснабжения переменного трехфазного тока постоянной частоты

2.1.1. Система электроснабжения переменного трехфазного тока постоянной частоты должна быть трехпроводной с соединением фаз в звезду, номинальным напряжением 115/200 В и номинальной частотой 400 Гц. Нейтральные точки обмоток источников электроэнергии должны быть соединены с корпусом самолета или вертолета, который используется как четвертый провод в системе распределения электроэнергии. При неэлектропроводящей конструкции самолета или вертолета допускается прокладка нейтрального провода.

2.1.2. Базовыми параметрами электроэнергии являются параметры фазы. Линейные параметры определяют на основе установленных параметров фаз.

2.1.3. Однофазные приемники должны быть распределены между фазами каждого канала трехфазной системы электроснабжения, чтобы разность нагрузок наиболее и наименее нагруженных фаз не превышала:

при нормальной или частичной работе - 5% номинальной мощности канала или 15% мощности фазы источника;

при аварийной работе - 10% номинальной мощности канала или 30% мощности фазы источника.

Примечание. В технически обоснованных случаях по согласованию с разработчиком самолета допускается разность нагрузок наиболее и наименее нагруженных фаз не более 10% номинальной мощности канала при нормальной или частичной работе.

2.1.4. Угол сдвига фаз между векторами напряжений любых соседних фаз при нормальной, частичной или аварийной работе должен составлять 116-124°.

2.1.5. Значения установившегося напряжения должны соответствовать указанным в табл.2, при этом значения частоты должны соответствовать указанным в пп.2.1.13, 2.1.17, а неравномерность нагрузок - п.2.1.3.

Таблица 2

Точка измерения

Диапазон напряжений, В, любой фазы при работе системы

Диапазон средних значений напряжения, В, трех фаз при работе системы



нормальной или частичной

ненормальной

аварийной

нормальной или частичной

ненормальной

аварийной

Выводы приемников

108-119

100-127

104-122

-

-

-

В точке регулирования

-

-

-

114-118

105-125

112-120



2.1.6. Небаланс напряжений при неравномерности нагрузок фаз (п.2.1.3) для нормальной и частичной работы системы электроснабжения должен быть не более 3 В. При питании от аварийного источника электроэнергии небаланс должен быть не более 4 В. При нормальной или частичной работе и неравномерности нагрузок фаз более 5% мощности системы небаланс напряжений должен быть не более 4 В.

2.1.7. Коэффициент амплитудной модуляции напряжения в установившемся режиме работы при импульсно-периодической нагрузке с , равным 0,95 и более, амплитудное значение силы тока которой в импульсе равно 7% номинального амплитудного значения силы тока канала (источника), должен быть не более 1%. Частотные составляющие огибающей кривой амплитудной модуляции напряжения должны находиться в пределах, указанных на черт.1 и в табл.3.

Пределы значений частотных составляющих огибающей кривой модуляции напряжения

     


Черт.1

Таблица 3

Наименование параметра

Значение

Напряжение, В

0-0,18

0,18

1,15

1,15

0,18

0,18

Частота, Гц

1,0

1,7

10,0

25,0

70,0

200,0



2.1.8. Несинусоидальность напряжения в установившемся режиме работы должна быть такой, чтобы при трехфазной двухполупериодной трансформаторно-выпрямительной нагрузке, равной 25% мощности канала (источника), выполнялись следующие требования:

коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения был не более 8%;

действующее значение любой отдельной высшей гармоники частоты до 10 кГц было не более 5% действующего значения первой гармоники напряжения;

действующее значение любой высшей гармоники частоты 10 кГц и более не превышало значения, установленного п.1.7 настоящего стандарта;

коэффициент амплитудного значения напряжения был равен 1,41±0,15;

постоянная составляющая напряжения была не более ±0,1 В.

2.1.9. Импульсы напряжения, поступающие на питающую шину системы при отключениях приемников электроэнергии, должны быть в пределах от минус 70 до 70 В (амплитудное значение), длительностью от 0,05 до 5 мкс и накладываться на напряжение шины в момент поступления.

2.1.10. При нормальной или частичной работе системы электроснабжения и внезапных изменениях нагрузки от 10 до 160% мощности канала (системы) и обратно приведенное переходное напряжение должно укладываться в пределы 2 и 3, указанные на черт.2 и в табл.4.


Пределы 1-4 значений приведенных переходных напряжений переменного тока

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs