ГОСТ 2.419-68
Группа Т52
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Единая система конструкторской документации
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ ПЛАЗОВОМ МЕТОДЕ ПРОИЗВОДСТВА
Unified system for design documentation. Rules for making documentation for mould loft method of production
МКС 01.110
ОКСТУ 7403, 7503
Дата введения 1971-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР в декабре 1967 г.
3. Стандарт соответствует СТ СЭВ 3215-81 в части выполнения чертежей судов (разд.1)
4. ВЗАМЕН ГОСТ 2146-57
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на которые дана ссылка | Номер пункта |
4.5 | |
2.15.2 | |
СТ СЭВ 3215-81 | Вводная часть |
6. ИЗДАНИЕ (декабрь 2010 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июле 1985 г., марте 1991 г. (ИУС 10-85, 6-91)
Настоящий стандарт устанавливает правила выполнения чертежей и плазовой книги при плазово-шаблонном, плазово-макетном и плазово-эскизном методах производства с применением фотопроекционного метода разметки.
Стандарт соответствует СТ СЭВ 3215 в части выполнения теоретических чертежей судов (см. приложение 7).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.1. Под плазовым методом производства понимают такой метод, при котором детали изготовляют на основании сборочных чертежей, шаблонов, макетов, реек, эскизов и чертежей, снимаемых с плаза.
1.2. Плазовый метод производства применяют в тех случаях, когда в рабочих чертежах невозможно или нецелесообразно дать все размеры, необходимые для изготовления изделия и его составных частей. При этом недостающие на чертежах размеры снимают с плаза.
1.3. При применении плазового метода производства выпускают:
а) теоретические чертежи с таблицами координат для плаза;
б) конструктивные чертежи, необходимые для разбивки плаза (для судов);
в) сборочные чертежи;
г) плазовую книгу (для судов).
Допускается выпускать чертежи на детали, изготовляемые из отливок, поковок и методом химической обработки.
Для отдельных видов изделий (кроме летательных аппаратов) допускается выпускать сборочные чертежи с таблицами координат для плаза.
1.4. Изделие и его составные части разбивают на плазе по теоретическому чертежу и таблице координат для плаза, а также по конструктивным и сборочным чертежам, необходимым для разбивки плаза.
1.5. По данным разбивки изделия и его составных частей на плазе корректируют теоретический чертеж или составляют плазовую книгу. После составления плазовой книги таблицы координат для плаза теряют силу.
1.6. Согласование обводов изделия и его составных частей выполняют графическим способом или графоаналитическими способами по специальным методикам, утвержденным в установленном порядке.
2.1. Для расположения изделий и его составных частей на теоретическом чертеже применяют пространственную систему координат.
2.2. На теоретическом чертеже на трех основных координатных плоскостях геометрическую форму изделия и его составных частей изображают линиями пересечения теоретической поверхности изделия и его составных частей плоскостями, параллельными координатным (приложение 1).
Кроме того, на теоретическом чертеже помещают координатные линии, математические и другие исходные данные, необходимые для построения сечений и получения теоретических обводов изделия.
2.3. Основными координатными плоскостями являются три взаимно-перпендикулярные плоскости (приложение 2, черт.1, 2):
вертикальная продольная плоскость;
вертикальная поперечная плоскость;
горизонтальная плоскость.
2.3.1. Вертикальная продольная плоскость (диаметральная плоскость для судов и плоскость симметрии для летательных аппаратов) - плоскость, делящая изделие в продольном направлении на две условно симметричные части.
2.3.2. Вертикальная поперечная плоскость - плоскость, перпендикулярная вертикальной продольной плоскости:
а) для фюзеляжа (корпуса) летательных аппаратов - плоскость дистанции 0 (нуль), проходящая, как правило, через крайнюю носовую точку фюзеляжа (корпуса);
б) для судов - плоскость мидель-шпангоута, проходящая посередине длины корпуса судна между носовым и кормовым перпендикулярами.
2.3.3. Горизонтальная плоскость:
а) для фюзеляжа (корпуса) летательных аппаратов - плоскость строительной горизонтали, проходящая через ось, условно принятую для данного фюзеляжа (корпуса);
б) для судов - основная плоскость, проходящая через точку пересечения плоскости мидель-шпангоута с килевой линией.
Килевая линия проходит в диаметральной плоскости:
у металлических судов - по внутренней поверхности наружной обшивки (горизонтального киля);
у судов с деревянной обшивкой - на уровне внешней кромки шпунта киля или по внешней поверхности обшивки;
у судов из других материалов, например: железобетона, пластмассы, - по внешней поверхности днища.
Для глиссирующих судов, судов со строительным дифферентом (яхты, рыболовные суда и т.п.), а также в технически обоснованных случаях для пластмассовых судов допускается принимать килевую линию проходящей через нижнюю наружную кромку вертикального киля.
Примечание. Для некоторых составных частей изделия (например, крыльев, оперения и др.) может быть установлена другая система координат.
2.4. На теоретическом чертеже изделия проекции имеют следующие наименования:
главный вид (бок) - проекции батоксов, шпангоутов и ватерлиний (горизонталей) на вертикальную продольную плоскость (см. приложение 2);
вид сверху (полуширота) - проекции ватерлиний (горизонталей), батоксов и шпангоутов на горизонтальную плоскость;
поперечные сечения (корпус) - проекции шпангоутов, батоксов и ватерлиний (горизонталей) на вертикальную поперечную плоскость.
Примечание. Для отдельных составных частей изделий (например, крыльев, оперения и др.) допускается давать другие наименования проекций. На поперечных сечениях, а также на виде сверху или главном виде, если необходимо, изображают дополнительные сечения - рыбины.
2.5. Главный вид располагают в верхней части теоретического чертежа, под ним - вид сверху, справа от главного вида - поперечные сечения.
2.6. Допускается совмещать главный вид и вид сверху, а при наличии цилиндрической вставки поперечные сечения располагают в разрыве средней части главного вида.
2.7. Для судов с симметричными относительно миделя оконечностями допускается показывать только одну носовую оконечность, но при этом на поле чертежа необходимо указать, что кормовая оконечность симметрична носовой.
2.8. Для некоторых типов судов, в зависимости от особенностей обводов, вид сверху допускается изображать раздельно для отдельных районов, разбитых по высоте судна.
2.9. Наименования проекций на теоретическом чертеже не указывают.
2.10. На теоретическом чертеже для летательных аппаратов нос изображают слева, а для судов - справа.
2.11. На виде сверху ватерлинии (для судов) изображают на левом борту, а горизонтали (для летательных аппаратов) - на правом борту.
2.12. На проекции "Поперечные сечения" шпангоуты изображают от носа до миделя справа, а от миделя до кормы (хвоста) - слева от вертикальной продольной плоскости.
2.13. Теоретические обводы изделия и его составных частей изображают, как правило, на сетке теоретического чертежа.
Для отдельных составных частей изделия (например, крыльев, оперения и др.) сетку не выполняют.
2.14. Сетка теоретического чертежа представляет собой пересечение под прямым углом на всех трех проекциях прямых линий - проекций батоксов, ватерлиний (горизонталей) и шпангоутов.
2.15. Построение сетки теоретического чертежа
2.15.1. Для летательных аппаратов на расстояниях, кратных 50 мм:
а) длину фюзеляжа самолета делят шпангоутами, параллельными плоскости дистанции 0 (нуль);
б) высоту фюзеляжа самолета делят горизонталями, параллельными плоскости строительной горизонтали;
в) ширину фюзеляжа самолета делят батоксами, параллельными плоскости симметрии. Нулевой батокс совпадает с плоскостью симметрии.
2.15.2. Для судов:
а) длину корпуса судна между носовым и кормовым перпендикулярами делят теоретическими шпангоутами на двадцать равных частей.
Положение носового и кормового перпендикуляров приведено в ГОСТ 1062.
В технически обоснованных случаях для специальных судов допускается несовпадение нулевого и двадцатого шпангоутов соответственно с носовым и кормовым перпендикулярами;
б) корпус судна по высоте делят ватерлиниями, расположенными на равных расстояниях друг от друга. Количество ватерлиний определяется особенностями обводов и высотой борта судна. Нулевая ватерлиния должна совпадать с основной плоскостью;
в) корпус судна по ширине делят батоксами, расположенными на равных расстояниях друг от друга. Количество батоксов определяется особенностями обводов и шириной судна. Нулевой батокс должен совпадать с диаметральной плоскостью.
Корпуса специальных судов допускается делить по ширине неравноотстоящими батоксами.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.16. В местах резкого изменения кривизны теоретических обводов изделия и его составных частей допускается давать дополнительные сечения.
2.17. На проекциях теоретического чертежа применяют следующие обозначения.
2.17.1. Батоксы обозначают римскими цифрами. Номера батоксов на поперечных сечениях в виде сверху проставляют за габаритными линиями сетки, а на главном виде - над линиями батоксов. Нумерацию батоксов начинают от плоскости симметрии (диаметральной).
2.17.2. Ватерлинии (горизонтали) обозначают арабскими цифрами. Номера ватерлиний (горизонталей) на поперечных сечениях и главном виде проставляют за габаритными линиями сетки, а на виде сверху - над линиями ватерлиний (горизонталей). Нумерацию ватерлиний начинают от основной плоскости (плоскости строительной горизонтали).
Примечание. Для судов нумерация ватерлиний ниже основной плоскости должна быть отрицательной.
2.17.3. Шпангоуты обозначают арабскими цифрами. Номера шпангоутов проставляют:
на главном виде - вне обводов изделия и его составных частей;