ГОСТ 29307-92
(ИСО 7860-83)
Группа Д39
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Транспорт дорожный
МОТОЦИКЛЫ
Метод измерения расхода топлива
Road vehicles. Motorcycles. Method of measuring fuel consumption
MKC 43.140
ОКП 45 4800
Дата введения 1993-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 308 "Мотоциклы, мопеды"
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 18.02.92 N 163
3. Настоящий стандарт разработан методом прямого применения международного стандарта ИСО 7860-83* "Транспорт дорожный. Мотоциклы. Метод измерения расхода топлива" с дополнительными требованиями, отражающими потребности народного хозяйства
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Обозначение соответствующего международного стандарта | Номер раздела, пункта, приложения |
ИСО 7117-81 | 2, 8.5.1 | |
ОСТ 37.001.262-83 | ИСО 6460-83, ИСО/ТР 6970-81 | 2, 7.3.1, 7.3.2.2, 7.4.1, 7.7.3, приложение В |
ОСТ 37.004.009-86 | ИСО 3833-86 | 2 |
ИСО 4106-74 | 2, приложение А |
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2004 г.
Настоящий стандарт устанавливает метод определения расхода топлива мотоциклом.
Дополнительные требования и изменения, отражающие потребности народного хозяйства, изложены в приложении С.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ИСО 3833-86 Транспорт дорожный. Типы. Термины и определения
ИСО 4106-74 Транспорт дорожный. Мотоциклы. Правила испытания двигателей. Определение полезной мощности
ИСО 6460-83 Транспорт дорожный. Метод измерения токсичности выхлопных газов, выбрасываемых мотоциклами, оборудованными двигателями с принудительным зажиганием
ИСО/ТР 6970-81 Транспорт дорожный. Испытание на определение токсичности мотоциклов и мопедов. Динамометрический стенд
ИСО 7117-81 Транспорт дорожный. Метод измерения максимальной скорости мотоциклов
В настоящем стандарте применяют следующий термин:
масса мотоцикла: Сухая масса мотоцикла с топливным баком, заполненным на 90% вместимости, с набором инструментов и запасным колесом (если это обязательно).
Мотоциклы подвергаются испытаниям двух типов: 1 и 2.
4.1. Испытание типа 1
Измерение среднего расхода топлива в течение ездового цикла.
4.1.1. Мотоцикл устанавливают на динамометрический стенд, оборудованный тормозом и сменными маховыми массами. Испытания включают в себя два цикла, описанных в п.7.1, непрерывно следующих один за другим. В течение испытаний расход топлива измеряют оборудованием, упоминаемым в пп.7.3.2.2, 7.3.3.
4.1.2. Испытание проводят по методу, определенному в разд.7.
4.2. Испытание типа 2
Измерение расхода топлива при постоянной скорости.
4.2.1. Испытание проводят на дороге в соответствии с требованиями п.8.2.
Характеристика мотоцикла - в соответствии с приложением А.
6.1. Все детали мотоцикла должны быть серийными.
_______________
Если мотоцикл отличается от серийного, то приводят характеристику в отчете об испытании.
6.2. Двигатель и трансмиссия должны быть обкатаны в соответствии с требованиями изготовителя.
6.3. Регулировка топливной аппаратуры и системы зажигания, вязкость масел для движущихся механических частей, давление в шинах должны соответствовать инструкции изготовителя мотоцикла.
_______________
Если мотоцикл отличается от серийного, то в отчете об испытаниях необходимо привести полное его описание.
6.4. Перед испытанием у деталей мотоцикла должна быть нормальная для его эксплуатации температура.
6.5. Масса мотоцикла - масса мотоцикла с заправкой и оборудованием, но без пассажира.
6.6. Распределение нагрузки между колесами должно соответствовать инструкции изготовителя.
7.1. Рабочий цикл на роликовом стенде
7.1.1. Описание цикла
Рабочий цикл на роликовом стенде должен соответствовать описанному в табл.1 и представленному на графике черт.1.
Таблица 1
Ездовой цикл на роликовом стенде
Номер опе- | Операция | Фаза | Ускоре- | Скорость, км/ч | Продолжи- | Общее время, с | Передача, использующаяся в случае ручного переключения | Пройденное расстояние, м | |
опера- | фазы | ||||||||
1 | Холостой ход | 1 | - | - | 11 | 11 | 11 | 6 с РМ, 5 с К | 0 |
2 | Ускорение | 2 | 1,04 | 0-15 | 4 | 4 | 15 | Предписывается изготовителем | 8 |
3 | Постоянная скорость | 3 | - | 15 | 8 | 8 | 23 | 34 | |
4 | Замедление | 4 | -0,69 | 15-10 | 2 | 5 | 25 | 7 | |
5 | Замедление без сцепления | -0,92 | 10-0 | 3 | 28 | К | 4 | ||
6 | Холостой ход | 5 | - | - | 21 | 21 | 49 | 16 с РМ, 5 с К | 0 |
7 | Ускорение | 6 | 0,74 | 0-32 | 12 | 12 | 61 | Предписывается изготовителем | 54 |
8 | Постоянная скорость | 7 | - | 32 | 24 | 24 | 85 | 214 | |
9 | Замедление | 8 | -0,75 | 32-10 | 8 | 11 | 93 | 48 | |
10 | Замедление без сцепления | -0,92 | 10-0 | 3 | 96 | К | 4 | ||
11 | Холостой ход | 9 | - | - | 21 | 21 | 117 | 16 с РМ, 5 с К | 0 |
12 | Ускорение | 10 | 0,53 | 0-50 | 26 | 26 | 143 | Предписывается изготовителем | 183 |
13 | Постоянная скорость | 11 | - | 50 | 12 | 12 | 155 | 167 | |
14 | Замедление | 12 | -0,52 | 50-35 | 8 | 8 | 163 | Предписывается изготовителем | 95 |
15 | Постоянная | 13 | - | 35 | 13 | 13 | 176 | 127 | |
16 | Замедление | 14 | -0,68 | 35-10 | 9 | 12 | 185 | К | 64 |
17 | Замедление без сцепления | -0,92 | 10-0 | 3 | 188 | 4 | |||
18 | Холостой ход | 15 | - | - | 7 | 7 | 195 | 7 с РМ | 0 |
Итого: | 1013 |
_______________
РМ - коробка перемены передач (КПП) в нейтральном положении; К - сцепление выключено.
Ездовой цикл на роликовом стенде
1 - теоретическая кривая цикла; 2 - границы допусков; 3 - допуски скорости (±1 км/ч) и времени (±0,5 с) складываются геометрически для каждой точки, как показано на позиции 2; К - сцепление выключено; РМ - КПП в нейтральном положении; R - холостой ход
Черт.1
7.1.2. Общие условия выполнения цикла
Если необходимо, то проводят предварительные испытательные циклы для определения наиболее оптимальной работы дросселя, коробки передач, сцепления и тормозов с целью достижения цикла, близкого к теоретическому в указанных пределах.
7.1.2.1. Если ускорение мотоцикла достаточное, то проводят теоретический цикл, описанный в п.7.1.1.
7.1.2.2. Если ускорение мотоцикла недостаточное, то для прохождения фазы ускорения в указанных пределах и допусках мотоцикл следует эксплуатировать с полностью открытым дросселем для достижения скорости, установленной для этого цикла; цикл проводят обычным способом.
7.1.3. Использование коробки передач
Использование коробки передач должно соответствовать инструкции.
7.1.3.1. Коробка передач с механическим включением