ГОСТ 6253-78*
Группа Д39
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МОТОЦИКЛЫ, МОТОРОЛЛЕРЫ, МОПЕДЫ, МОТОВЕЛОСИПЕДЫ
Методы испытаний
Motorcycles, scooters. Methods of tests
Дата введения 1980-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 2 августа 1978 г. N 2087 срок введения установлен с 01.01.80
Проверен в 1984 г. Постановлением Госстандарта от 14 декабря 1984 г. N 4418 срок действия продлен до 01.01.90**
________________
** Ограничение срока действия снято постановлением Госстандарта СССР от 24.02.89 N 336 (ИУС N 5, 1989 год). - Примечание изготовителя базы данных.
ВЗАМЕН ГОСТ 6253-71
* ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1985 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 1984 г. (ИУС 3-85).
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний мотоциклов, мотороллеров, мопедов и мотовелосипедов общего назначения (далее - машины), изготовляемых серийно, а также модернизированных и опытных образцов.
1.1. Методы испытаний, предусмотренные настоящим стандартом, должны применяться при:
осмотре и проверке качества сборки;
определении масс (сухой, снаряженной и полной);
определении удельного статического давления шин на опорную плоскость;
определении координат центра массы;
определении основных размеров;
определении радиусов поворотов и угла бокового крена;
определении упругих характеристик подвесок машин и рабочих диаграмм амортизаторов подвесок;
обкатке машин;
определении поправочного коэффициента счетчика пути;
определении пути свободного качения (выбега);
испытании на топливную экономичность;
испытании на динамические (скоростные) качества;
испытании по определению тормозных качеств;
определении уровня шума;
определении уровня звукового давления сигнала;
определении уровня радиопомех;
испытании на преодоление подъемов;
пробеговых испытаниях;
испытании на проходимость.
1.2. Объемы периодических испытаний и испытаний на гарантийную наработку даны соответственно в обязательных приложениях 1 и 2 (при испытании машин на гарантийную наработку допускается не проводить стендовые испытания двигателей на надежность).
Количество испытываемых машин и периодичность испытаний должны указываться в программе испытаний на конкретную машину.
Дополнительные специальные испытания, проводимые по требованию заказчика, должны проводиться по специальным программе и методике.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.3. Испытания должны проводиться на топливах, маслах и смазках, указанных в технических условиях или в инструкции по эксплуатации на конкретную машину.
1.4. В течение всего периода испытаний машины должны проходить техническое обслуживание в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя по эксплуатации, согласованной с базовой организацией по стандартизации.
1.5. В период испытаний не допускается произвольное изменение регулировок, бесконтрольный ремонт, заправка и другие воздействия, отражающиеся на техническом состоянии машин и на результатах испытаний.
1.6. При проведении испытаний по определению пути свободного качения, на топливную экономичность, на динамические качества, на эффективность торможения нагрузка должна быть для машин без коляски - один водитель, для машин с коляской - полная (багаж, пассажиры и водитель).
Масса водителя и пассажира - 75 кг каждая.
Замена пассажира в коляске балластом допускается только при проведении пробеговых испытаний по дорогам с усовершенствованным покрытием. Балласт, заменяющий массу пассажира, должен размещаться в двух местах: не менее 55 кг - в средней части (на сиденьи), не более 20 кг - в передней. Багаж должен размещаться в багажном отделении.
Балласт (мешки с песком или дробью) должен надежно закрепляться во избежание смещения при тряске, резких торможениях и при аварийных ситуациях, могущих возникнуть в процессе испытаний (масса креплений должна быть учтена). Балласт не должен вызывать повреждений коляски.
1.7. Перед испытаниями на динамические качества, топливную экономичность и др. двигатель и другие агрегаты должны быть прогреты.
1.8. При проведении испытаний на динамические качества (кроме испытаний на определение минимальной устойчивой скорости) на машинах, имеющих максимальную скорость 90 км/ч и более, посадка водителя должна быть спортивной (пригнувшись к рулю), на машинах, имеющих максимальную скорость менее 90 км/ч, - нормальная.
При проведении испытаний на топливную экономичность посадка водителя должна быть нормальной.
При измерениях максимальной скорости и топливной экономичности дополнительное оборудование, ветровые и наколенные щитки снимаются.
Одежда водителя при проведении испытаний на динамические качества и топливную экономичность должна быть специальная: кожаный комбинезон или кожаный костюм, защитный головной шлем, очки с небьющимися стеклами или шлем типа "Колокол" с защитным небьющимся стеклом, перчатки-краги, сапоги или мотоботы.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.9. К проведению испытаний допускаются лица, прошедшие специальный инструктаж по технике безопасности.
К испытаниям, связанным с движением на скоростях свыше 90 км/ч, допускаются лица, имеющие квалификацию не ниже 6-го разряда по специальности водителя-испытателя.
1.10. При проведении обкатки и пробеговых испытаний водитель должен иметь защитный головной шлем, очки с небьющимися стеклами и предусмотренную для данного времени года специальную одежду, хорошо защищающую от холода, гигиеничную и не стесняющую движений.
1.11. Испытания на скоростные качества и топливную экономичность должны проводиться в сухую погоду при температуре воздуха от минус 5 до плюс 30 °С и скорости ветра не более 3 м/с.
1.12. (Исключен, Изм. N 1).
1.13. Испытания по определению пути свободного качения машин, на топливную экономичность, на динамические качества, по определению уровня шума, на тормозную эффективность должны проводиться на прямолинейных горизонтальных участках дороги с твердым, гладким, чистым, сухим асфальтовым или бетонным покрытием.
Допускаемый уклон (подъем) дороги - не более 1,5%.
Дорожные условия при других видах испытаний определяются особенностями этих испытаний и указываются в соответствующих пунктах настоящего стандарта.
1.14. В зависимости от рабочего объема двигателя и скорости устанавливают следующие категории машин:
- | двухколесное транспортное средство с рабочим объемом двигателя не более 50 см и максимальной конструктивной скоростью более 40 км/ч; |
- | то же, максимальной конструктивной скоростью менее 40 км/ч; |
- | трехколесное транспортное средство с рабочим объемом двигателя не более 50 см и максимальной конструктивной скоростью менее 40 км/ч; |
- | двухколесное транспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см и максимальной конструктивной скоростью более 40 км/ч; |
- | трехколесное транспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см и максимальной конструктивной скоростью более 40 км/ч, с асимметричным расположением колес к продольной оси (мотоцикл с коляской); |
- | то же, с симметричным расположением колес и массой не более 1000 кг. |
1.15. С машинами, подлежащими испытаниям, предприятие-изготовитель должно представлять следующую техническую документацию:
при испытаниях серийных машин:
технические условия;
эксплуатационную документацию по ГОСТ 2.601-68*;
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006. - Примечание изготовителя базы данных.
инструкцию по эксплуатации машин;
описание основных изменений, внесенных в конструкцию или технологический процесс;
протокол предыдущих испытаний, если они проводились;
патентный формуляр и техническую документацию на русском и иностранных языках на машины в экспортном исполнении;
сертификат качества;
каталог запасных частей, спецификацию на запасные части;
инструкцию по ремонту;
при испытаниях модернизированных и опытных машин:
утвержденное техническое задание;
чертежи (общие виды машин и агрегатов, чертежи основных быстроизнашивающихся деталей), а также данные микрометража основных быстроизнашивающихся деталей, проведенного перед сборкой на предприятии-изготовителе;
отчеты о проведенных предварительных испытаниях.
1.14, 1.15. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1. При проведении периодических испытаний машины отбирают на складе готовой продукции из числа принятых отделом технического контроля.
2.2. При осмотре машин и агрегатов (без их снятия и разборки) проверяют:
комплектность машины;
наличие клейма технического контроля на машине и отдельных агрегатах, а также наличие пломб и маркировок на механизмах и деталях, подлежащих опломбированию и маркировке;
наличие видимых повреждений или некачественного выполнения деталей, окраски, обивки сидений;
наличие неокрашенных или покрытых коррозией мест, некачественных сварочных швов, поврежденных стекол фар, фонарей, ветровых щитков и декоративных деталей;
состояние уплотнений, отсутствие течей масла и других жидкостей из картеров, гидроамортизаторов подвесок колес;
наличие требуемого количества масла в агрегатах машин (для которых предусмотрен контроль масла без их разборки) и жидкости в приводе тормозов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3. Проверка креплений должна производиться посредством прилагаемого комплекта инструмента.
Проверку затяжки деталей производят у наружных креплений.