ГОСТ 26653-90
Группа Д08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ПОДГОТОВКА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ К ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ
Общие требования
Preparation of general cargoes for transportation. General requirements
ОКСТУ 0079
Дата введения 1991-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством морского флота СССР
РАЗРАБОТЧИК
М.Н.Гаврилов, канд. техн. наук (руководитель разработки)
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 25.06.90 N 1831
3. ВЗАМЕН ГОСТ 26653-85
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта | |||
1.9 | ||||
2.1.5 | ||||
2.1.5 | ||||
2.1.1 | ||||
3.4 | ||||
2.7.3 | ||||
2.2.7 | ||||
2.1.1 | ||||
1.7 | ||||
1.8; 2.5.5 | ||||
1.8 | ||||
1.10; 2.2.3; 3.1 | ||||
2.5.2; 3.3 | ||||
3.4 | ||||
2.4.2 | ||||
1.7 | ||||
2.5.2; 2.7.3 | ||||
3.4 | ||||
3.1 | ||||
2.5.2 | ||||
2.5.2 | ||||
2.5.2; 3.3 | ||||
ГОСТ 21929-76 | 2.5.3 | |||
1.12 | ||||
1.12 | ||||
ГОСТ 23238-78 | 2.1.3; 2.5.2 | |||
2.5.2 | ||||
2.5.2 | ||||
3.2 | ||||
3.4 | ||||
3.1 | ||||
2.5.2 | ||||
3.4 |
Настоящий стандарт устанавливает общие требования по подготовке генеральных грузов к транспортированию в прямом и смешанном сообщении: морским, речным, железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом.
Требования стандарта должны учитываться при разработке стандартов, технических условий на продукцию, подготавливаемую к транспортированию, в части упаковки, маркировки, перевозки и хранения, при планировании и организации отправки грузов, заключении договоров и контрактов на поставку экспортных и импортных товаров.
Пояснение термина "генеральные грузы" приведено в приложении.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Груз должен быть подготовлен к транспортированию с учетом требований стандартов на продукцию. Правил перевозок грузов, действующих на соответствующих видах транспорта, и Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
1.2. Подготовка груза к транспортированию должна обеспечивать:
сохранность груза на всем протяжении перевозки и безопасность транспортного средства и окружающей среды;
максимальное использование грузоподъемности и (или) грузовместимости транспортных средств и грузоподъемных механизмов при обязательном обеспечении сохранности груза и безопасности его перевозки;
необходимую прочность упаковки груза при штабелировании и перегрузочных операциях;
удобство проведения грузовых операций, крепления и размещения на транспортных средствах и в складах.
1.3. При подготовке груза к транспортированию следует учитывать:
свойства груза, район перевозки, сроки доставки и время года;
длительность воздействия гидрометеорологических факторов, в том числе в микроклиматических районах;
динамический характер нагрузок, действующих на соответствующем виде транспорта;
вместимость и размеры грузовых помещений, транспортных средств;
необходимость крепления груза;
необходимость обеспечения в грузовых помещениях транспортных средств определенных температурных, вентиляционных и влажностных режимов;
возможность комплексной механизации перегрузочных процессов для обеспечения высокой производительности труда и сокращения простоя транспортных средств под погрузкой и выгрузкой;
опасность повреждения груза и машин, травмирования людей при перегрузочных работах в случае недостаточной или неверной информированности транспортных организаций о свойствах груза и правильных способах его перегрузки, а также из-за их неподготовленности к грузовым операциям;
несоответствие формы предъявления груза к перевозке технологическим требованиям перегрузочного и перевозочного процессов;
необходимость предварительной информации транспортных организаций о форме предъявления груза к перевозке или об ее изменении с целью определения или уточнения технологии перевозки и его переработки в перегрузочных пунктах;
возможность укрупнения и унификации грузовых мест с целью создания условий для механизации и автоматизации перемещения и строповки грузов.
1.4. Транспортная тара и упаковка груза, предъявляемого к перевозке, должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации, иметь в наличии и целостности пломбы, замки, контрольные ленты и специальные устройства для крепления на транспортном средстве и быть приспособленными для быстрой, удобной и безопасной строповки груза при перемещении его кранами и погрузчиками.
1.5. Средства пакетирования грузов при пакетных перевозках в районы Крайнего Севера должны быть преимущественно разового использования.
1.6. Транспортная тapa и упаковка груза должны обеспечивать его сохранность при производстве грузовых операций с использованием грузозахватных приспособлений.
1.7. Маркировка груза должна соответствовать требованиям ГОСТ 14192, ГОСТ 19433 и требованиям, предусмотренным в нормативно-технической документации на конкретную продукцию.
1.8. В стандартах и технических условиях на конкретный груз в таре или без нее должна быть оговорена возможность его перевозки на открытых транспортных средствах и на верхней (открытой) палубе судов в условиях воздействия воды в соответствии с ГОСТ 15150, ГОСТ 15151.
1.9. Требования к упаковке груза, условиям и особенностям его транспортирования, способам и средствам укрупнения грузовых мест должны излагаться в нормативно-технической документации на конкретный вид груза в разделе "Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" в соответствии с требованиями ГОСТ 1.5.
1.10. Тара и упаковка грузов, отправляемых в районы Крайнего Севера, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15846.
1.11. Грузоотправитель отвечает за последствия недостатков тары и внутренней упаковки грузов (бой, поломка, деформация, течь и т.п.), а также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его массе или установленным стандартам.
1.12. Груз и его тара, предъявляемые к перевозке в смешанном и в прямом сообщениях, должны обеспечивать их сохранность при перевалке, а также сохранность подвижного состава железных дорог в соответствии с ГОСТ 22235 и ГОСТ 22477.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ГРУЗУ
2.1. Металлопродукция
2.1.1. Подготовка отдельных видов металлопродукции к транспортированию должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 7566, ГОСТ 10692, а также действующей нормативно-технической документации на отдельные виды металлопродукции.
2.1.2. Средства пакетирования металлопродукции и способы обвязки должны обеспечивать сохранность пачек, связок, рулонов и мотков от рассыпания и раскручивания, от утраты и обезличивания ярлыков как при перегрузочных операциях, так и во время перевозки.
2.1.3. При пакетировании длинномерной металлопродукции по ГОСТ 23238 должны применяться несущие средства пакетирования с верхними точками захвата либо конфигурация пакетов и способы их размещения в транспортных средствах должны позволять производить застропку и отстропку без подъема, раздвигания и других подобных ручных операций. Отступление от этого правила допускается только по согласованию с портом или железнодорожной станцией, куда направляется груз, при наличии у них специальных грузоподъемных средств (магнитов, манипуляторов и т.д.). Указание о возможности строповки за несущие обвязки и средства пакетирования должно быть маркировано на грузе либо внесено в грузовые документы.
2.1.4. Металлопрокат (рельсы, пруток, профильный прокат, трубы диаметром до 350 мм и др.), чушки цветных металлов, медные и никелевые катоды, упакованные и неупакованные мотки (катаная проволока, колючая проволока и пр.) должны поставляться к перевозке в пакетах.
2.1.5. Тяжеловесный и длинномерный металлолом должен быть разделен на части в соответствии с ГОСТ 2787, лом цветных металлов - ГОСТ 1639. Мелкие отходы металлов прессуют в пакеты или укладывают в кипы. Мелкий лом в виде бывших в употреблении метизов, инструмента, лом цветных металлов упаковывают в прочную тару: ящики, бочки или специализированные контейнеры.
Для транспортирования в смешанном сообщении принимается только переработанный лом.
2.1.6. Листовую сталь в рулонах, транспортируемую с установкой на торец, следует поставлять на полозьях либо она должна быть приспособлена для перегрузки защемляющими рычажными захватными устройствами, сжимающими рулон снаружи и изнутри.
2.2. Подвижная техника
2.2.1. В документах на самоходную технику и в информационном листке, прикрепляемом к ветровому стеклу кабины с внутренней стороны, следует указывать название и марку топлива, которым она заправляется. На момент погрузки на транспортные средства подвижная техника должна быть заправлена топливом в количестве не менее 5 дм для легковых и не менее 12 дм
- для всех остальных видов самоходной техники.