Статус документа
Статус документа

ГОСТ 20058-80

Группа Д00

     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

     

ДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В АТМОСФЕРЕ

Термины, определения и обозначения

Aircraft dynamics in atmosphere. Terms, definitions and symbols

     

Дата введения 1981-07-01



Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 июля 1980 г. N 3913 срок введения установлен с 01.07.1981 г.

ВЗАМЕН ГОСТ 20058-74, кроме пп.45-67


ВНЕСЕНЫ поправки, опубликованные в ИУС N 3, 1982 год, ИУС N 12, 1986 год

Поправки внесены изготовителем базы данных



Настоящий стандарт распространяется на летательные аппараты тяжелее воздуха, в основном самолеты.

Стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины, определения, обозначения осей координат и буквенные обозначения величин, относящиеся к динамике летательных аппаратов в атмосфере Земли и других планет.

Стандарт следует применять совместно с ГОСТ 22833-77 и ГОСТ 23281-78

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять, если исключена возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

Если необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и, соответственно, в графе "Определение" поставлен прочерк.

Для отдельных понятий стандартизованные термины отсутствуют и, соответственно, в графе "Термин" поставлен прочерк.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.

В справочном приложении 1 приведены чертежи основных углов, используемых в динамике летательных аппаратов в атмосфере, в справочном приложении 2 - матрицы преобразования величин из одной системы координат в другую, в справочном приложении 3 - таблица соответствия обозначений осей координат и буквенных обозначений величин, установленных в данном стандарте и МС ИСО 1151, ч.I-V.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.

Термин

Обозначение

Определение

Примечание

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Динамика летательных аппаратов в атмосфере

Раздел механики, в котором изучается движение летательных аппаратов в атмосфере

Термин "летательный аппарат" в данном стандарте относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха, оснащенным, как правило, установкой для создания тяги (п.53) например, самолет, ракета, вертолет

ИНЕРЦИАЛЬНАЯ И ЗЕМНЫЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ

2. Инерциальная система координат

Правая прямоугольная декартова система координат, начало которой помещено в некоторой точке пространства, либо перемещается с постоянной скоростью, а направление осей относительно звезд неизменно

3. Земная система координат

Правая прямоугольная декартова система координат, начало и оси которой фиксированы по отношению к Земле и выбираются в соответствии с задачей

4. Нормальная земная система координат

Земная система координат, ось которой направлена вверх по местной вертикали, а направление осей и выбирается в соответствии с задачей

Под местной вертикалью понимают прямую, совпадающую с направлением силы тяжести в рассматриваемой точке

5. Стартовая система координат

Земная система координат, начало которой совпадает с характерной точкой летательного аппарата в начальный момент движения, ось направлена вверх по местной вертикали, а направление осей и выбирается в соответствии с задачей

ПОДВИЖНЫЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ

6. Подвижная система координат

Правая прямоугольная декартова система координат, начало которой помещено на летательном аппарате, обычно в центре масс, а направление осей выбирается в соответствии с задачей

7. Ориентированная подвижная система координат

Подвижная система координат, направление осей которой относительно звезд неизменно

8. Земная подвижная система координат

Подвижная система координат, оси которой направлены так же, как и соответствующие оси земной системы координат

9. Нормальная система координат

Подвижная система координат, ось которой направлена вверх по местной вертикали, а направление осей и выбирается в соответствии с задачей

10. Связанная система координат



Подвижная система координат, осями которой являются продольная ось (п.11), нормальная ось (п.12) и поперечная ось (п.13), фиксированные относительно летательного аппарата

11. Продольная ось

Ось связанной системы координат, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направленная от хвостовой к носовой части летательного аппарата

1. Направление продольной оси может быть выбрано как по базовым осям самолета, крыла или фюзеляжа, так и по главным осям инерции. Выбор продольной оси должен быть указан.

2. Для осесимметричных летательных аппаратов продольная ось располагается вдоль оси симметрии

12. Нормальная ось

Ось связанной системы координат, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направленная к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей

13. Поперечная ось

Ось связанной системы координат, перпендикулярная плоскости симметрии летательного аппарата и направленная к правой части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей

14. Полусвязанная система координат

Подвижная система координат, ось которой совпадает с проекцией скорости летательного аппарата (п.35) на плоскость связанной системы координат, ось - с осью подъемной силы (п.18), a ocь - с поперечной осью

15. Связанная с пространственным углом атаки система координат

Подвижная система координат, ось которой совпадает с продольной осью, а ось лежит в плоскости, образованной продольной осью и направлением скорости летательного аппарата (п.35), и направлена противоположно проекции скорости на плоскость, перпендикулярную продольной оси

16. Скоростная система координат

Подвижная система координат, ось которой совпадает с направлением скорости летательного аппарата (п.35), а ось лежит в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направлена к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей

17. Скоростная ось

Ось скоростной системы координат, совпадающая с направлением скорости летательного аппарата (п.35)

18. Ось подъемной силы

Ось скоростной системы координат в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направленная к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей

19. Боковая ось

Ось, которая в совокупности со скоростной осью и осью подъемной силы составляет скоростную систему координат

20. Траекторная система координат

Подвижная система координат, ось которой совпадает с направлением земной скорости (п.37), ось лежит в вертикальной плоскости, проходящей через ось , и направлена обычно вверх от поверхности Земли

УГЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СВЯЗАННОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ И В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ, СВЯЗАННОЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ УГЛОМ АТАКИ

(Справочное приложение 1, черт.1)

21. Угол атаки


Угол между продольной осью и проекцией скорости летательного аппарата (п.35) на плоскость связанной системы координат

Угол атаки следует считать положительным, если проекция скорости летательного аппарата на нормальную ось отрицательна

22. Угол скольжения


Угол между направлением скорости летательного аппарата (п.35) и плоскостью связанной системы координат

Угол скольжения следует считать положительным, если проекция скорости летательного аппарата на поперечную ось положительна

23. Пространственный угол атаки

Угол между продольной осью и направлением скорости летательного аппарата (п.35)

Пространственный угол атаки всегда является положительным

24. Аэродинамический угол крена

Угол между нормальной осью и осью системы координат, связанной с пространственным углом атаки

Аэродинамический угол крена следует считать положительным, когда ось совмещается с нормальной осью поворотом вокруг продольной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении продольной оси

УГЛЫ МЕЖДУ ОСЯМИ СВЯЗАННОЙ И НОРМАЛЬНОЙ СИСТЕМ КООРДИНАТ

(Справочное приложение 1, черт.2)

25. Угол рыскания

Угол между осью нормальной системы координат и проекцией продольной оси на горизонтальную плоскость нормальной системы координат

Угол рыскания следует считать положительным, когда ось совмещается с проекцией продольной оси на горизонтальную плоскость поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

26. Угол тангажа

Угол между продольной осью и горизонтальной плоскостью нормальной системы координат

Угол тангажа следует считать положительным, когда продольная ось находится выше горизонтальной плоскости

27. Угол крена

Угол между поперечной осью и осью нормальной системы координат, смещенной в положение, при котором угол рыскания равен нулю

Угол крена следует считать положительным, когда смещенная ось совмещается с поперечной осью поворотом вокруг продольной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

УГЛЫ МЕЖДУ ОСЯМИ СКОРОСТНОЙ И НОРМАЛЬНОЙ СИСТЕМ КООРДИНАТ

(Справочное приложение 1, черт.3)

28. Скоростной угол рыскания

Угол между осью нормальной системы координат и проекцией скоростной оси на горизонтальную плоскость нормальной системы координат

Скоростной угол рыскания следует считать положительным, когда ось совмещается с проекцией скоростной оси на горизонтальную плоскость поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

29. Скоростной угол тангажа

Угол между скоростной осью и горизонтальной плоскостью нормальной системы координат

Скоростной угол тангажа следует считать положительным, когда скоростная ось находится выше горизонтальной плоскости

30. Скоростной угол крена

Угол между боковой осью и осью нормальной системы координат, смещенной в положение, при котором скоростной угол рыскания равен нулю

Скоростной угол крена следует считать положительным, когда смещенная ось совмещается с боковой осью поворотом вокруг скоростной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

ТРАЕКТОРНЫЕ УГЛЫ

(Справочное приложение 1, черт.4)

31. Угол пути

Угол между осью нормальной системы координат и направлением путевой скорости  (п.38)

Угол пути следует считать положительным, когда ось совмещается с направлением путевой скорости поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

32. Угол наклона траектории

Угол между направлением земной скорости (п.37) и горизонтальной плоскостью нормальной системы координат  

Угол наклона траектории следует считать положительным, когда проекция земной скорости на ось положительна

УГЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА

(Справочное приложение 1, черт.5)

33. Угол ветра

Угол между осью нормальной системы координат и проекцией скорости ветра (п.39) на горизонтальную плоскость нормальной системы координат

Угол ветра следует считать положительным, когда ось совмещается с проекцией скорости ветра на горизонтальную плоскость поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

34. Наклон ветра

Угол между направлением скорости ветра (п.39) и горизонтальной плоскостью

Наклон ветра следует считать положительным, когда проекция скорости ветра на ось нормальной системы координат положительна

СКОРОСТИ

35. Скорость летательного аппарата

Скорость

Скорость начала связанной системы координат относительно среды, не возмущенной летательным аппаратом

1. При применении термина к конкретному виду летательного аппарата следует заменять слова "летательного аппарата" на термин конкретного вида летательного аппарата, например, "скорость самолета".

2. Составляющие скоростей по осям различных систем координат следует обозначать соответственно , , , с индексом соответствующей оси, например, - составляющая земной скорости (п.37) по оси связанной системы координат; - составляющая скорости летательного аппарата по оси скоростной системы координат; при этом , а

36. -

Модуль скорости летательного аппарата

37. Земная скорость

Скорость начала связанной системы координат относительно какой-либо из земных систем координат

См. примечание 2 к п.35

38. Путевая скорость

Проекция земной скорости на

горизонтальную плоскость нормальной системы координат

То же

39. Скорость ветра

Скорость среды, не возмущенной летательным аппаратом, относительно какой-либо из земных систем координат

"

УГЛОВЫЕ СКОРОСТИ

40. Абсолютная угловая скорость летательного аппарата

Абсолютная угловая скорость

Угловая скорость связанной системы координат относительно инерциальной системы координат

1. Составляющие абсолютной угловой скорости летательного аппарата и угловой скорости летательного аппарата (п.41) по осям различных систем координат следует обозначать соответственно   и  с индексом соответствующей оси, например, - составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси скоростной системы координат.

2. Составляющие абсолютной угловой скорости летательного аппарата и угловой скорости летательного аппарата следует считать положительными при вращении летательного аппарата вокруг соответствующей оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

41. Угловая скорость летательного аппарата

Угловая скорость

Угловая скорость связанной системы координат относительно какой-либо из земных систем координат

См. примечания к п.40

42. Скорость крена


Составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси связанной системы координат

См. примечание 2 к п.40

43. Скорость рыскания


Составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси связанной системы координат

То же

44. Скорость тангажа


Составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси связанной системы координат

"

МАССОВЫЕ И ИНЕРЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

45. Масса летательного аппарата

-

Масса является одной из характеристик материального объекта и определяет его инертные и гравитационные свойства. Масса механической системы - это сумма масс материальных точек, образующих систему

46. Момент инерции летательного аппарата относительно оси

Момент инерции




-




47. Центробежный момент инерции летательного аппарата

Центробежный момент инерции




-




48. Радиус инерции летательного аппарата относительно оси

Радиус инерции




-




УГЛЫ ОТКЛОНЕНИЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

49. Угол отклонения органа управления тангажом

Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента тангажа (п.75), или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов отклонений нескольких органов управления

1. При применении термина к конкретным видам органов управления тангажом следует заменять слова "органа управления тангажом" на термин конкретного вида органа управления, например, "угол отклонения руля высоты" (), "угол отклонения стабилизатора" ().

2. Угол отклонения органа управления тангажом осесимметричных летательных аппаратов следует обозначать .

3. Углы отклонения органов управления следует считать положительными при поворотах органов управления по часовой стрелке, если смотреть в направлении соответствующей оси связанной системы координат. При этом предполагается, что оси вращения органов управления креном и тангажом условно минимальными поворотами приведены в положение, параллельное поперечной оси, а ось вращения органа управления рысканием - в положение, параллельное нормальной оси, и знак угла отклонения органа управления креном определяется положением правого органа управления (справочное приложение 1, черт.6).

4. Для винтокрылых летательных аппаратов допустимо иное правило определения знака углов отклонения органов управления

50. Угол отклонения органа управления креном

Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента крена (п.73), или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов отклонения нескольких органов управления

1. При применении термина к конкретным видам органов управления креном следует заменять слова "органа управления креном" на термин конкретного вида органа управления, например, "угол отклонения элеронов" () "угол отклонения дифференциального стабилизатора" ().

2. Угол отклонения органа управления креном осесимметричных летательных аппаратов следует обозначать .

3. См. примечания 3 и 4 к п.49

51. Угол отклонения органа управления рысканием

Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента рыскания (п.74) или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов отклонения нескольких органов управления

1. При применении термина к конкретным видам органов управления рысканием следует заменять слова "органа управления рысканием" на термин конкретного вида органа управления, например, "угол отклонения руля направления" ().

2. Угол отклонения органа управления рысканием осесимметричных летательных аппаратов следует обозначать .

3. См. примечания 3 и 4 к п.49

СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

52. Результирующая сила

Главный вектор системы сил, действующих на летательный аппарат, без учета инерционных, гравитационных сил и сил, возникающих при контакте летательного аппарата с землей

Результирующая сила складывается из тяги (п.53) и аэродинамической силы планера (п.54).

Разложение результирующей силы на эти составляющие в каждом частном случае зависит от принятых условий

53. Тяга

Главный вектор системы сил, действующих на летательный аппарат со стороны двигателя в результате его функционирования

Составляющие тяги по осям различных систем координат следует обозначать с индексом соответствующей оси, например, - составляющая тяги по оси связанной системы координат

54. Аэродинамическая сила планера

Аэродинамическая сила

Главный вектор системы сил, действующих на летательный аппарат со стороны окружающей среды при его движении

В случаях, исключающих возможность различного толкования, индекс в обозначении может быть опущен

55. Продольная сила


Составляющая результирующей силы по оси связанной системы координат

56. Нормальная сила


Составляющая результирующей силы по оси связанной системы координат

57. Поперечная сила

Составляющая результирующей силы по оси связанной системы координат

58. Тангенциальная сила

Составляющая результирующей силы по оси скоростной системы координат

59. Подъемная сила

Составляющая результирующей силы по оси скоростной системы координат

60. Боковая сила

Составляющая результирующей силы по оси скоростной системы координат

61. Аэродинамическая продольная сила

Продольная сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси связанной системы координат, взятая с противоположным знаком

62. Аэродинамическая нормальная сила

Нормальная сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси связанной системы координат

63. Аэродинамическая поперечная сила

Поперечная сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси связанной системы координат

64. Сила лобового сопротивления

Составляющая аэродинамической силы планера по оси скоростной системы координат, взятая с противоположным знаком

65. Аэродинамическая подъемная сила

Подъемная сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси скоростной системы координат

66. Аэродинамическая боковая сила

Боковая сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси скоростной системы координат

67. -

Составляющая аэродинамической силы планера по оси  системы координат, связанной с пространственным углом атаки, взятая с противоположным знаком

68. -

Составляющая аэродинамической силы планера по оси системы координат, связанной с пространственным углом атаки

69. -

Составляющая аэродинамической силы планера по оси системы координат, связанной с пространственным углом атаки

МОМЕНТЫ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

70. Результирующий момент

Главный момент системы сил, образующих результирующую силу, относительно характерной точки летательного аппарата

Результирующий момент обычно определяется относительно центра масс

71. Момент тяги

Главный момент сил, составляющих тягу, относительно характерной точки летательного аппарата

1. Момент тяги обычно определяется относительно центра масс.

2. Составляющие момента тяги в различных системах координат следует обозначать с индексом соответствующей оси, например, - составляющая момента по оси связанной системы координат

72. Аэродинамический момент

Момент, определяемый по формуле

73. Момент крена

Составляющая результирующего момента по оси связанной системы координат

1. Момент относительно рассматриваемой оси следует считать положительным, когда его вектор совпадает с направлением этой оси.

2. В случаях, исключающих различное толкование, в обозначениях составляющих результирующего момента индекс может быть опущен.

3. Термины для составляющих результирующего момента в других системах координат следует образовывать добавлением к данному термину терминов соответствующих систем координат, например, "момент крена в скоростной системе координат", соответственно буквенные обозначения следует образовывать добавлением к индекса соответствующей оси, например,

74. Момент рыскания

Составляющая результирующего момента по оси связанной системы координат

См. примечания к п.73

75. Момент тангажа

Составляющая результирующего момента по оси связанной системы координат

См. примечания к п.73

76. Аэродинамический момент крена

Момент крена

Составляющая аэродинамического момента

по оси связанной системы координат

1. См. примечание 1 к п.73.

2. Термины для составляющих аэродинамического момента в других системах координат следует образовывать добавлением к данному термину терминов соответствующих систем координат, например, "аэродинамический момент крена в скоростной системе координат"; соответственно буквенные обозначения следует образовывать добавлением к индекса соответствующей оси, например,

77. Аэродинамический момент рыскания

Момент рыскания

Составляющая аэродинамического момента

по оси связанной системы координат

См. примечания к п.76

78. Аэродинамический момент тангажа

Момент тангажа

Составляющая аэродинамического момента

по оси связанной системы координат

"

ПЕРЕГРУЗКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

79. Перегрузка

Отношение результирующей силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

При определении перегрузки для условий разбега при взлете и приземления следует дополнительно учитывать силы реакции Земли

80. Продольная перегрузка

Отношение продольной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

81. Нормальная перегрузка

Отношение нормальной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

82. Поперечная перегрузка

Отношение поперечной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

83. Тангенциальная перегрузка

Отношение тангенциальной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

84. Нормальная скоростная перегрузка

Отношение подъемной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

85. Боковая перегрузка

Отношение боковой силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

КОЭФФИЦИЕНТЫ СИЛ

86. Коэффициент аэродинамической продольной силы

Коэффициент продольной силы

Отношение аэродинамической продольной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .

2. Для самолета обычно за характерную площадь принимается площадь крыла.

3. Для обозначения частных производных коэффициентов сил и моментов устанавливается обозначение вида , где - буквенное обозначение рассматриваемого коэффициента силы или момента, а - буквенное обозначение величины, по которой берется производная от этого коэффициента, например,

-


частная производная коэффициента аэродинамической подъемной силы (п.90) по углу атаки;


- частная производная коэффициента аэродинамического момента рыскания (п.97) по углу отклонения элеронов

87. Коэффициент аэродинамической нормальной силы

Коэффициент нормальной силы

Отношение аэродинамической нормальной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

88. Коэффициент аэродинамической поперечной силы

Коэффициент поперечной силы

Отношение аэродинамической поперечной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

89. Коэффициент лобового сопротивления

Отношение силы лобового сопротивления к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

90. Коэффициент аэродинамической подъемной силы

Коэффициент подъемной силы

Отношение аэродинамической подъемной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

91. Коэффициент аэродинамической боковой силы

Коэффициент боковой силы

Отношение аэродинамической боковой силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

92. -

Отношение составляющей аэродинамической силы планера к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

93. -

Отношение составляющей аэродинамической силы планера к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

94. -


Отношение составляющей аэродинамической силы планера к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

95. Коэффициент тяги

Отношение тяги к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

КОЭФФИЦИЕНТЫ МОМЕНТОВ

96. Коэффициент аэродинамического момента крена

Коэффициент момента крена

Отношение аэродинамического момента крена к произведению скоростного напора на характерный линейный размер и характерную площадь летательного аппарата

1. .

2. Для самолета обычно за характерный линейный размер и характерную площадь принимают соответственно размах крыла и площадь крыла

3. См. примечание 3 к п.86

97. Коэффициент аэродинамического момента рыскания

Коэффициент момента рыскания

Отношение аэродинамического момента рыскания к произведению скоростного напора на характерный линейный размер и характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.96

98. Коэффициент аэродинамического момента тангажа

Коэффициент момента тангажа

Отношение аэродинамического момента тангажа к произведению скоростного напора на характерный линейный размер и характерную площадь летательного аппарата

1. .

2. Для самолета обычно за характерный линейный размер и характерную площадь принимают соответственно среднюю аэродинамическую хорду крыла и площадь крыла

3. См. примечание 3 к п.86

ХАРАКТЕРНЫЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ТОЧКИ

99. Фокус по углу атаки

Фокус

Точка, расположенная на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа остается постоянным при малых изменениях только угла атаки

1. .


2. Направление оси связанной системы координат выбрано таким образом, что при нулевом значении угла атаки подъемная сила летательного аппарата близка к нулю.

3. Это определение применимо к летательному аппарату при учете и без учета функционирования его двигателей, аэроупругих деформаций конструкции, а также к части летательного аппарата и к комбинации нескольких его элементов

100. Фокус по углу скольжения

Точка, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата, относительно которой моменты рыскания и крена остаются постоянными при малых изменениях только угла скольжения

1. и .

2. См. примечание 2 к п.99

101. Фокус по отклонению органа управления тангажом

Точка, расположенная на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой аэродинамический момент тангажа остается постоянным при малых изменениях только угла отклонения органа управления тангажом

1. .


2. См. примечание 2 к п.99

102. Фокус по отклонению органа управления рысканием

Точка, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата, относительно которой моменты рыскания и крена остаются постоянными при малых изменениях только угла отклонения органа управления рысканием

1. и .


2. См. примечание 2 к п.99

НЕЙТРАЛЬНЫЕ ЦЕНТРОВКИ

103. Нейтральная центровка по перегрузке при фиксированном руле высоты

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при фиксированном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

При нейтральной центровке по перегрузке при фиксированном руле высоты одному и тому же значению угла отклонения руля высоты в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки

104. Нейтральная центровка по перегрузке при свободном руле высоты

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при свободном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

1. При нейтральной центровке по перегрузке при свободном руле высоты одному и тому же значению шарнирного момента руля высоты в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки.

2. Предполагается, что сила трения равна нулю.

3. Под шарнирным моментом руля высоты понимают главный момент системы всех сил, действующих на руль высоты, кроме сил, действующих со стороны привода, относительно оси вращения руля высоты

105. Нейтральная центровка по скорости при фиксированном руле высоты

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при фиксированном руле высоты

1. При нейтральной центровке по скорости при фиксированном руле высоты одному и тому же положению руля высоты могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении.

2. Нейтральная центровка по скорости при фиксированном руле высоты совпадает с фокусом по углу атаки, если влияние скорости на коэффициент момента тангажа пренебрежимо мало

106. Нейтральная центровка по скорости при свободном руле высоты

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при свободном руле высоты

1. При нейтральной центровке по скорости при свободном руле высоты одному и тому же значению шарнирного момента руля высоты могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении.

2. См. примечания 2 и 3 к п.104

107. Нейтральная центровка по перегрузке при фиксированном рычаге управления

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при фиксированном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

При нейтральной центровке по перегрузке при фиксированном рычаге управления одному и тому же положению рычага управления тангажом в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки

108. Нейтральная центровка по перегрузке при свободном рычаге управления

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересесчения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при свободном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

1. При нейтральной центровке по перегрузке при свободном рычаге управления одному и тому же значению усилия на рычаге управления тангажом в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки.

2. См. примечание 2 к п.104

109. Нейтральная центровка по скорости при фиксированном рычаге управления

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной нa линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости  установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при фиксированном рычаге управления тангажом

При нейтральной центровке по скорости при фиксированном рычаге управления одному и тому же положению рычага управления тангажом могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении

110. Нейтральная центровка по скорости при свободном рычаге управления

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при свободном рычаге управления тангажом

1. При нейтральной центровке по скорости при свободном рычаге управления одному и тому же усилию на рычаге управления тангажом могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении.

2. См. примечание 2 к п.104

ПАРАМЕТРЫ УСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ

111. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при фиксированном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при фиксированном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

112. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при свободном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при свободном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

Предполагается, что сила трения равна нулю

113. Степень продольной статической устойчивости по скорости при фиксированном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы в установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при фиксированном руле высоты

114. Степень продольной статической устойчивости по скорости при свободном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы в установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при свободном руле высоты

См. примечание к п.112

115. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при фиксированном рычаге управления

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при фиксированном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

116. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при свободном рычаге управления

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при свободном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

См. примечание к п.112

117. Степень продольной статической устойчивости по скорости при фиксированном рычаге управления

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы в установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при фиксированном рычаге управления тангажом

118. Степень продольной статической устойчивости по скорости при свободном рычаге управления

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы в установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при свободном рычаге управления тангажом

См. примечание к п.112

119. Эффективность органа управления тангажом

Приращение коэффициента момента тангажа, обусловленное полным отклонением органа управления тангажом от нейтрального положения

При применении термина к конкретным видам органов управления тангажом следует заменять слова "органа управления тангажом" на термин конкретного вида органа управления, например, "эффективность руля высоты" ()

120. Эффективность органа управления креном

Приращение коэффициента момента крена, обусловленное полным отклонением органа управления креном от нейтрального положения

При применении термина к конкретным видам органов управления креном следует заменять слова "органа управления креном" на термин конкретного вида органа управления, например, "эффективность элеронов" ()

121. Эффективность органа управления рысканием

Приращение коэффициента момента рыскания, обусловленное полным отклонением органа управления рысканием от нейтрального положения

При применении термина к конкретным видам органов управления рысканием следует заменять слова "органа управления рысканием" на термин конкретного вида органа управления, например, "эффективность руля направления" ()

122. Коэффициент эффективности органа управления тангажом

Частная производная коэффициента момента тангажа по углу отклонения opганa управления тангажом

При применении термина к конкретным видам органа управления тангажом следует заменять слова "органа управления тангажом" на термин конкретного вида органа управления, например, "коэффициент эффективности руля высоты" ()

123. Коэффициент эффективности органа управления креном

Частная производная коэффициента момента крена по углу отклонения органа управления креном

При применении термина к конкретным видам органа управления креном следует заменять слова "органа управления креном" на термин конкретного вида органа управления, например, "коэффициент эффективности элеронов" ()

124. Коэффициент эффективности органа управления рысканием

Частная производная коэффициента момента рыскания по углу отклонения органа управления рысканием

При применении термина к конкретным видам органа управления рысканием следует заменять слова "органа управления рысканием" на термин конкретного вида органа управления, например, "коэффициент эффективности руля направления" ()

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs