Решение для управления процессами
производственной безопасности

     
     ГОСТ 22833-77

Группа Т02


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

Термины, определения и буквенные обозначения

Geometrical aircraft characteristics. Terms, definitions and letter symbols

     
Дата введения 1979-01-01

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 ноября 1977 г. N 2769 срок введения установлен  с 01.01.79


     ВЗАМЕН ГОСТ 20058-74 в части пп.45-67

     ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 1986 г.

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и обозначения величин, относящихся к геометрическим характеристикам самолета и его элементов, используемые в исследованиях по механике полета.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов - синонимов стандартизованного термина запрещается.

В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в самом термине, определение не приведено и в графе "Определение" поставлен прочерк.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.

В справочном приложении приведены пояснения к стандартизованным терминам.

Термин

Буквенное обозначение

Определение

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Базовая плоскость самолета

Плоскость базовой системы координат самолета, относительно которой большинство элементов самолета расположено симметрично слева и справа

2. Базовая точка самолета

Точка, расположенная в базовой плоскости самолета и выбираемая в соответствии с задачей

3. Базовая ось самолета

Прямая, расположенная в базовой плоскости самолета, проходящая через базовую точку самолета и направленная вперед

4. Базовая система координат самолета

Правая прямоугольная система координат, фиксированная относительно самолета, с началом в базовой точке самолета и с базовой осью самолета . Ось направлена вверх, а ось дополняет систему

5. Положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета

Совокупность геометрических величин (обычно две координаты и один угол), определяющих положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета

6. Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета

Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг оси, чтобы она стала параллельна продольной оси связанной системы при условии, что плоскость связанной системы координат параллельна базовой плоскости самолета

7. Базовая точка элемента

Точка, фиксированная относительно элемента и выбираемая в соответствии с задачей

8. Базовая ось элемента

Прямая, фиксированная относительно элемента, проходящая через его базовую точку и обычно направленная вперед

9. Базовая система координат элемента


Прямоугольная правая система координат, фиксированная относительно элемента, с началом в базовой точке элемента и с базовой осью элемента, обычно выбираемая так, что ось направлена вверх, а ось дополняет систему.

     Примечание. Числовой или буквенный индекс обозначает рассматриваемый элемент

10. Положение одного элемента относительно другого

Совокупность значений геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положения базовой системы координат одного элемента относительно базовой системы координат другого элемента

11. Положение элемента относительно базовой системы координат самолета

Совокупность значений геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положение базовой системы координат элемента относительно базовой системы координат самолета

12. Геометрическое состояние самолета

Совокупность значений геометрических величин, характеризующих относительные положения основных частей самолета и его элементов

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ САМОЛЕТА

13. Габаритная длина самолета

Расстояние между двумя плоскостями, параллельными плоскости базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее

14. Габаритная ширина самолета

Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее

15. Габаритная высота самолета

Расстояние между двумя плоскостями, параллельными плоскости базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее

16. Габаритная длина самолета на земле

Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными земной поверхности, параллельными оси базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее

17. Габаритная ширина самолета на земле

Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными поверхности земли, параллельными оси базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но пересекающими ее

18. Габаритная высота самолета на земле

Расстояние между земной поверхностью и плоскостью, параллельной ей, касающейся поверхности самолета, но не пересекающей ее

ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЫ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ

19. Предельный угол по тангажу на земле

Абсолютное значение угла между базовой осью самолета и плоскостью земли, когда основные колеса и часть самолета, расположенная позади основных стоек шасси, касаются плоской земной поверхности, а действующие на них силы реакции равны нулю и при этом ось параллельна плоскости земли

20. Предельный угол по крену на земле

Абсолютные значения угла между осью базовой системы координат и плоскостью земли, когда либо правое (правые) колесо (колеса) основных тележек шасси и часть самолета, расположенная дальше правого (правых) колеса (колес) шасси от продольной оси, либо соответственно левое (левые) колесо (колеса) и т.д. касаются плоскости земли, а действующие на них силы реакции равны нулю

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЮЗЕЛЯЖА

21. Система координат фюзеляжа

Базовая система координат главного элемента фюзеляжа

22. Ось фюзеляжа

Ось системы координат фюзеляжа

23. Базовая плоскость фюзеляжа

Плоскость системы координат фюзеляжа

24. Положение фюзеляжа

Совокупность геометрических величин, определяющих положение фюзеляжа относительно базовой системы координат самолета

25. Базовый угол фюзеляжа

Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг оси , чтобы она оказалась параллельной оси фюзеляжа при условии, что ось системы координат фюзеляжа параллельна оси базовой системы координат самолета

26. Длина фюзеляжа

Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными оси фюзеляжа, касающимися его поверхности, но не пересекающими ее

27. Площадь миделевого сечения фюзеляжа

Наибольшая площадь сечения фюзеляжа плоскостью, перпендикулярной оси фюзеляжа

28. Максимальный эквивалентный диаметр фюзеляжа

Диаметр круга, площадь которого равна площади миделевого сечения фюзеляжа

29. Удлинение фюзеляжа

Отношение длины фюзеляжа к максимальному эквивалентному диаметру фюзеляжа

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛА

30. Система координат крыла

Базовая система координат главного элемента крыла

31. Плоскость симметрии крыла

Плоскость системы координат крыла, относительно которой контур крыла располагается симметрично справа и слева

32. Базовая плоскость крыла

Плоскость, содержащая центральную хорду крыла и перпендикулярная базовой плоскости самолета

33. Размах крыла

Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов крыла

34. Профиль крыла

Местное сечение крыла плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета

35. Местная хорда крыла

Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок крыла плоскостью, содержащей профиль крыла

36. Длина местной хорды крыла

-

37. Центральная хорда крыла

Местная хорда крыла в базовой плоскости самолета

38. Длина центральной хорды крыла

Длина отрезка прямой между точками пересечения передней и задней кромок крыла базовой плоскостью самолета

39. Сужение крыла


Отношение длины центральной хорды крыла к длине концевой хорды крыла

40. Точка процентов
хорды

Точка местной хорды крыла, находящаяся на расстоянии процентов длины местной хорды крыла от его передней кромки

41. Линия процентов хорд

Линия, соединяющая точки процентов хорд от центральной до концевой хорды крыла

42. Поверхность хорд крыла

Поверхность, обычно криволинейная, образованная местными хордами крыла

43. Площадь крыла

Площадь проекции крыла на базовую плоскость крыла (черт.1, 2)

44. Средняя аэродинамическая хорда крыла САХ

Отрезок, параллельный базовой плоскости самолета, длина которого определяется из соотношения

, где

, - координаты по оси плоскостей, определяющих размах крыла;

- длина проекции местной хорды на базовую плоскость крыла

45. Координаты носка средней аэродинамической хорды САХ

Координаты, вычисляемые по формулам:

;

46. Удлинение крыла

Отношение квадрата размаха крыла к площади крыла

47. Длина концевой хорды крыла

Длина отрезка, замыкающего контур крыла на его конце

48. Местный угол крутки крыла

Угол между местной хордой крыла и базовой плоскостью крыла

49. Местный угол стреловидности крыла по линии процентов хорд

Угол между касательной к линии процентов хорд в рассматриваемой точке и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла (черт.3).

     Примечание. Крыло, передние и задние кромки которого прямолинейны, и проекция крыла на базовую плоскость образует две трапеции с общим основанием, называется трапециевидным.


Для трапециевидного крыла в терминах 49-53 слово "местный" может быть опущено

50. Местный угол стреловидности крыла

Местный угол стреловидности крыла по линии процентов для линии хорд

51. Местный угол стреловидности крыла по передней кромке

Местный угол стреловидности крыла по линии процентов хорд при =0

52. Местный угол стреловидности крыла по задней кромке

Местный угол стреловидности крыла по линии процентов хорд при =100%

53. Местный угол поперечного крыла

Угол между проекцией на плоскость, перпендикулярную линии центральной хорды крыла, касательной к линии хорд в рассматриваемой точке , и базовой плоскостью крыла

54. Угол установки крыла

Угол между центральной хордой крыла и базовой осью самолета

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДКРЫЛКА

55. Размах предкрылка

Сумма размахов всех секций предкрылка

56. Местная хорда предкрылка

Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок предкрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета

57. Длина местной хорды предкрылка

-

58. Площадь предкрылка


Площадь проекции всех секций предкрылка на базовую плоскость крыла

59. Относительная площадь предкрылка

Отношение площади предкрылка к площади крыла:


60. Угол отклонения предкрылка

Угол, характеризующий поворот базовой системы координат предкрылка при его отклонении

61. Удлинение предкрылка

Отношение квадрата размаха предкрылка к его площади

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКРЫЛКА

62. Размах закрылка

Сумма размахов всех секций закрылка

63. Местная хорда закрылка

Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок закрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета

64. Длина местной хорды закрылка

-

65. Площадь закрылка

Площадь проекций всех секций закрылка на базовую плоскость крыла

66. Относительная площадь закрылка

Отношение площади закрылка к площади крыла:


67. Угол отклонения закрылка

Угол между хордой закрылка в отклоненном состоянии и хордой закрылка в неотклоненном состоянии

68. Удлинение закрылка

Отношение квадрата размаха закрылка к его площади

69. Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка

Угол между осью вращения поворотного закрылка и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕРОНОВ (ЭЛЕВОНОВ)

70. Размах элеронов (элевонов)

Сумма размахов всех секций элеронов (элевонов)

71. Местная хорда элерона (элевона)

Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок элерона (элевона) плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета

72. Длина местной хорды элерона (элевона)

-

73. Площадь элеронов (элевонов)

Площадь проекций всех секций элеронов (элевонов) на базовую плоскость крыла

74. Относительная площадь элеронов (элевонов)

Отношение площади элеронов (элевонов) к площади крыла


или

75. Угол отклонения элерона (элевона)

Угол между хордой элерона (элевона) в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения элерона (элевона)

76. Удлинение элеронов (элевонов)



Отношение квадрата размаха элеронов (элевонов) к площади элеронов (элевонов)

77. Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона)

Угол между осью вращения элерона (элевона) и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ

78. Площадь горизонтального оперения

Площадь проекции части горизонтального оперения, омываемой потоком, на базовую плоскость горизонтального оперения, определяемая при неотклоненных подвижных поверхностях оперения (черт.4).

79. Относительная площадь горизонтального оперения

Отношение площади горизонтального оперения (черт.5) к площади крыла:



80. Средняя аэродинамическая хорда горизонтального оперения

Хорда, длина которой определяется из соотношения


    ,

где - длина проекции местной хорды горизонтального оперения на его базовую плоскость;


- координата корневой хорды, (черт.4);

- размах горизонтального оперения;

- площадь горизонтального оперения

81. Плечо горизонтального оперения

Длина проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на САХ горизонтального оперения

82. Площадь руля высоты

Площадь проекции руля высоты на базовую плоскость горизонтального оперения

83. Относительная площадь руля высоты

Отношение площади руля высоты к площади горизонтального оперения:



84. Угол отклонения стабилизатора

Угол между хордой стабилизатора в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения

85. Угол отклонения стабилизатора по потоку

Угол отклонения стабилизатора, измеряемый в плоскости, параллельной базовой плоскости самолета

86. Угол отклонения руля высоты

Угол между хордой руля высоты в отклоненном положении и хордой руля высоты в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля высоты

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ

87. Система координат вертикального оперения

Базовая система координат главного элемента вертикального оперения

88. Базовая плоскость вертикального оперения

Плоскость системы координат вертикального оперения

89. Площадь вертикального оперения

Площадь проекции вертикального оперения на базовую плоскость вертикального оперения, определяемая при неотклоненных подвижных плоскостях (черт.6)

90. Средняя аэродинамическая хорда вертикального оперения

Отрезок, длину которого вычисляют по формуле


,

где - длина проекции местной хорды на базовую плоскость вертикального оперения (черт.6);

- координата корневой хорды, выбираемой, как правило, из условия равенства площадей и ;

- координата наивысшей оконечности вертикального оперения

91. Плечо вертикального оперения

Длина проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на линии САХ вертикального оперения

92. Относительная площадь вертикального оперения


Отношение площади вертикального оперения к площади крыла:


93. Площадь руля направления

Площадь проекции руля направления на базовую плоскость вертикального оперения

94. Относительная площадь руля направления

Отношение площади руля направления к площади вертикального оперения



95. Угол стреловидности вертикального оперения

Угол стреловидности вертикального оперения по линии хорд (черт.7)

96. Угол стреловидности вертикального оперения по передней кромке

Угол стреловидности вертикального оперения по линии передней кромки вертикального оперения (черт.7)

97. Угол отклонения руля направления

Угол между хордой руля направления в отклоненном состоянии и хордой руля направления в неотклоненном состоянии, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля направления