ГОСТ 22833-77
Группа Т02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
Термины, определения и буквенные обозначения
Geometrical aircraft characteristics. Terms, definitions and letter symbols
Дата введения 1979-01-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 ноября 1977 г. N 2769 срок введения установлен с 01.01.79
ВЗАМЕН ГОСТ 20058-74 в части пп.45-67
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 1986 г.
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и обозначения величин, относящихся к геометрическим характеристикам самолета и его элементов, используемые в исследованиях по механике полета.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, технической, учебной и справочной литературе.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов - синонимов стандартизованного термина запрещается.
В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в самом термине, определение не приведено и в графе "Определение" поставлен прочерк.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.
В справочном приложении приведены пояснения к стандартизованным терминам.
Термин | Буквенное обозначение | Определение |
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
1. Базовая плоскость самолета | Плоскость базовой системы координат самолета, относительно которой большинство элементов самолета расположено симметрично слева и справа | |
2. Базовая точка самолета | Точка, расположенная в базовой плоскости самолета и выбираемая в соответствии с задачей | |
3. Базовая ось самолета | Прямая, расположенная в базовой плоскости самолета, проходящая через базовую точку самолета и направленная вперед | |
4. Базовая система координат самолета | Правая прямоугольная система координат, фиксированная относительно самолета, с началом в базовой точке самолета и с базовой осью самолета . Ось направлена вверх, а ось дополняет систему | |
5. Положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета | Совокупность геометрических величин (обычно две координаты и один угол), определяющих положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета | |
6. Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета | Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг оси, чтобы она стала параллельна продольной оси связанной системы при условии, что плоскость связанной системы координат параллельна базовой плоскости самолета | |
7. Базовая точка элемента | Точка, фиксированная относительно элемента и выбираемая в соответствии с задачей | |
8. Базовая ось элемента | Прямая, фиксированная относительно элемента, проходящая через его базовую точку и обычно направленная вперед | |
9. Базовая система координат элемента | Прямоугольная правая система координат, фиксированная относительно элемента, с началом в базовой точке элемента и с базовой осью элемента, обычно выбираемая так, что ось направлена вверх, а ось дополняет систему. | |
10. Положение одного элемента относительно другого | Совокупность значений геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положения базовой системы координат одного элемента относительно базовой системы координат другого элемента | |
11. Положение элемента относительно базовой системы координат самолета | Совокупность значений геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положение базовой системы координат элемента относительно базовой системы координат самолета | |
12. Геометрическое состояние самолета | Совокупность значений геометрических величин, характеризующих относительные положения основных частей самолета и его элементов | |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ САМОЛЕТА | ||
13. Габаритная длина самолета | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными плоскости базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее | |
14. Габаритная ширина самолета | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее | |
15. Габаритная высота самолета | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными плоскости базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее | |
16. Габаритная длина самолета на земле | Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными земной поверхности, параллельными оси базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее | |
17. Габаритная ширина самолета на земле | Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными поверхности земли, параллельными оси базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но пересекающими ее | |
18. Габаритная высота самолета на земле | Расстояние между земной поверхностью и плоскостью, параллельной ей, касающейся поверхности самолета, но не пересекающей ее | |
ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЫ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ | ||
19. Предельный угол по тангажу на земле | Абсолютное значение угла между базовой осью самолета и плоскостью земли, когда основные колеса и часть самолета, расположенная позади основных стоек шасси, касаются плоской земной поверхности, а действующие на них силы реакции равны нулю и при этом ось параллельна плоскости земли | |
20. Предельный угол по крену на земле | Абсолютные значения угла между осью базовой системы координат и плоскостью земли, когда либо правое (правые) колесо (колеса) основных тележек шасси и часть самолета, расположенная дальше правого (правых) колеса (колес) шасси от продольной оси, либо соответственно левое (левые) колесо (колеса) и т.д. касаются плоскости земли, а действующие на них силы реакции равны нулю | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЮЗЕЛЯЖА | ||
21. Система координат фюзеляжа | Базовая система координат главного элемента фюзеляжа | |
22. Ось фюзеляжа | Ось системы координат фюзеляжа | |
23. Базовая плоскость фюзеляжа | Плоскость системы координат фюзеляжа | |
24. Положение фюзеляжа | Совокупность геометрических величин, определяющих положение фюзеляжа относительно базовой системы координат самолета | |
25. Базовый угол фюзеляжа | Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг оси , чтобы она оказалась параллельной оси фюзеляжа при условии, что ось системы координат фюзеляжа параллельна оси базовой системы координат самолета | |
26. Длина фюзеляжа | Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными оси фюзеляжа, касающимися его поверхности, но не пересекающими ее | |
27. Площадь миделевого сечения фюзеляжа | Наибольшая площадь сечения фюзеляжа плоскостью, перпендикулярной оси фюзеляжа | |
28. Максимальный эквивалентный диаметр фюзеляжа | Диаметр круга, площадь которого равна площади миделевого сечения фюзеляжа | |
29. Удлинение фюзеляжа | Отношение длины фюзеляжа к максимальному эквивалентному диаметру фюзеляжа | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛА | ||
30. Система координат крыла | Базовая система координат главного элемента крыла | |
31. Плоскость симметрии крыла | Плоскость системы координат крыла, относительно которой контур крыла располагается симметрично справа и слева | |
32. Базовая плоскость крыла | Плоскость, содержащая центральную хорду крыла и перпендикулярная базовой плоскости самолета | |
33. Размах крыла | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов крыла | |
34. Профиль крыла | Местное сечение крыла плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета | |
35. Местная хорда крыла | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок крыла плоскостью, содержащей профиль крыла | |
36. Длина местной хорды крыла | - | |
37. Центральная хорда крыла | Местная хорда крыла в базовой плоскости самолета | |
38. Длина центральной хорды крыла | Длина отрезка прямой между точками пересечения передней и задней кромок крыла базовой плоскостью самолета | |
39. Сужение крыла | Отношение длины центральной хорды крыла к длине концевой хорды крыла | |
40. Точка процентов | Точка местной хорды крыла, находящаяся на расстоянии процентов длины местной хорды крыла от его передней кромки | |
41. Линия процентов хорд | Линия, соединяющая точки процентов хорд от центральной до концевой хорды крыла | |
42. Поверхность хорд крыла | Поверхность, обычно криволинейная, образованная местными хордами крыла | |
43. Площадь крыла | Площадь проекции крыла на базовую плоскость крыла (черт.1, 2) | |
44. Средняя аэродинамическая хорда крыла САХ | Отрезок, параллельный базовой плоскости самолета, длина которого определяется из соотношения , где , - координаты по оси плоскостей, определяющих размах крыла; | |
45. Координаты носка средней аэродинамической хорды САХ | Координаты, вычисляемые по формулам: ; | |
46. Удлинение крыла | Отношение квадрата размаха крыла к площади крыла | |
47. Длина концевой хорды крыла | Длина отрезка, замыкающего контур крыла на его конце | |
48. Местный угол крутки крыла | Угол между местной хордой крыла и базовой плоскостью крыла | |
49. Местный угол стреловидности крыла по линии процентов хорд | Угол между касательной к линии процентов хорд в рассматриваемой точке и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла (черт.3). | |
50. Местный угол стреловидности крыла | Местный угол стреловидности крыла по линии процентов для линии хорд | |
51. Местный угол стреловидности крыла по передней кромке | Местный угол стреловидности крыла по линии процентов хорд при =0 | |
52. Местный угол стреловидности крыла по задней кромке | Местный угол стреловидности крыла по линии процентов хорд при =100% | |
53. Местный угол поперечного крыла | Угол между проекцией на плоскость, перпендикулярную линии центральной хорды крыла, касательной к линии хорд в рассматриваемой точке , и базовой плоскостью крыла | |
54. Угол установки крыла | Угол между центральной хордой крыла и базовой осью самолета | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДКРЫЛКА | ||
55. Размах предкрылка | Сумма размахов всех секций предкрылка | |
56. Местная хорда предкрылка | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок предкрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета | |
57. Длина местной хорды предкрылка | - | |
58. Площадь предкрылка | Площадь проекции всех секций предкрылка на базовую плоскость крыла | |
59. Относительная площадь предкрылка | Отношение площади предкрылка к площади крыла: | |
60. Угол отклонения предкрылка | Угол, характеризующий поворот базовой системы координат предкрылка при его отклонении | |
61. Удлинение предкрылка | Отношение квадрата размаха предкрылка к его площади | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКРЫЛКА | ||
62. Размах закрылка | Сумма размахов всех секций закрылка | |
63. Местная хорда закрылка | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок закрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета | |
64. Длина местной хорды закрылка | - | |
65. Площадь закрылка | Площадь проекций всех секций закрылка на базовую плоскость крыла | |
66. Относительная площадь закрылка | Отношение площади закрылка к площади крыла: | |
67. Угол отклонения закрылка | Угол между хордой закрылка в отклоненном состоянии и хордой закрылка в неотклоненном состоянии | |
68. Удлинение закрылка | Отношение квадрата размаха закрылка к его площади | |
69. Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка | Угол между осью вращения поворотного закрылка и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕРОНОВ (ЭЛЕВОНОВ) | ||
70. Размах элеронов (элевонов) | Сумма размахов всех секций элеронов (элевонов) | |
71. Местная хорда элерона (элевона) | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок элерона (элевона) плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета | |
72. Длина местной хорды элерона (элевона) | - | |
73. Площадь элеронов (элевонов) | Площадь проекций всех секций элеронов (элевонов) на базовую плоскость крыла | |
74. Относительная площадь элеронов (элевонов) | Отношение площади элеронов (элевонов) к площади крыла
| |
75. Угол отклонения элерона (элевона) | Угол между хордой элерона (элевона) в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения элерона (элевона) | |
76. Удлинение элеронов (элевонов) | Отношение квадрата размаха элеронов (элевонов) к площади элеронов (элевонов) | |
77. Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона) | Угол между осью вращения элерона (элевона) и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ | ||
78. Площадь горизонтального оперения | Площадь проекции части горизонтального оперения, омываемой потоком, на базовую плоскость горизонтального оперения, определяемая при неотклоненных подвижных поверхностях оперения (черт.4). | |
79. Относительная площадь горизонтального оперения | Отношение площади горизонтального оперения (черт.5) к площади крыла: | |
80. Средняя аэродинамическая хорда горизонтального оперения | Хорда, длина которой определяется из соотношения
где - длина проекции местной хорды горизонтального оперения на его базовую плоскость;
| |
81. Плечо горизонтального оперения | Длина проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на САХ горизонтального оперения | |
82. Площадь руля высоты | Площадь проекции руля высоты на базовую плоскость горизонтального оперения | |
83. Относительная площадь руля высоты | Отношение площади руля высоты к площади горизонтального оперения: | |
84. Угол отклонения стабилизатора | Угол между хордой стабилизатора в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения | |
85. Угол отклонения стабилизатора по потоку | Угол отклонения стабилизатора, измеряемый в плоскости, параллельной базовой плоскости самолета | |
86. Угол отклонения руля высоты | Угол между хордой руля высоты в отклоненном положении и хордой руля высоты в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля высоты | |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ | ||
87. Система координат вертикального оперения | Базовая система координат главного элемента вертикального оперения | |
88. Базовая плоскость вертикального оперения | Плоскость системы координат вертикального оперения | |
89. Площадь вертикального оперения | Площадь проекции вертикального оперения на базовую плоскость вертикального оперения, определяемая при неотклоненных подвижных плоскостях (черт.6) | |
90. Средняя аэродинамическая хорда вертикального оперения | Отрезок, длину которого вычисляют по формуле
где - длина проекции местной хорды на базовую плоскость вертикального оперения (черт.6); | |
91. Плечо вертикального оперения | Длина проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на линии САХ вертикального оперения | |
92. Относительная площадь вертикального оперения | Отношение площади вертикального оперения к площади крыла: | |
93. Площадь руля направления | Площадь проекции руля направления на базовую плоскость вертикального оперения | |
94. Относительная площадь руля направления | Отношение площади руля направления к площади вертикального оперения | |
95. Угол стреловидности вертикального оперения | Угол стреловидности вертикального оперения по линии хорд (черт.7) | |
96. Угол стреловидности вертикального оперения по передней кромке | Угол стреловидности вертикального оперения по линии передней кромки вертикального оперения (черт.7) | |
97. Угол отклонения руля направления | Угол между хордой руля направления в отклоненном состоянии и хордой руля направления в неотклоненном состоянии, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля направления |