ГОСТ Р 17.2.2.07-2000
Группа Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Охрана природы
АТМОСФЕРА
ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДЛЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ
ТРАКТОРОВ И СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ
Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами
и дымности отработавших газов
Nature protection. Atmosphere.
Engines for minitractors and minimechanical objects. Rates and testing methods
of exhaust emission and smoke
ОКС 13.020
27.020
ОКСТУ 0017
ОКП 47 5131
45 5151
47 5161
Дата введения 2001-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 сентября 2000 года N 229-ст
3 Настоящий стандарт соответствует ИСО 8178-4 "Двигатели поршневые внутреннего сгорания. Измерение выхлопов отработавших газов. Часть 4. Испытательные циклы для различных режимов работы двигателей" в части режимов работы двигателей при проведении испытаний по определению удельных выбросов вредных веществ с отработавшими газами
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в ноябре 2001 г. (ИУС 2-2002)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь изготовленные и капитально отремонтированные на ремонтных предприятиях поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели): дизели мощностью менее 18 кВт и двигатели с искровым воспламенением мощностью менее 19 кВт, предназначенные для малогабаритных тракторов, включая мотоблоки, мотокультиваторов, мотопомп, средств малой механизации сельскохозяйственного, строительно-дорожного и коммунального применения. Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, а также дымности отработавших газов дизелей.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей, оказывающие токсичное воздействие на окружающую среду. Нормированию подлежит количество оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов.
3.2 удельный выброс: Показатель, характеризующий количество вредного вещества, поступившее в атмосферу в единицу времени из системы выпуска двигателя, отнесенное к единице мощности, развиваемой двигателем.
3.3 дымность: Показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего столб отработавших газов определенной длины.
3.4 коэффициент ослабления светового потока: Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и (или) рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера.
3.5 натуральный показатель ослабления светового потока: Величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который поток излучения от источника света дымомера ослабляется в раз.
3.6 коэффициент весомости режима: Показатель, характеризующий долю работы двигателя на каждом режиме.
3.7 эффективная база дымомера: Длина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.
3.8 газоанализатор: Средство измерения объемной концентрации вредных веществ.
3.9 дымомер: Средство измерения дымности отработавших газов.
3.10 регуляторная (скоростная) характеристика по ГОСТ 18509: Зависимость изменения мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива (при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках).
3.11 номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя: По ГОСТ 18509.
3.12 номинальная мощность: По ГОСТ 18509.
3.13 эксплуатационная мощность: По ГОСТ 18509.
3.14 максимальная мощность: По ГОСТ 18509.
3.15 максимальный крутящий момент: Наибольшее значение крутящего момента, зафиксированное при снятии регуляторной характеристики двигателя в комплектации, соответствующей определению эксплуатационной мощности.
4 Обозначения и сокращения
- условный объемный расход воздуха через цилиндры двигателя, дм/с;
- число цилиндров;
- рабочий объем цилиндра, дм;
- частота вращения коленчатого вала двигателя, мин;
- тактность двигателя (2 или 4);
- удельный выброс оксида углерода, г/(кВт·ч);
- удельный выброс суммарных углеводородов, г/(кВт·ч);
- удельный выброс оксидов азота, г/(кВт·ч);
- показатель ослабления светового потока по основной шкале, м;
- коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале, %;
- показатель состояния окружающей среды;
- температура воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха (при испытаниях по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами) или на расстоянии не более 0,15 м от входного отверстия впускного коллектора (при испытаниях по определению дымности отработавших газов), К;
- атмосферное давление, кПа;
- парциальное давление насыщенного водяного пара при температуре воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха или на входе во впускной коллектор;
- температура окружающего воздуха, °С;
NO - диоксид азота;
CH - условный состав топлива;
C - углерод;
- массовый выброс оксидов азота, г/ч;
- массовый выброс оксида углерода, г/ч;
- массовый выброс суммарных углеводородов, г/ч;
- объемная концентрация оксидов азота в отработавших газах, млн;
- объемная концентрация оксида углерода в отработавших газах, млн;
- объемные концентрации суммарных углеводородов, млн;
- поправочный коэффициент на влажность для оксидов азота;
- коэффициент, равный 0,000479 для дизелей и 0,000485 для двигателей с искровым воспламенением;
- коэффициент, учитывающий метод химического анализа (=1 при пламенно-ионизационном методе и =2 при инфракрасном методе);
- расход отработавших газов, кг/ч;
- расход топлива, кг/ч;