Решение для управления процессами
производственной безопасности

ГОСТ 20303-74

Группа Б29

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


МАСЛА МОТОРНЫЕ

Метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1

Motor oils.
Method of estimation of detergent characteristics of oils by installation ИМ-1

     
Дата введения 1978-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 25.11.74 N 2600

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 33-2000

     3.8

ГОСТ 305-82

     1.1

ГОСТ 868-82

     1.1

ГОСТ 6507-90

     1.1

ГОСТ 8505-80

     1.1

ГОСТ 10164-75

     1.1

ГОСТ 11362-96 (ИСО 6619-88)

     3.8

ГОСТ 17479.1-85

     Вводная часть; 1.1; 4.1

ГОСТ 20684-75

     3.8

ГОСТ 24104-88

     1.1



5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)

6. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1982 г., декабре 1987 г., январе 1995 г. (ИУС 6-82, 4-88, 4-95)



Настоящий стандарт распространяется на моторные масла и устанавливает метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1.

Метод предназначен для проведения моторных испытаний по ГОСТ 17479.1.

Стандарт предназначен для типовых испытаний моторных масел групп В, В, Г, Г и Д с целью их классификации по моющим свойствам в соответствии с требованиями ГОСТ 17479.1.

Сущность метода заключается в проведении испытаний масел на одноцилиндровой установке в течение 96 ч и последующей оценке моющих свойств (по степени загрязненности поршня), а также антикоррозионных и противоизносных свойств (по коррозии вкладышей шатунных подшипников и по величине износа поршневых колец).

Стандарт не распространяется на моторные масла, применяемые в автотракторных двигателях.

1. АППАРАТУРА И РЕАКТИВЫ

1.1. Установка одноцилиндровая типа ИМ-1. Принципиальная схема установки и технические характеристики установки и двигателя приведены в приложении 2.

Инструмент измерительный:

секундомер;

микрометр типа МК по ГОСТ 6507 или аналогичный, обеспечивающий предел измерений 75-100 мм с погрешностью не более 0,004 мм;

нутромеры индикаторные типа НИ по ГОСТ 868 или аналогичные, обеспечивающие пределы измерений 25 и 50-100 мм с погрешностью не более 0,020 мм;

калибр диаметром 85,02 мм (черт.1);


Калибр для измерения зазора в замке поршневых колец

     


Черт.1



набор щупов N 1 с пределами измерений 0,02-0,59 мм, N 4 с пределами измерений 0,1-1,0 мм и N 5 с пределами измерений 0,05-1,0 мм;

весы аналитические любого типа с погрешностью взвешивания не более 0,001 г;

весы лабораторные общего назначения по ГОСТ 24104* с погрешностью взвешивания не более 5 г.

_________________

* C 1 июля 2002 г. вводится в действие ГОСТ 24104-2001.

Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505 или бензин-растворитель для резиновой промышленности.

Топливо дизельное по ГОСТ 305 с массовой долей серы 0,4-0,5% или 0,9-1,0% (см. примечание 2).

Этиленгликоль по ГОСТ 10164.

Масла моторные контрольные (эталонные) марок М-10В, М-10Г и М-10Д в соответствии с требованиями ГОСТ 17479.1.

Примечания:

1. Допускается применять другую аппаратуру, обеспечивающую необходимую точность измерения.

2. Дизельное топливо по ГОСТ 305 с отступлением в части содержания серы 0,9-1,0% для ПО "Орскнефтеоргсинтез".


Разд.1. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

2.1. (Исключен, Изм. N 3).

2.2. Каждое испытание масла проводят с новыми деталями: поршнем, поршневыми кольцами, вкладышами шатунного подшипника и стопорными кольцами поршневого пальца. Серийные поршень и кольца обрабатывают в соответствии с технической документацией ВНИИ НП.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.3. Проверяют зазоры в сопрягаемых деталях, овальность и конусность, которые должны соответствовать значениям, приведенным в табл.1.

Таблица 1

Наименование показателя

Допускаемое значение, мм

минимальное

максимальное

Зазоры



1. Головка поршня - гильза цилиндра

0,80

0,87

2. Юбка поршня - гильза цилиндра

0,40

0,47

3. (Исключен, Изм. N 1).



4. Кольцо поршневое - канавка (по высоте):

для 1-го кольца

0,25

0,27

для 2-го кольца

0,12

0,14

для 3-го кольца

0,08

0,10

для 4 и 5-го колец (маслосъемных)

0,07

0,08

5. Замок (стык) поршневых колец в калибре диаметром 85,02 мм

0,70

0,80

6. Замок (стык) поршневых колец в свободном состоянии

8,0

11,0

7. Бобышка поршня - палец поршневой (натяг)

0,00

0,04

8. Подшипник шатунный - шейка коленчатого вала

0,07

0,13

Овальность и конусность



9. Гильза цилиндра в сборе

-

0,05

10. Юбка поршня

-

0,03

11. Отверстие в бобышке поршня

-

0,03

12. Подшипник нижней головки шатуна

-

0,03

          

Примечания:

1. Показатели 1, 2, 7 и 8 таблицы рассчитывают по разности диаметров деталей.

2. Показатели 4, 5, 6, 9, 10, 11 и 12 таблицы измеряют.

3. Зазор по показателю 2 рассчитывают по размеру юбки поршня под канавкой нижнего маслосъемного кольца.


(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

2.3.1. (Исключен, Изм. N 1).

2.4. Внутренний диаметр подшипника после установки в шатун должен быть (60) мм.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.5. Перед сборкой проводят операции, указанные ниже.

2.5.1. Вкладыши шатунного подшипника (верхний и нижний) и поршневые кольца маркируют соответственно номерам канавок, затем их промывают в бензине и просушивают.

2.5.2. После просушивания взвешивают каждый вкладыш и кольцо в отдельности и комплект вкладышей и колец с погрешностью не более 0,001 г.

2.5.3. Всю масляную систему (картер, масляный насос, фильтрприемник, маслопроводы, мерный масляный бак и дозатор) промывают дизельным топливом.

2.5.4. Форсунку проверяют на давление впрыска, которое должно быть 12,25-12,7 МПа (125-130 кгс/см), и качество распыла визуально. При необходимости осуществляют ее регулировку, разборку, очистку, промывку и сборку.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).