ГОСТ 20303-74
Группа Б29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА МОТОРНЫЕ
Метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1
Motor oils.
Method of estimation of detergent characteristics of oils by installation ИМ-1
Дата введения 1978-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 25.11.74 N 2600
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
3.8 | |
1.1 | |
1.1 | |
1.1 | |
1.1 | |
1.1 | |
3.8 | |
Вводная часть; 1.1; 4.1 | |
3.8 | |
1.1 |
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
6. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1982 г., декабре 1987 г., январе 1995 г. (ИУС 6-82, 4-88, 4-95)
Настоящий стандарт распространяется на моторные масла и устанавливает метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1.
Метод предназначен для проведения моторных испытаний по ГОСТ 17479.1.
Стандарт предназначен для типовых испытаний моторных масел групп В, В, Г, Г и Д с целью их классификации по моющим свойствам в соответствии с требованиями ГОСТ 17479.1.
Сущность метода заключается в проведении испытаний масел на одноцилиндровой установке в течение 96 ч и последующей оценке моющих свойств (по степени загрязненности поршня), а также антикоррозионных и противоизносных свойств (по коррозии вкладышей шатунных подшипников и по величине износа поршневых колец).
Стандарт не распространяется на моторные масла, применяемые в автотракторных двигателях.
1.1. Установка одноцилиндровая типа ИМ-1. Принципиальная схема установки и технические характеристики установки и двигателя приведены в приложении 2.
Инструмент измерительный:
секундомер;
микрометр типа МК по ГОСТ 6507 или аналогичный, обеспечивающий предел измерений 75-100 мм с погрешностью не более 0,004 мм;
нутромеры индикаторные типа НИ по ГОСТ 868 или аналогичные, обеспечивающие пределы измерений 25 и 50-100 мм с погрешностью не более 0,020 мм;
калибр диаметром 85,02 мм (черт.1);
Калибр для измерения зазора в замке поршневых колец
Черт.1
набор щупов N 1 с пределами измерений 0,02-0,59 мм, N 4 с пределами измерений 0,1-1,0 мм и N 5 с пределами измерений 0,05-1,0 мм;
весы аналитические любого типа с погрешностью взвешивания не более 0,001 г;
весы лабораторные общего назначения по ГОСТ 24104* с погрешностью взвешивания не более 5 г.
_________________
* C 1 июля 2002 г. вводится в действие ГОСТ 24104-2001.
Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505 или бензин-растворитель для резиновой промышленности.
Топливо дизельное по ГОСТ 305 с массовой долей серы 0,4-0,5% или 0,9-1,0% (см. примечание 2).
Этиленгликоль по ГОСТ 10164.
Масла моторные контрольные (эталонные) марок М-10В, М-10Г и М-10Д в соответствии с требованиями ГОСТ 17479.1.
Примечания:
1. Допускается применять другую аппаратуру, обеспечивающую необходимую точность измерения.
2. Дизельное топливо по ГОСТ 305 с отступлением в части содержания серы 0,9-1,0% для ПО "Орскнефтеоргсинтез".
Разд.1. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
2.1. (Исключен, Изм. N 3).
2.2. Каждое испытание масла проводят с новыми деталями: поршнем, поршневыми кольцами, вкладышами шатунного подшипника и стопорными кольцами поршневого пальца. Серийные поршень и кольца обрабатывают в соответствии с технической документацией ВНИИ НП.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.3. Проверяют зазоры в сопрягаемых деталях, овальность и конусность, которые должны соответствовать значениям, приведенным в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателя | Допускаемое значение, мм | |
минимальное | максимальное | |
Зазоры | ||
1. Головка поршня - гильза цилиндра | 0,80 | 0,87 |
2. Юбка поршня - гильза цилиндра | 0,40 | 0,47 |
3. (Исключен, Изм. N 1). | ||
4. Кольцо поршневое - канавка (по высоте): | ||
для 1-го кольца | 0,25 | 0,27 |
для 2-го кольца | 0,12 | 0,14 |
для 3-го кольца | 0,08 | 0,10 |
для 4 и 5-го колец (маслосъемных) | 0,07 | 0,08 |
5. Замок (стык) поршневых колец в калибре диаметром 85,02 мм | 0,70 | 0,80 |
6. Замок (стык) поршневых колец в свободном состоянии | 8,0 | 11,0 |
7. Бобышка поршня - палец поршневой (натяг) | 0,00 | 0,04 |
8. Подшипник шатунный - шейка коленчатого вала | 0,07 | 0,13 |
Овальность и конусность | ||
9. Гильза цилиндра в сборе | - | 0,05 |
10. Юбка поршня | - | 0,03 |
11. Отверстие в бобышке поршня | - | 0,03 |
12. Подшипник нижней головки шатуна | - | 0,03 |
Примечания:
1. Показатели 1, 2, 7 и 8 таблицы рассчитывают по разности диаметров деталей.
2. Показатели 4, 5, 6, 9, 10, 11 и 12 таблицы измеряют.
3. Зазор по показателю 2 рассчитывают по размеру юбки поршня под канавкой нижнего маслосъемного кольца.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
2.3.1. (Исключен, Изм. N 1).
2.4. Внутренний диаметр подшипника после установки в шатун должен быть (60) мм.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.5. Перед сборкой проводят операции, указанные ниже.
2.5.1. Вкладыши шатунного подшипника (верхний и нижний) и поршневые кольца маркируют соответственно номерам канавок, затем их промывают в бензине и просушивают.
2.5.2. После просушивания взвешивают каждый вкладыш и кольцо в отдельности и комплект вкладышей и колец с погрешностью не более 0,001 г.
2.5.3. Всю масляную систему (картер, масляный насос, фильтрприемник, маслопроводы, мерный масляный бак и дозатор) промывают дизельным топливом.
2.5.4. Форсунку проверяют на давление впрыска, которое должно быть 12,25-12,7 МПа (125-130 кгс/см), и качество распыла визуально. При необходимости осуществляют ее регулировку, разборку, очистку, промывку и сборку.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).