Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ 305-82

Группа Б13

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

Технические условия

Diesel fuel. Specifications

     МКС 75.160.20
     ОКП 02 5102*  

______________

* Измененная редакция, Изм. N 6, 8.

Дата введения 1983-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Т.Х.Мелик-Ахназаров, Е.М.Серегин, Б.А.Энглин, B.C.Азев, О.П.Наметкин, Т.Н.Митусова, А.А.Кукушкин, С.А.Бнатов, Ф.В.Туровский

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.03.82 N 1386

3. ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 33-2000

2.2

ГОСТ 1461-75

2.2

ГОСТ 1510-84

6.1

ГОСТ 2070-82

2.2

ГОСТ 2177-99

2.2

ГОСТ 2477-65

2.2

ГОСТ 2517-85

4.2, 5.1

ГОСТ 2667-82

2.2

ГОСТ 3122-67

2.2

ГОСТ 3900-85

2.2

ГОСТ 5066-91

2.2

ГОСТ 5985-79

2.2

ГОСТ 6307-75

2.2

ГОСТ 6321-92

2.2

ГОСТ 6356-75

2.2

ГОСТ 6370-83

2.2

ГОСТ 8489-85

2.2

ГОСТ 16350-80

2.2

ГОСТ 17323-71

2.2

ГОСТ 19006-73

2.2

ГОСТ 19121-73

2.2

ГОСТ 19932-99

2.2

ГОСТ 20287-91

2.2, 5.2

ГОСТ 22254-92

2.2

ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006

2.2

    ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008

2.2

    ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007

2.2

    ГОСТ Р 51947-2002

2.2

ГОСТ Р 52709-2007

2.2, 5.3

ГОСТ Р 54283-2010

4.1

                

(Измененная редакция, Изм. N 6, 7, 8).

5. Ограничение срока действия снято по Протоколу N 4-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ИЗДАНИЕ с Изменениями 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90)

ВНЕСЕНЫ: поправки, опубликованные в ИУС N 10, 2007 год и ИУС N 5, 2009 год

Поправки внесены изготовителем базы данных

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 6*, утвержденное и введенное в действие Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 207-ст с 01.01.2009 (ИУС N 12, 2008 год); Изменение N 7*, утвержденное и введенное в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1177-ст с 01.03.2010 (ИУС N 4, 2010 год); Изменение N 8*, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.09.2011 N 305-ст c 01.03.2012

_______________

* Действуют только на территории Российской Федерации.

Изменения N 6, 7, 8 внесены изготовителем базы данных

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для поставок для экспорта.

Топливо может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Дизельное топливо вида I выпускают в оборот для поставки на экспорт, для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу и для судовой техники.

(Измененная редакция, Изм. N 6, 7, 8).

1. МАРКИ

1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше;

З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);

А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).

1.2. (Исключен, Изм. N 6).

1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл.1.

Таблица 1

Марка топлива

ОКП для топлива

вид I

вид II

Л

02 5131

02 5153

З

02 5132

02 5152

А

02 5133

02 5151

Примечание - При поставке дизельного топлива для судовой техники код ОКП - 02 5134.


(Измененная редакция, Изм. N 6, 8).

1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки З - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.

Примеры условного обозначения

Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% (0,05%) и температурой вспышки 40 °С:

Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82,

Топливо дизельное Л-0,05-40 ГОСТ 305-82.

Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% (0,05%) и температурой застывания минус 35 °С:

Топливо дизельное З-0,2-минус 35 ГОСТ 305-82,
     
     Топливо дизельное З-0,05-минус 35 ГОСТ 305-82.


Топливо арктическое с массовой долей серы до 0,2% (0,05%):

Топливо арктическое А-0,2 ГОСТ 305-82,
     
     Топливо арктическое А-0,05 ГОСТ 305-82.


(Измененная редакция, Изм. N 6, 8).

Разд.1. (Измененная редакция, Изм. N 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.

Таблица 2


Наименование показателя

Норма для марки


Метод испытания

  

Л

З

А

  

1. Цетановое число, не менее

45

45

45

По ГОСТ Р 52709 или ГОСТ 3122*

______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 "Топлива дизельные. Определение цетанового числа".

2. Фракционный состав:

  

  

  

По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ГОСТ 2177     

50% перегоняется при температуре, °С, не выше

280

280

255

95% перегоняется при температуре, °С, не выше

360

360

330

3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм/с (сСт)

3,0-6,0

1,8-5,0

1,5-4,0

По ГОСТ 33

4. Температура застывания, °С,

не выше, для климатической зоны:

  

  

  

По ГОСТ 20287

с дополнением по п.5.2 настоящего стандарта

умеренной

-10

-35

-

холодной

-

-45

-55

5. Температура помутнения, °С,

не выше, для климатической зоны:



  

  

По ГОСТ 5066 (второй метод)

умеренной

-5

-25

-

холодной

-

-35

-

6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже:

  

  

  

По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356     

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

62

40

35

для дизелей общего назначения

40

40

30

     7. Массовая доля серы, %, не более

По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ 19121

     вида I

0,20

     вида II

0,05

8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

0,01

0,01

0,01

По ГОСТ 17323

9. Содержание сероводорода

Отсутствие

По ГОСТ 17323

10. Испытание на медной пластинке

Выдерживает

По ГОСТ 6321

11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307

12. Концентрация фактических смол,

мг на 100 см топлива, не более

40

30

30

По ГОСТ 8489

13. Кислотность, мг KОН на 100 см топлива, не более

5

5

5

По ГОСТ 5985

14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

6

6

6

По ГОСТ 2070

15. Зольность, %, не более

0,01

0,01

0,01

По ГОСТ 1401*

________________
     * Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 1461. - Примечание изготовителя базы данных.

16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более

0,20

0,30

0,30

По ГОСТ 19932

17. Коэффициент фильтруемости,

не более

3

3

3

По ГОСТ 19006

18. Содержание механических примесей

Отсутствие

По ГОСТ 6370

19. Содержание воды

То же

По ГОСТ 2477

20. Плотность при 20 °С, кг/м, не более

860

840

830

По ГОСТ 3900

21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше, для климатической зоны:

По ГОСТ 22254

     - умеренной

Минус 5

Минус 25

-

     - холодной

-

Минус 35

Минус 45