ГОСТ Р ИСО 10326-1-99
Группа Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вибрация
ОЦЕНКА ВИБРАЦИИ СИДЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Часть 1
Общие требования
Mechanical vibration. Laboratory method for evaluating vehicle seat vibration.
Part 1. Basic requirements
ОКС 13.160, 17.160
ОКП 45 9100
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 183 "Вибрация и удар"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23 декабря 1999 г. N 693-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст ИСО 10326-1-92 "Вибрация. Метод оценки вибрации сидений транспортных средств в условиях лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Водители, экипаж и пассажиры транспортных средств (водных, наземных и воздушных), а также внедорожных машин подвергаются в процессе движения воздействию вибрации, которая влияет на степень их комфорта, эффективность выполнения рабочих операций, а в некоторых случаях на безопасность и здоровье. Требования, изложенные в настоящем стандарте, позволяют в процессе лабораторных испытаний оценить свойства сидений транспортных средств по передаче ими вибрации.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к лабораторным испытаниям на вибрацию, передаваемую через сиденье транспортного средства или внедорожной машины (далее - транспортное средство). Требования настоящего стандарта следует учитывать при составлении стандартов, технических условий или методик испытаний на конкретные виды транспортных средств (далее - стандарт на конкретный вид транспортного средства).
Методы измерения и анализа вибрации, установленные в настоящем стандарте, позволяют сравнивать результаты испытаний, полученных в разных испытательных лабораториях.
Стандарт устанавливает требования к измерительному и испытательному оборудованию, а также метод оценки передаваемой вибрации.
Настоящий стандарт распространяется на испытания всех видов сидений, используемых в различных транспортных средствах и внедорожных машинах.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.4.012-83 Система стандартов безопасности труда. Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования
ГОСТ ИСО 5347-0-95 Вибрация. Методы калибровки датчиков вибрации и удара. Часть 0. Общие положения
Методы измерений, установленные в настоящем стандарте, соответствуют общим требованиям к характеристикам вибрационной безопасности ГОСТ 12.1.012. Средства измерений и весовые частотные характеристики - по ГОСТ 12.4.012.
Испытания на воздействие вибрации состоят в проведении измерений в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации транспортных средств. В некоторых случаях необходимо провести дополнительные испытания, позволяющие убедиться, что отклик сиденья на возможные удары и нестационарные вибрационные воздействия будет находиться в допустимых пределах. Для этого определяют характеристики демпфирования системы подвески сиденья. Испытуемое сиденье устанавливают на горизонтальной платформе вибростенда, воспроизводящего вибрацию в вертикальном и (или) горизонтальном направлениях, в соответствии с требованиями, установленными в стандартах на конкретные виды транспортных средств.
Примечание - Для проведения испытаний в горизонтальных направлениях и допускается поворачивать сиденье на платформе на 90°.
4.1 Датчики ускорения
Измерительные системы, предназначенные для оценки вибрации в месте крепления сиденья к платформе вибростенда и вибрации, которая передается человеку, сидящему на нем, или инерционному блоку, заменяющему человека, должны иметь одинаковые характеристики.
Характеристики средств измерений вибрации (акселерометров, устройств согласования сигнала и оборудования для сбора данных, включая устройства записи), особенно в части динамического диапазона измерений, коэффициента преобразования, погрешности измерений, диапазона линейности и максимальной допустимой вибрации, должны быть установлены в соответствующих стандартах на конкретные виды транспортных средств.
4.2 Крепление датчиков
Один из акселерометров должен быть установлен на платформе в месте передачи вибрации на сиденье, другой - на поверхности сиденья в месте контакта ее с человеком - на подушке или на спинке (рисунок 1).
- платформа вибростенда; - подушка сиденья; - спинка сиденья
Рисунок 1 - Места установки датчика на платформе вибростенда, подушке и спинке сиденья
4.2.1 Крепление датчика на платформе
Акселерометр на платформе должен быть установлен в пределах окружности диаметром 200 мм, центр которой расположен прямо под акселерометром, установленным на сидении. Направление измерений должно совпадать с направлением движения платформы.
4.2.2 Крепление датчика на подушке или спинке сиденья
Акселерометр на подушке сиденья должен быть установлен в центре установочного диска диаметром (250±50) мм. Толщина диска должна быть минимальной (рисунок 2) и не должна превышать 12 мм. В центре этого полужесткого (твердость - примерно 80-90 единиц по шкале дурометра) установочного диска, изготовленного из литой резины или пластмассы, должна быть полость, в которую устанавливают акселерометр. Акселерометр крепят к тонкому металлическому диску толщиной (1,5±0,2) мм и диаметром (75±5) мм.
1 - тонкий металлический диск для установки акселерометра; 2 - полость для установки акселерометра
Рисунок 2 - Полужесткий установочный диск
Установочный диск помещают на поверхность подушки сиденья и крепят с помощью ленты таким образом, чтобы акселерометр приходился посередине между седалищными буграми испытателя, занимающего сиденье. В некоторых случаях может быть рекомендовано другое положение диска. Любые допускаемые изменения положения диска должны быть указаны в стандарте на конкретный вид транспортного средства.