Статус документа
Статус документа

  

ГОСТ Р ИСО 10326-1-99

Группа Т58

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

Вибрация

     
ОЦЕНКА ВИБРАЦИИ СИДЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ

     
Часть 1

     
Общие требования

     
Mechanical vibration. Laboratory method for evaluating vehicle seat vibration.
Part 1. Basic requirements


ОКС  13.160, 17.160

ОКП 45 9100

Дата введения 2000-07-01

     

Предисловие



1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 183 "Вибрация и удар"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23 декабря 1999 г. N 693-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст ИСО 10326-1-92 "Вибрация. Метод оценки вибрации сидений транспортных средств в условиях лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение



Водители, экипаж и пассажиры транспортных средств (водных, наземных и воздушных), а также внедорожных машин подвергаются в процессе движения воздействию вибрации, которая влияет на степень их комфорта, эффективность выполнения рабочих операций, а в некоторых случаях на безопасность и здоровье. Требования, изложенные в настоящем стандарте, позволяют в процессе лабораторных испытаний оценить свойства сидений транспортных средств по передаче ими вибрации.

     1 Область применения



Настоящий стандарт устанавливает общие требования к лабораторным испытаниям на вибрацию, передаваемую через сиденье транспортного средства или внедорожной машины (далее - транспортное средство). Требования настоящего стандарта следует учитывать при составлении стандартов, технических условий или методик испытаний на конкретные виды транспортных средств (далее - стандарт на конкретный вид транспортного средства).

Методы измерения и анализа вибрации, установленные в настоящем стандарте, позволяют сравнивать результаты испытаний, полученных в разных испытательных лабораториях.

Стандарт устанавливает требования к измерительному и испытательному оборудованию, а также метод оценки передаваемой вибрации.

Настоящий стандарт распространяется на испытания всех видов сидений, используемых в различных транспортных средствах и внедорожных машинах.

     2 Нормативные ссылки



В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.4.012-83 Система стандартов безопасности труда. Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования

ГОСТ ИСО 5347-0-95 Вибрация. Методы калибровки датчиков вибрации и удара. Часть 0. Общие положения

     3 Общие положения



Методы измерений, установленные в настоящем стандарте, соответствуют общим требованиям к характеристикам вибрационной безопасности ГОСТ 12.1.012. Средства измерений и весовые частотные характеристики - по ГОСТ 12.4.012.

Испытания на воздействие вибрации состоят в проведении измерений в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации транспортных средств. В некоторых случаях необходимо провести дополнительные испытания, позволяющие убедиться, что отклик сиденья на возможные удары и нестационарные вибрационные воздействия будет находиться в допустимых пределах. Для этого определяют характеристики демпфирования системы подвески сиденья. Испытуемое сиденье устанавливают на горизонтальной платформе вибростенда, воспроизводящего вибрацию в вертикальном и (или) горизонтальном направлениях, в соответствии с требованиями, установленными в стандартах на конкретные виды транспортных средств.

Примечание - Для проведения испытаний в горизонтальных направлениях и допускается поворачивать сиденье на платформе на 90°.

     4 Средства измерений     

4.1 Датчики ускорения


Измерительные системы, предназначенные для оценки вибрации в месте крепления сиденья к платформе вибростенда и вибрации, которая передается человеку, сидящему на нем, или инерционному блоку, заменяющему человека, должны иметь одинаковые характеристики.

Характеристики средств измерений вибрации (акселерометров, устройств согласования сигнала и оборудования для сбора данных, включая устройства записи), особенно в части динамического диапазона измерений, коэффициента преобразования, погрешности измерений, диапазона линейности и максимальной допустимой вибрации, должны быть установлены в соответствующих стандартах на конкретные виды транспортных средств.     

      

4.2 Крепление датчиков


Один из акселерометров должен быть установлен на платформе в месте передачи вибрации на сиденье, другой - на поверхности сиденья в месте контакта ее с человеком - на подушке или на спинке (рисунок 1).

- платформа вибростенда; - подушка сиденья; - спинка сиденья

     
Рисунок 1 - Места установки датчика на платформе вибростенда, подушке и спинке сиденья



4.2.1 Крепление датчика на платформе

Акселерометр на платформе должен быть установлен в пределах окружности диаметром 200 мм, центр которой расположен прямо под акселерометром, установленным на сидении. Направление измерений должно совпадать с направлением движения платформы.

4.2.2 Крепление датчика на подушке или спинке сиденья

Акселерометр на подушке сиденья должен быть установлен в центре установочного диска диаметром (250±50) мм. Толщина диска должна быть минимальной (рисунок 2) и не должна превышать 12 мм. В центре этого полужесткого (твердость - примерно 80-90 единиц по шкале дурометра) установочного диска, изготовленного из литой резины или пластмассы, должна быть полость, в которую устанавливают акселерометр. Акселерометр крепят к тонкому металлическому диску толщиной (1,5±0,2) мм и диаметром (75±5) мм.



1 - тонкий металлический диск для установки акселерометра; 2 - полость для установки акселерометра

Рисунок 2 - Полужесткий установочный диск



Установочный диск помещают на поверхность подушки сиденья и крепят с помощью ленты таким образом, чтобы акселерометр приходился посередине между седалищными буграми испытателя, занимающего сиденье. В некоторых случаях может быть рекомендовано другое положение диска. Любые допускаемые изменения положения диска должны быть указаны в стандарте на конкретный вид транспортного средства.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs