ГОСТ Р 51333-99
Группа Г07
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ
ТЕРМИНЫ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Safety of machinery. Basic concepts, general principles for design.
Basic terminology, technical principles and specifications
ОКС 13.110
ОКСТУ 0012
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО "ЭНИМС")
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 70 "Станки"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 ноября 1999 г. N 421-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международных стандартов:
ЕН 292-1-91 "Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основная терминология, методология",
ЕН 292-2-91 "Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические решения и технические условия"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт разработан для поддержки конструкторов, изготовителей и других заинтересованных лиц в интерпретации основных требований безопасности для того, чтобы достичь соответствия Европейскому законодательству по безопасности машин.
Главной целью настоящего стандарта является предоставить стратегию и ограничения изготовителям и конструкторам для достижения оптимального соответствия Европейскому законодательству.
Настоящий стандарт определяет основную терминологию и ее перечень, технические решения и технические условия, устанавливает общие конструкторские методы для помощи конструкторам и изготовителям, чтобы достичь безопасности в процессе конструирования машин для промышленного и частного использования.
Настоящий стандарт может быть применен для других технических изделий, которые могут иметь подобные опасности. Рекомендовано включать стандарт в учебные курсы и руководства, в которых определяются основополагающая терминология и общие методы конструирования и т.д.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9146-79 Органы управления станков. Направление действия
ГОСТ Р 51330.10-99 (МЭК 60079-11-99) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 11. Искробезопасная электрическая цепь "i"
ГОСТ Р 51334-99 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону
ГОСТ Р 51335-99 Безопасность машин. Минимальные расстояния для предотвращения защемления частей человеческого тела
ГОСТ Р 51336-99 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования
ГОСТ Р 51342-99 Безопасность машин. Съемные защитные устройства. Общие требования по конструированию и изготовлению неподвижных и перемещаемых съемных защитных устройств
ГОСТ Р МЭК 60204-1-99 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 машина: Общность связанных между собой частей или устройств, от которых что-то движется, а также элементы привода, управления, энергетические узлы и т.д., которые служат для определенного применения, такого как переработка, обслуживание, поступательное движение и подготовка материала. Под термин "машина" попадает также и совокупность машин, которые так устроены и управляемы, что они взаимодействуют как единое целое для достижения одной и той же цели.
Приложение А содержит общее схематическое изображение машины;
3.2 надежность: Способность машины, частей или оборудования исполнять требуемую функцию в регламентированных условиях и заданном временном отрезке без сбоев;
3.3 содержание машины в исправности: Возможность содержать машину в таком состоянии или вернуть ее в это состояние, в котором она могла бы выполнять свои функции в своей области применения (3.12), причем это содержание машины в исправности может быть обеспечено предусмотренной методикой и с помощью предусмотренных для этого средств;
3.4 безопасность машины: Способность машины выполнять свои функции и быть устанавливаемой, иметь возможность транспортироваться, сохраняться в исправном состоянии и обслуживаться (3.12) согласно инструкции изготовителя, без причинения травм или вреда здоровью.
3.5 опасности: Источники возможных травм или вреда здоровью.
Примечание - Термин "опасность" применяется в сочетании с другими понятиями, которые связаны с ожидаемыми травмами или вредом для здоровья:
опасностью злектроудара, ушибом, (контузией, защемлением), опасностью из-за ножниц, опасностью отравления и т.д. Опасности, которые исходят от машины, описаны в разделе 4;
3.6 опасная ситуация: Каждая ситуация, в которой человек (личность) подвержен одной или многим опасностям;
3.7 риск: Комбинация вероятностей и степени тяжести возможных травм или вреда здоровью в опасной ситуации;
3.8 оценка риска: Оценка вероятности и степень тяжести возможного травмирования или вреда здоровью в опасной ситуации, чтобы выбрать необходимые меры безопасности.
Примечание - Раздел 6 посвящен оценке риска.
3.9 опасные функции машин: Функция машины, которая во время работы вызывает опасность;
3.10 зона опасности: Зона внутри машины или вокруг нее, в которой человек подвергается риску травмирования или вреда здоровью.
Примечание - Опасности, которые вызывают риск:
- либо постоянно действующие при штатном использовании машины (опасное движение ее подвижных частей, световое излучение при сварке и т.д.),
- либо наступающие неожиданно (непреднамеренный, неожиданный пуск и т.д.);
3.11 конструкция машины: Ряд действий, включая:
а) исследование самой машины, при котором должны быть учтены все стадии жизненного цикла:
1 - изготовление;
2 - транспортирование и ввод в эксплуатацию, сборка и наладка;
3 - применение/использование:
- настройка, обучающее программирование или изменение процесса/переоборудование, переналадка,
- производство,
- очистка,
- поиск ошибки,
- поддержание в работоспособном состоянии;
b) вывод из эксплуатации, разборку, демонтаж на отдельные части, касающиеся безопасности, хранение;
с) проработку руководства к машине относительно всех вышеупомянутых этапов (исключая сборку) по 9.5.
3.12 штатное применение машины: Применение, при котором машина используется согласно своему назначению или когда ее параметры общеприняты. К штатному применению относят, кроме того, соответствие техническим указаниям, изложенным в руководстве по обслуживанию, где рассматриваются предусмотренные случаи неправильного использования.
Примечание - В отношении предусмотренных случаев неправильного использования при оценке риска должны быть учтены следующие случаи поведения:
- предусмотренное ошибочное поведение вследствие обычной невнимательности, но не вследствие преднамеренного неправильного использования;
- реакция персонала в случае ошибочной функции, инцидента, простоя и т.д. во время использования машины;
- поведение, которое можно определить как "путь наименьшего сопротивления" при решении задачи;
- на некоторых машинах (особенно на машинах для непромышленного применения) преднамеренное поведение определенной категории людей, например, детей или людей с замедленной реакцией (5.7.1);
3.13 непосредственно действующие функции безопасности: Функция машины, которая действует в случае неправильной работы машины, повышающей риск травмирования или вред здоровью. Имеются две категории напрямую действующих функций безопасности:
а) специфические функции безопасности, которые специально предусмотрены для защиты. Например:
- функции, предотвращающие непреднамеренный, неожиданный пуск (блокировка в сочетании с отдельными защитными устройствами),
- функции, которые препятствуют повторению рабочего цикла,
- функции двуручного включения
- и т.д.;
b) функции самой машины, обеспечивающие безопасность, но не являющиеся специфическими функциями. Например:
- ручное управление одного опасного механизма во время наладки при отключенных защитных устройствах (7.7.9 и 8.1.4),
- управление скоростью или температурой, которые поддерживаются машиной в безопасном диапазоне;
3.14 косвенно действующие функции безопасности: Функции, отказ которых не ведет непосредственно к опасности, однако уменьшает уровень безопасности. Это особенно связано с самоконтролем. Каждая напрямую действующая защитная функция (например контроль непрерывного действия одного из регулировочных устройств позиционного включателя, относящихся к устройству блокировки);
3.15 автоматический контроль: Косвенно действующая функция безопасности, которая включается как только ограничивается возможность выполнения функции одной деталью или элементом, если производственный процесс был так изменен, что возникает опасность. Имеются две категории автоматического контроля:
- непрерывный автоматический контроль путем немедленного включения мер безопасности, если наступает выход из строя или получается брак,
- не непрерывный автоматический контроль, когда функция безопасности включается во время последующего рабочего цикла машины, если произошел выход из строя;
3.16 неожиданный (непреднамеренный) пуск: Каждый пуск, который вследствие своей неожиданности может вызвать риск для человека;
3.17 пуск, ведущий к опасному состоянию: Каждый отказ машины или перебой в энергоснабжении, который приводит к опасному состоянию;
3.18 безопасность при сбоях: Теоретическое состояние, которое могло бы быть, если бы одна из функций безопасности оставалась неизменной в случае поломки какой-то детали и которое имеет значение для достижения этого состояния. На практике это состояние наступает тем быстрее, чем меньше влияют отказы на рассматриваемую функцию безопасности;
3.19 уменьшение риска путем конструирования: - Устранение или уменьшение как можно большего числа опасностей путем соответствующего выбора конструкции;
- ограничение возможности подвергнуть человека неустранимым опасностям или опасностям, которые могут быть недостаточно снижены. Это может быть достигнуто путем уменьшения проведения работ в опасных зонах.
Примечание - Раздел 7 посвящен уменьшению риска.
3.20 технические меры защиты: Использования специальных технических средств, так называемых защитных устройств (собственно защитных устройств или предохранительных), чтобы защитить персонал от опасности, которая не может быть разумно устранена или достаточно ограничена путем конструирования.
Примечание - Раздел 8 посвящен техническим мерам защиты;
3.21 информация потребителю: Меры безопасности, которые состоят из коммуникативных элементов, таких как тексты, слова, знаки, сигналы, символы или диаграммы, которые применимы или по отдельности, или вместе, чтобы дальше передать информацию потребителю. Они предназначены для промышленного и/или непромышленного потребителя.
Примечание - Раздел 9 посвящен информации потребителю;