3.1. Переходы магистральных газопроводов под железными и автомобильными дорогами состоят из защитного кожуха, рабочего трубопровода (трубной плети), опор, манжет, отводной трубы и вытяжной свечи.
3.2. При пересечении дорог газопроводы, как правило, укладываются в специальные защитные кожуха, состоящие из стальных труб или иногда в тоннеле. При пересечении автомобильных дорог без покрытий трубопровод прокладывается без защитного кожуха.
3.3. Переходы магистральных газопроводов под железными и автомобильными дорогами должны прокладываться под любым углом к их оси.
3.4. Строительство переходов под железными и автомобильными дорогами представляет комплекс специальных строительных и монтажных работ, который включает в себя:
- изготовление узлов и деталей перехода;
- прокладку защитного кожуха;
- монтаж, сварку, контроль сварки и испытание трубной плети;
- очистку, изоляцию, контроль изоляции и оснастку трубной плети опорными элементами;
- размещение трубной плети в кожухе;
- монтаж манжет, отводной трубы и вытяжной свечи.
3.5. Длина участка перехода и защитного кожуха определяется исходя из категории дорог, ширины земляного полотна, высоты насыпи и крутизны откосов.
Для газопровода Ямал-Европа длина перехода и защитного кожуха принимается с учетом нормируемых СНиП 2.05.06-85* расстояний.
Глубина заложения защитных кожухов нормируется СНиП 2.05.06-85* и СТН Ц-01-95. Для магистральных газопроводов глубина заложения защитного кожуха под железными дорогами должна быть не менее 2 м от подошвы рельса, а при прокладке газопровода методом продольного или горизонтального бурения - не менее 3 м: в выемках и на нулевых местах - от подошвы рельса, на насыпях - от подошвы насыпи.
При этом, во всех случаях глубина заложения от дна продольных водоотводов (лотков, кюветов, водоотводных канав, дренажей и т.п.) должна быть не менее 1,5 м. Все расстояния даны до верхней образующей защитного кожуха.
Минимальная глубина заложения верха рабочей трубы газопровода на расстоянии 50 м в обе стороны от земляного полотна должна быть не менее 2,5 м от дневной поверхности.
Расстояние от искусственных сооружений (мостов, путепроводов, водопропускных труб и т.п.) до места пересечения газопроводов всех классов с железной дорогой должно быть не менее 150 м.
Устройство переходов газопроводов в теле насыпей и прокладка их в отверстия железнодорожных искусственных сооружений категорически запрещаются.
Глубина заложения защитных кожухов, прокладываемых под автомобильными дорогами всех категорий, должна быть не менее 1,4 м от бровки земляного полотна до верхней образующей защитного кожуха, в выемках и на нулевых отметках - не менее 0,4 м от дна кювета, водоотводных канав или дренажа.
3.6. Выбор соответствующего метода для прокладки кожуха определяется классом и категорией дорог, интенсивностью движения транспорта, наличием подземных коммуникаций, геологическими и гидрогеологическими условиями.
Защитный кожух
3.7. Защитный кожух предназначен для защиты газопровода на переходах через железные и автомобильные дороги от воздействия внешних нагрузок, создаваемых движущимся транспортом, а также отвода газа от дороги в случае его утечки из трубопровода.
3.8. Защитный кожух также позволяет при необходимости заменить или отремонтировать газопровод без нарушения движения железнодорожного или автомобильного транспорта.
3.9. Основными параметрами защитного кожуха являются диаметр, длина и толщина стенки.
3.10. Для изготовления защитного кожуха перехода газопровода используют, как правило, стальные трубы диаметром 1720 мм и длиной 6-12 м; толщина стенки 16 мм - при бестраншейном способе прокладки и 18 мм - при открытом методе.
3.11. Наружная поверхность защитного кожуха покрывается изоляцией усиленного типа в заводских, базовых или трассовых условиях.
Трубная плеть