СП 109-34-97
СВОД ПРАВИЛ
Система нормативных документов в строительстве
СВОД ПРАВИЛ ПО СООРУЖЕНИЮ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
Code of the regulations on contstruction of trunk gas pipelines
СООРУЖЕНИЕ ПЕРЕХОДОВ ПОД АВТОМОБИЛЬНЫМИ И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ
Дата введения 1998-08-01
УТВЕРЖДЕНО РАО "Газпром" (Приказ от 08.07.1998 г., N 87)
РАЗРАБОТАНЫ ассоциацией "Высоконадежный трубопроводный транспорт", РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой", АОЗТ "СКМ-Гейзер", Государственной академией нефти и газа им.И.М.Губкина, АО "ВНИИСТ", АО "НГС-Оргпроектэкономика".
СОГЛАСОВАНО с Госгортехнадзором России (письмо N 10-03/463 от 27 ноября 1996 г.), Минстроем РФ (письмо N 13-37 от 27 января 1997 г.).
Авторы раздела: д.т.н. Л.Г.Телегин, к.т.н. С.К.Мосесов, к.т.н. Т.Х.Саттаров, к.т.н. В.К.Иванцова
Настоящий "Свод Правил по сооружению магистральных газопроводов" был разработан ассоциацией "Высоконадежный трубопроводный транспорт" по заданию РАО "Газпром" в соответствии с введением в действие в 1994 г. Минстроем РФ СНиП 10-01-94* "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". Этот СНиП определил структуру нормативной документации по строительству, в которой предусматривается новый вид нормативного документа: Своды Правил по проектированию и строительству.
_________________
* Документ утратил силу на основании Постановлением Госстроя России от 10.09.2003 N 164, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Согласно СНиП 10-01-94 "Своды Правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы".
"В Сводах Правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавших себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил, стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества".
"Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства, учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран".
Эти основные положения СНиП 10-01-94 были приняты в качестве руководства по составлению "Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов".
Действующие нормы в области трубопроводного транспорта устарели (СНиП III-42-80 "Правила производства работ" глава 42 "Магистральные трубопроводы" выпущен в 1981 г., СНиП 2.05.06-85 - в 1985 г.). Новая редакция СНиП "Магистральные трубопроводы" задерживается разработкой. Это создало известные сложности при составлении Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов, необходимость в которых была продиктована, прежде всего, началом строительства крупнейшей, трансконтинентальной газотранспортной системы Ямал-Европа.
В практике Минстроя РФ Свод Правил составлялся впервые, поэтому вначале возникли сложности в определении его оптимального состава. В представленном виде объем и содержание Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов одобрены Минстроем РФ.
Настоящий Свод Правил составлен в соответствии с действующими нормативами в области проектирования и строительства трубопроводных систем, ссылки на которые указаны в каждом его разделе. Однако отдельные рекомендации СП повышают и ужесточают требования действующих нормативных документов.
В Свод Правил введены также рекомендации по новым технологиям, прошедшим апробацию в отечественной или зарубежной практике. Требования их выполнения так же, как и ужесточение нормативов, являются прерогативой, правом заказчика строительства газопроводов.
В СП предусматриваются использование строительных и специальных материалов и конструкций, оборудования и арматуры только гарантированного качества и обеспечение высокого качества выполнения всего комплекса строительно-монтажных процессов, надежности и безопасности сооружаемых газопроводных систем.
После ввода в действие новой редакции СНиП "Магистральные трубопроводы" в Свод Правил по сооружению магистральных газопроводов, в случае необходимости, будут внесены коррективы. Так как Свод Правил разрабатывался применительно к строительству газотранспортной системы Ямал-Европа, многие рекомендации имеют адресный характер для технически сложных газопроводов этой системы.
В составлении Свода Правил принимали участие ученые и специалисты ассоциации "Высоконадежный трубопроводный транспорт", РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой", ВНИИГаза и Института электросварки им.Е.О.Патона, АО "ВНИИСТ", АО "НГС-Оргпроектэкономика", ПО "Спецнефтегаз", Государственной академии нефти и газа имени И.М.Губкина, АО "СКМ-Гейзер", а также других организаций.
Проект Свода Правил прошел широкое обсуждение, по нему были получены заключения производственных и проектных организаций РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой" и других. Проведено согласительное совещание с участием всех заинтересованных организаций.
Свод Правил по сооружению магистральных газопроводов включает:
- СП 101-34-96. Свод Правил по выбору труб для сооружения магистральных газопроводов.
- Свод Правил по сооружению линейной части газопроводов:
- СП 102-34-96. Организация строительства;
- СП 103-34-96. Подготовка строительной полосы;
- СП 104-34-96. Производство земляных работ;
- СП 105-34-96. Производство сварочных работ и контроль качества сварных соединений;
- СП 106-34-96. Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях;
- СП 107-34-96. Балластировка, обеспечение устойчивости положения газопроводов на проектных отметках;
- СП 108-34-96*. Сооружение подводных переходов;
______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: СП 108-34-97. - Примечание изготовителя базы данных.
- СП 109-34-96. Сооружение переходов под автомобильными и железными дорогами;
______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: СП 109-34-97. - Примечание изготовителя базы данных.
- СП 110-34-96. Сооружение участков газопроводов в особо сложных геологических и других условиях;
- СП 111-34-96. Очистка полости и испытание газопроводов.
Настоящий Свод Правил регламентирует выполнение работ по сооружению переходов через автомобильные и железные дороги.
Переходами через автомобильные и железные дороги считаются участки магистральных газопроводов, пересекающие эти дороги, в границах определяемых СНиП 2.05.06-85*, и отнесенные к установленным категориям трубопроводов.
Переходы через железные дороги, общие сети и дороги промышленных предприятий, а также автомобильные дороги I, II, III, III-п, IV и IV-п категорий квалифицируются как участки магистральных газопроводов категорий В и I. К ним предъявляются исключительно высокие требования по качеству производства работ при строительстве.
Нормативные документы по производству и сооружению переходов, выпущенные в 1980-1982 гг. устарели и неполно охватывают вопросы техники, технологии и организации строительства переходов.
Поэтому настоящий Свод Правил призван создать нормативно-рекомендательную базу по строительству переходов магистральных газопроводов диаметром 1420 мм через автомобильные и железные дороги в целом и системы Ямал-Европа, в частности, с учетом современного передового отечественного опыта и основных зарубежных стандартов.
Исходной базой для разработки данного Свода Правил (СП) явились следующие общегосударственные и ведомственные нормативные документы:
СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы;
СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ;
СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения;
СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства;
СТН Ц-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм;
СНиП 32-01-95. Железные дороги колеи 1520 мм.
СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги.
СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги.
Схемы комплексной механизации работ по строительству линейной части магистральных трубопроводов. М., ВНИИСТ, 1980;
Руководство по строительству переходов под дорогами трубопроводов больших диаметров поточным методом. Р 464-82. М., ВНИИСТ, 1982.
1.1. Основные технологические схемы строительства переходов магистральных газопроводов через железные и автомобильные дороги определяются нормами проектирования этих переходов (СНиП 2.05.06-85*, п.п.6.31-6.37), а также правилами производства и приемки работ (СНиП III-42-80*, п.п.8.20-8.22).
1.2. В отечественной и зарубежной практике строительства линейной части магистральных газопроводов (ЛЧМГ) наибольшее распространение получили следующие основные технологические схемы сооружения этих переходов:
- открытая (траншейная) прокладка в защитных кожухах (под автомобильные дороги);
- закрытая (бестраншейная) прокладка в защитных кожухах (под автомобильные и железные дороги);
- открытая (траншейная) прокладка без защитного кожуха (под автомобильные дороги низкой категории).
1.2.1. Закрытая прокладка газопроводов на переходах в защитных кожухах (при диаметре газопровода 1420 мм) допускается:
- методом продавливания;
- методом горизонтального бурения.
Другие методы (например, вибрационный, виброударный, последовательного расширения скважины и др.) в данном случае следует считать неприемлемыми.
1.3. Организационно-технологическая надежность (ОТН) строительства перехода прежде всего определяются его конструктивным решением и принятой технологической схемой его сооружения. Однако вне зависимости от этих исходных условий формирование ОТН должно осуществляться в обязательном порядке по четко определенным этапам.
1.3.1. Этап 1-й - экспертиза проектных решений (на стадии ТЭО строительства МГ).
1.3.2. Этап 2-й - экспертиза тендерной документации (на стадии конкурентных торгов).
1.3.3. Этап 3-й - проектирование собственно сооружения переходов (на стадии разработки проекта производства работ):
- использование действующих общегосударственных и ведомственных нормативных и директивных документов - СНиП, ГОСТ, Р, СП, РДС, ТСН, СТП, СТО, действующих до настоящего времени ВСН, РД, ГОСТ, а также каталогов, типовых технологических карт, технологических регламентов и др.;
- использование современных строительных и специальных материалов, в том числе труб, изоляционных и сварочных материалов и др.;
- учет природно-климатических условий строительства переходов (грунтовых, погодных и др.);
- учет экологических факторов.
1.3.4. Этап 4-й - изготовление и выполнение частей и элементов переходов - кожуха, рабочей трубы, изоляционного покрытия, манжет и др.
1.3.5. Этап 5-й - транспортировка частей и элементов переходов к местам производства строительно-монтажных работ (сохранение заводского изоляционного покрытия труб - прежде всего; сохранение изоляционного покрытия кожуха и др.).
1.3.6. Этап 6-й - производство строительно-монтажных работ (СМР):
- выполнение принятых в ППР технологических и организационных методов выполнения СМР;
- соответствие машин и технологической оснастки принятой основной технологической схеме производства СМР;
- соответствие квалификации рабочих категории сложности выполняемых СМР;
- ремонт или замена поврежденных при транспортировке и в процессе производства СМР частей и элементов переходов;
- соблюдение графика производства СМР.
2.1. Главной формой организации строительства ЛЧМТ, в том числе и переходов их через железные и автомобильные дороги (в дальнейшем переходов), является поточность производства всех видов СМР как по их комплексам, так и по отдельным видам работ.
2.2. Основными задачами организации строительства переходов являются: