СН 78-79
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Инструкция
по устройству, эксплуатации и перебазированию рельсовых путей строительных башенных кранов
Дата введения 1980-01-01
ВНЕСЕНА ЦНИИОМТП Госстроя СССР
УТВЕРЖДЕНА постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 28 февраля 1979 г. N 17 и согласована с Госгортехнадзором СССР
ВЗАМЕН СН 78-73
Инструкция разработана по заданию Отдела механизации строительства Госстроя СССР Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству Госстроя СССР (ЦНИИОМТП).
В основу настоящей Инструкции положена "Инструкция по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей для строительных башенных кранов" (СН 78-73), использованы результаты научных исследований и проектных разработок ЦНИИОМТП, НИИ оснований и подземных сооружений Госстроя СССР, Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, а также опыт устройства и эксплуатации рельсовых путей башенных кранов в строительных организациях. Промтрансниипроект разработал разделы 1, 3 и прил.7.
Для инженерно-технических работников строительных и проектных организаций.
1.1. Настоящая Инструкция является обязательной при устройстве, эксплуатации и перебазировании рельсовых путей строительных башенных кранов с нагрузкой от колеса на рельс до 28 тс, а также для кранов с нагрузкой от колеса на рельс до 30 тс с восемью ходовыми колесами.
В специфических условиях эксплуатации указанных кранов рельсовые пути должны сооружаться по специальному проекту.
1.2. Рельсовые пути для строительных башенных кранов, не указанных в п.1.1, изготавливаются по указаниям, изложенным в инструкциях по эксплуатации таких кранов.
1.3. К специфическим условиям эксплуатации строительных башенных кранов относятся условия, вызываемые необходимостью их работы:
непосредственно на конструкциях строящихся зданий и сооружений;
в местностях с карстовыми явлениями;
на косогорах с поперечным уклоном более 1:10;
на участках перегона кранов от здания к зданию и пересекающихся рельсовых путях;
на криволинейных участках пути;
на путях со снежным основанием и на вечномерзлом грунте в районах холодного климата;
на слабом и переувлажненном основании и заболоченных местах;
на макропористых просадочных грунтах.
1.4. При разработке специальных проектов и Указаний, предусмотренных пп.1.1, 1.2 и 1.3, должны быть учтены требования и рекомендации настоящей Инструкции и изложены дополнительные данные, вытекающие из специфических условий эксплуатации строительных башенных кранов.
1.5. Подготовку площадки и устройство рельсовых путей строительных башенных кранов, типы которых не указаны в Инструкции, следует производить применительно к кранам с аналогичной ходовой частью и нагрузкой от колеса на рельс (табл.1). Основные данные по рельсовым путям строительных башенных кранов на песчаном балласте приведены в табл.1.
Таблица 1
Тип крана | Наг- | Чис- | База те- | Размер колеи и преде- | Разность отметок рельсов на допускаемом поперечном уклоне не более, мм | Мини- | Мини- | Ши- | Верхнее строение пути на земляном полотне из грунта | |||||
при уклад- | при эксп- | глинистого, суглинистого, супесчаного | пес- | |||||||||||
Тип рель- | Рас- | Толщина бал- | Расход балласта на 12,5-мет- | Тип рель- | ||||||||||
МБТК-80 | 12 | 8 | 650 | 5000±5 | 20 | 50 | 6 | 2000 | 8450 | Р38 | 600 | 100 | 10 | Р38 |
МСТК-90 | 13,5 | 8 | 650 | 5000±5 | 20 | 50 | 6 | 2000 | 8450 | Р38 | 550 | 100 | 10 | Р38 |
КБ-60 | 14 | 8 | 670 | 4000±4 | 16 | 40 | 6 | 1800 | 7250 | Р38 | 500 | 100 | 10 | Р38 |
МСК-5-20 | 16 | 8 | 570 | 4000±4 | 16 | 40 | 6 | 2300 | 7900 | Р43 | 500 | 190 | 15 | Р38 |
КБк-100.1 | 16,5 | 8 | 670 | 4500±5 | 18 | 45 | 7 | 1950 | 8100 | Р43 | 500 | 190 | 15 | Р38 |
МБСТК-80/100 | 16,8 | 8 | 650 | 5000±5 | 20 | 50 | 6 | 2000 | 8600 | Р43 | 500 | 200 | 16 | Р38 |
КБ-100 | 18,8 | 8 | 670 | 4500±5 | 18 | 45 | 7 | 1950 | 8150 | Р43 | 500 | 230 | 18 | Р38 |
МСК-8/20 (МСК-7,5/20) | 19 | 8 | 570 | 5000±5 | 20 | 50 | 6 | 2300 | 8950 | Р43 | 500 | 240 | 18 | Р38 |
КБ-100.0, решетч., КБ-100 ОС, КБ-100.1 трубч. | 20 | 8 | 670 | 4500±5 | 18 | 45 | 7 | 1950 | 8250 | Р43 | 500 | 250 | 19 | Р43 |
МСК-3-5-20 | 21 | 4 | - | 4000±4 | 16 | 40 | 25 | 2000 | 7450 | Р43 | 700 | 100 | 11 | Р43 |
МСК-5-20А | 21 | 8 | 570 | 4000±4 | 16 | 40 | 7 | 2300 | 8000 | Р50 | 500 | 250 | 20 | Р43 |
КБ-100.ОМ | 21 | 8 | 675 | 4500±5 | 18 | 45 | 7 | 1950 | 8200 | Р50 | 500 | 270 | 21 | Р43 |
С-464 | 21,6 | 8 | 630 | 4000±4 | 16 | 40 | 7 | 2200 | 7900 | Р50 | 500 | 260 | 20 | Р43 |
КБ-100.2 | 21,8 | 8 | 675 | 4500±5 | 18 | 45 | 7 | 1950 | 8200 | Р50 | 500 | 260 | 20 | Р43 |
МЗ-5-10 | 22,8 | 8 | 1000 | 6000±6 | 24 | 60 | - | 1300 | 9000 | Р43 | 500 | 260 | 20 | Р43 |
КБ-306 (С-981) | 23,9 | 8 | 670 | 4500±4 | 18 | 45 | 7 | 2050 | 8150 | Р65 | 500 | 250 | 19 | Р50 |
С-981А | 24 | 8 | 670 | 4500±4 | 18 | 45 | 8,5 | 2050 | 8250 | Р65 | 500 | 250 | 19 | Р50 |
МСК-10-20 (МСК-7-25) | 24 | 8 | 570 | 6500±7 | 26 | 65 | 8 | 2000 | 10300 | Р65 | 500 | 250 | 19 | Р50 |
БКСМ-5-5А | 24,2 | 8 | 1000 | 4500±5 | 18 | 45 | 12 | 1300 | 7500 | Р50 | 500 | 260 | 20 | Р50 |
БКСМ-7-9 | 24,8 | 8 | 1000 | 6000±6 | 24 | 60 | 25 | 1300 | 9000 | Р65 | 500 | 240 | 18 | Р65 |
МСК-250 | 25 | 8 | 900 | 7500±8 | 30 | 60 | 10 | 1450 | 10600 | Р65 | 500 | 250 | 19 | Р65 |
БКСМ-5-9 | 25,6 | 8 | 1000 | 4500±5 | 18 | 45 | 12 | 1300 | 7450 | Р65 | 500 | 250 | 19 | Р65 |
КБ-160.2, КБ-160.4 | 26 | 8 | 675 | 6000±6 | 24 | 60 | 7 | 1700 | 9450 | Р65 | 500 | 300 | 23 | Р65 |
КБ-404 (КС-250) | 26,2 | 8 | 675 | 6000±6 | 24 | 60 | 7 | 2000 | 9750 | Р65 | 500 | 300 | 23 | Р65 |
БКСМ-5-10 (Т-223) | 27 | 8 | 1000 | 6000±6 | 24 | 60 | 25 | 1400 | 9150 | Р65 | 500 | 300 | 23 | Р65 |
КБк-160.2 | 26,8 | 8 | 675 | 6000±6 | 24 | 60 | 7 | 1700 | 9450 | Р65 | 500 | 300 | 23 | Р65 |
БКСМ-7-5 | 27,6 | 8 | 1000 | 4500±5 | 18 | 45 | 12 | 1300 | 7550 | Р65 | 500 | 300 | 23 | Р65 |
КБ-405 | 29,15 | 8 | 675 | 6000±6 | 24 | 60 | 7 | 1700 | 9700 | Р65 | 500 | 450 | 28 | Р65 |
Примечания: 1. При песчаном грунте расстояния между осями полушпал следует принимать 700 мм; толщину балласта под полушпалами - 100 мм; расход балласта на 12,5-метровое звено - 11 м.
2. В случае применения в качестве балласта щебня и гравия толщина слоя принимается на 50 мм меньше указанных в табл.1 величин, но не менее 100 мм. При применении шлаков, указанных в табл.2, толщина балластного слоя принимается по табл.1.
3. При устройстве подкрановых путей в осенне-весенний период расход балласта может быть увеличен на 20-30%.
4. При установке кранов у зданий с подвалами или другими пустотными сооружениями, если расстояние от указанных сооружений до нижней кромки балластной призмы меньше расстояния , указанного в п.3.3, необходимо выполнить проверочный расчет на выдавливание стен этих сооружений (расчет производится автором конструкции здания).
5. При отклонении конструктивных параметров пути от приведенных в таблице следует провести проверку напряжений в элементах пути по правилам, изложенным в прил.7.
6. Пути, изготовленные ранее в соответствии с Инструкцией СН 78-73, могут быть использованы при условии обеспечения безопасной работы кранов в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
1.6. Работы по устройству, эксплуатации и перебазированию рельсовых путей должны производиться с применением соответствующих средств механизации, рекомендуемый перечень которых указан в прил.1.
1.7. Рельсовые пути строительных башенных кранов, отличающиеся по конструкции от указанных в прил.2 настоящей Инструкции, а также новые конструкции опорных элементов, рельсовых скреплений и элементов путевого оборудования могут быть использованы по согласованию с ЦНИИОМТП Госстроя СССР.
Примечание. Для согласования необходимо представлять следующие материалы:
1. Чертежи и расчет предлагаемой конструкции.
2. Акт испытания.
3. Расчет экономической эффективности по сравнению с конструкцией, приведенной в Инструкции.
2.1. В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и водоотвод.
2.2. Все земляные работы, связанные с устройством фундаментов зданий и сооружений, а также прокладкой подземных коммуникаций, должны быть закончены к началу сооружения земляного полотна рельсового пути.
2.3. Земляное полотно в зоне укладки пути должно быть очищено от отходов строительных материалов, посторонних предметов и растительного слоя почвы, а в зимнее время от снега и льда.
2.4. Конструктивные параметры земляного полотна (приближение оси пути к зданию, размеры водоотвода и поперечные уклоны) принимаются в соответствии с нормами, приведенными в табл.1 и на рис.1.
Рис.1. Поперечный профиль рельсового пути с деревянными полушпалами
а - при колее 4000 мм; б - при колее 4000 мм с боковым ограждением балластной призмы; в - при колее >4000 мм; г - при колее 4000 мм на пути у откоса котлована; д - при колее >4000 мм на пути у откоса котлована; - размер колеи (табл.1); - минимальное расстояние от выступающей части здания или штабелями грузов или другими предметами до оси первого рельса (табл.1); - ширина земляного полотна (табл.1); - ширина призмы поверху (табл.1); 1 - балластная призма; 2 - полушпала; 3 - рельсы; 4 - стена здания; 5 - ограждение балластной призмы; 6 - откос котлована; - расстояние от основания балластной призмы до крана дна котлована; - глубина котлована; - толщина балласта под полушпалами (табл.1)
2.5. Продольный уклон площадки земляного полотна должен быть не более 0,003.
2.6. Разрешается в дренирующих и скальных грунтах площадку земляного полотна выполнять горизонтальной.
2.7. Поперечный уклон площадки земляного полотна на недренирующих грунтах должен быть 0,008-0,01 и спланирован односкатным в сторону водоотвода, как показано на рис.1.
2.8. Профиль и размеры земляного полотна на криволинейных участках рельсового пути должны соответствовать нормам, установленным для прямолинейных участков пути.
2.9. Разрешается земляное полотно рельсового пути устраивать из насыпного грунта, а также часть земляного полотна - из насыпного грунта, а часть - из основного грунта с откосами в месте примыкания насыпного к основному грунту 1:1,5, при этом насыпной грунт должен быть песчаным или однородным с основным грунтом.
2.10. При устройстве земляного полотна из насыпного грунта запрещается:
применять грунт с примесью строительного мусора, древесных отходов, гниющих или подверженных набуханию включений, льда, снега и дерна;
применять недренирующий грунт (глину, суглинки), смешанный с дренирующим во избежание появления в теле насыпи водяных мешков;
прикрывать слой высокодренирующего грунта грунтом с меньшей дренирующей способностью;