3.1. Испытание в расчетный, неблагоприятный по условиям увлажнения период года
3.1.1. Результаты разновременных линейных испытаний перед обработкой методами математической статистики корректируют приведением их к сопоставимому виду. Такую корректировку осуществляют с помощью графика изменения прогиба конструкции во времени (график прогиб - время), построенного по результатам ежедневных измерений прогиба на контрольных точках (прил.4).
3.1.2. Для объективной оценки состояния дорожных конструкций в условиях непрерывного изменения их жесткости во времени, а, следовательно, и неодинакового воздействия транспортных средств на дорогу, корректировку получаемых при испытаниях результатов осуществляют путем их приведения к состоянию конструкции, наиболее характерному, типичному для всего расчетного периода. Типичное состояние конструкции, характеризуемое модулем упругости , определяют с учетом длительности различных состояний в расчетный период года:
; (3.1)
, (3.2)
где и - эмпирические параметры, зависящие от типов покрытия, расчетной нагрузки, а также грунтово-гидрологических и погодно-климатических факторов. и определяют в соответствии с разделом 4;
- количество расчетных состояний дорожной конструкции в расчетный период года;
- продолжительность состояния дорожной конструкции с модулем в расчетный период (определяют по графику прогиб - время), сут;
- модуль упругости дорожной конструкции на контрольной точке в рассматриваемый момент времени, МПа; например, по рис.3.1 для состояния дорожной конструкции с модулем имеем:
.
Календарные дни
Рис.3.1. Пример зависимости прогиб-время для приведения результатов линейных испытаний к сопоставимому виду:
1 - изменение состояния дорожной конструкции во времени на контрольной точке;
2 - предельное состояние дорожной конструкции, при котором воздействие автомобилей еще существенно;
, и т.д. - модули упругости при различных расчетных состояниях дорожной конструкции
Модули упругости рассчитывают по величинам прогибов , измеренных на контрольной точке в соответствии с формулой (2.1):
, (3.3)
где - прогиб, см.
3.1.3. Для определения величины по формуле (3.1) необходимо знать границы расчетного периода. Эти границы в общем виде определяют следующим условием:
, (3.4)
где - максимальный модуль упругости дорожной конструкции, при котором еще требуется учет воздействия фактического движения на дороге, МПа (см. рис.3.1);
- требуемый по условиям движения модуль упругости дорожной конструкции, определяемый с использованием формул, учитывающих снижение несущей способности конструкций во времени, MПa (см. раздел 4.4);
- приведенная к расчетному автомобилю фактическая интенсивность движения на полосу на момент проведения полевых испытаний, авт./сут:
, (3.5)
где - интенсивность движения транспортного потока на полосу в момент испытания дорожной конструкции, авт./сут (рассчитывают по прил.9);