РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ: МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (архитекторы Любомудрова К.И., Кряжевских М.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.).
КОНСУЛЬТАНТЫ: Пестич Т.Д. (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации), Сидоров С.В. (Учебно-методический центр "Детство" МКО).
2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
3. СОГЛАСОВАНЫ: Московским Комитетом образования, Москомархитектурой.
4. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием Москомархитектуры от 20.06.2000 г. N 23
Образовательные учреждения для детей и подростков, имеющих проблемы в обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной коррекции - Психолого-педагогические и медико-социальные центры (далее ППМСЦ).
ППМСЦ обеспечивают: диагностику и консультирование; психолого-медико-социальное сопровождение; психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию; социально-трудовую адаптацию и профориентацию; лечебную педагогику и дифференцированное обучение.
1.1. Настоящие "Рекомендации" разработаны для г. Москвы, как дополнение к нормативным документам в строительстве и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих ППМСЦ.
1.2. Настоящие "Рекомендации" устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию ППМСЦ.
1.3. Проектирование ППМСЦ должно вестись в соответствии с положениями настоящих "Рекомендаций", а также требованиями других нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории г. Москвы.
В настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативно-методические документы:
2.1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения"
2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
2.3. СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
2.4. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
2.5. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".
2.6. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
2.7. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".
2.8. СП 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений".
2.9. СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений".
2.10. МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".
2.11. МГСН 4.15-98 "Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
2.12. МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы".
2.13. МГСН 4.12-97 "Лечебно-профилактические учреждения".
2.14. МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".
2.15. "Пособие по проектированию учреждений здравоохранения" (к СНиП 2.08.02-89), раздел 4 "Амбулаторно-поликлинические учреждения".
2.16. "Проектирование бассейнов". Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*. М. Стройиздат. 1991г.
3.1. Основными направлениями деятельности ППМСЦ являются:
- организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, состоянием их соматического и психического здоровья;
- диагностика уровня психического развития и отклонений в поведении детей;
- психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
- оказание помощи подросткам в профориентации и трудовой адаптации;
- анонимное консультирование детей с целью снятия стресса;
- оказание консультативной помощи родителям в решении проблем родительско-детских отношений;
- оказание консультативной и методической помощи работникам общеобразовательных учреждений по проблемам практической психологии и коррекционно-развивающего обучения.
3.2. ППМСЦ обслуживают детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет.
3.3. В зависимости от превалирующего вида деятельности ППМСЦ подразделяются на ряд типов, образующих сеть учреждений, взаимодополняющих друг друга. Функциональная структура сети ППМСЦ приведена на схеме 1.
СХЕМА N 1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ
Рекомендуемая номенклатура типов ППМСЦ приведена в табл.3.1.
Примечание: Далее для удобства прочтения в тексте типы ППМСЦ именуются в соответствии со своими порядковыми номерами, приведенными в таблице 3.1. - ППМСЦ 1, ППМСЦ 2 и т.д.
Таблица 3.1.
Рекомендуемая номенклатура типов
психолого-педагогических и медико-социальных центров
NN п.п. | Типы | Обслуживаемый | Возраст | Основные функции учреждения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Учебно-методический центр психолого- | Персонал психолого- | - | Координация деятельности психолого-медико-социальных центров различного типа; |
2. | Центр психолого- | Дети, пострадавшие от жестокого обращения (физического, психологического, сексуального насилия), а также от пренебрежения родителями или законными представителями по воспитанию | 3-18 | Оказание психологической, медицинской, социальной, образовательной и правовой помощи детям и подросткам; |
3. | Центр психолого- | Дети с трудностями в освоении образовательных программ; с педагогической запущенностью; с отказом от посещения образовательных учреждений; со сложностями в общении со сверстниками, преподавателями, родителями; с нарушениями эмоционально-волевой сферы | 7-18 | Психолого-педагогическая помощь в выявлении причин и в преодолении школьной и социальной дезадаптации и в усвоении образовательных программ; |
4. | Центр психолого- | Дети, имеющие пограничные формы нарушений психического развития и поведения | 0-6 | Профилактика и ранняя коррекция отставания в психофизическом развитии детей; |
(ППМСЦ 4-2 - для детей младшего школьного возраста) | " | 7-12 | Коррекционно-развивающая и психокоррекционная работа с детьми; | |
(ППМСЦ 4-3 - для детей и подростков среднего и старшего школьного возраста) | Дети и подростки с различными формами социальной дезадаптированности и девиантным поведением, характеризующимися искажением мотивационно- потребностной и эмоционально-волевой сфер, наличием выраженных акцентуаций характера, агрессивностью поведения, значительными и обширными пробелами в знаниях, уровнем обученности, не соответствующим заявленному году обучения | 13-18 | Проведение коррекционных, психологических, психолого-педагогических и лечебно-оздоровительных мероприятий, как в амбулаторном, так и в стационарном режиме; организация образовательной деятельности по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков; |
Примечания: 1. В ППМСЦ 4-1 дошкольный возраст может быть увеличен до 7 лет, в связи с индивидуальными особенностями психического развития. 2. В ППМСЦ 4-2 и 4-3 может быть снижен нижний предел возрастной группы (соответственно до 6 и 12 лет) в связи с требованиями психокоррекционной работы.
3.4. ППМСЦ 1 координирует работу и методически руководит всей сетью рассматриваемых учреждений. Его проектирование осуществляется в соответствии с индивидуальным заданием.
3.5. ППМСЦ 2 осуществляет необходимую коррекционную работу с детьми как приходящими, так и временно проживающими в этом учреждении.
3.6. ППМСЦ 3 осуществляет психолого-педагогическую реабилитацию детей, обучающихся в общеобразовательной школе и проживающих на дому.
3.7. ППМСЦ 4-1 проводит работу по ранней коррекции детей и осуществляет психологическую подготовку к обучению в общеобразовательной школе детей, проживающих дома.
3.8. ППМСЦ 4-2 осуществляет коррекционно-развивающую работу и обучение по программе начальной общеобразовательной школы.
3.9. ППМСЦ 4-3 представляет собой учреждение интернатного типа, осуществляющее наряду с освоением школьной программы, коррекционную, психолого-педагогическую и лечебно-оздоровительную работу.
3.10. Коррекционные базы ППМСЦ 4-2 и 4-3 используются для детей, непосредственно обучающихся в данном учреждении, а также обслуживают детей и подростков, посещающих городские школы.
Возрастные границы приходящих детей и подростков не устанавливаются.
3.11. Пропускная способность ППМСЦ определяется заданием на проектирование в каждом конкретном случае в зависимости от потребности и профиля учреждения.
Вместимость учреждений, имеющих в своем составе общеобразовательную школу, рекомендуется принимать:
- для учреждения с начальной школой (1-4 классы) - не более 60 мест;
- для учреждения со средней и старшей школой (5-11 классы) - не более 250 мест.
3.12. Состав и площади помещений всех функциональных блоков ППМСЦ определяются заданием на проектирование с учетом данных Раздела 5. настоящих Рекомендаций.
4.1. ППМСЦ следует размещать в зависимости от их профиля в селитебной или зеленой зонах, с хорошо развитой транспортной сетью.
В селитебной зоне: ППМСЦ 3, ППМСЦ 4-1, ППМСЦ 4-2 - в муниципальных районах; ППМСЦ 2 - в административных округах. В зеленой зоне: ППМСЦ 4-3.
4.2. Размеры и составы участков определяются заданием на проектирование или проектом, с учетом положений настоящего раздела.
4.3. Участок ППМСЦ 2, имеющего стационар временного пребывания детей, включает в себя дополнительно площадки для отдыха и игр детей из расчета 60 м на 1 место в стационаре.
4.4. Площадь участка ППМСЦ 4-2 принимается из расчета на 1 учащегося школы 100-120 м.
4.5. Площадь участка ППМСЦ 4-3 принимается из расчета 140-180 м на 1 учащегося с учетом размещения на участке площадок и сооружений оздоровительного и досугового характера, обеспечивающих психотерапевтическую коррекцию.
4.6. В составе территории ППМСЦ 4-2 предусматриваются следующие зоны:
- физкультурно-оздоровительная;
- отдыха;
- хозяйственная.
4.7. В физкультурно-оздоровительной зоне рекомендуется предусматривать: комбинированную площадку для спортивных игр 60х40 м; игровую площадку двигательной коррекции 15х30 м; гимнастическую площадку 15х16 м.
4.8. В зоне отдыха площадь игровых площадок следует принимать 6-8 м на 1 учащегося из расчета одновременного присутствия 40-50% детей. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров.
На игровых площадках рекомендуется предусматривать: качели, качалки, скамейки для отдыха, столы для игр и т.п.
Примечание: Набор оборудования уточняется заданием на проектирование.