Статус документа
Статус документа

     
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ


ПРЕДИСЛОВИЕ     

1. РАЗРАБОТАНЫ: МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (архитекторы Любомудрова К.И., Кряжевских М.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.).

КОНСУЛЬТАНТЫ: Пестич Т.Д. (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации), Сидоров С.В. (Учебно-методический центр "Детство" МКО).

2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).

3. СОГЛАСОВАНЫ: Московским Комитетом образования, Москомархитектурой.

4. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием Москомархитектуры от 20.06.2000 г. N 23

ВВЕДЕНИЕ



Образовательные учреждения для детей и подростков, имеющих проблемы в обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной коррекции - Психолого-педагогические и медико-социальные центры (далее ППМСЦ).

ППМСЦ обеспечивают: диагностику и консультирование; психолого-медико-социальное сопровождение; психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию; социально-трудовую адаптацию и профориентацию; лечебную педагогику и дифференцированное обучение.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ



1.1. Настоящие "Рекомендации" разработаны для г. Москвы, как дополнение к нормативным документам в строительстве и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих ППМСЦ.

1.2. Настоящие "Рекомендации" устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию ППМСЦ.

1.3. Проектирование ППМСЦ должно вестись в соответствии с положениями настоящих "Рекомендаций", а также требованиями других нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории г. Москвы.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ  



В настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативно-методические документы:

2.1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения"

2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".

2.3. СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

2.4. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

2.5. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".

2.6. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".

2.7. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".

2.8. СП 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений".

2.9. СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений".

2.10. МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".

2.11. МГСН 4.15-98 "Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

2.12. МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы".

2.13. МГСН 4.12-97 "Лечебно-профилактические учреждения".

2.14. МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".

2.15. "Пособие по проектированию учреждений здравоохранения" (к СНиП 2.08.02-89), раздел 4 "Амбулаторно-поликлинические учреждения".

2.16. "Проектирование бассейнов". Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*. М. Стройиздат. 1991г.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



3.1. Основными направлениями деятельности ППМСЦ являются:

- организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, состоянием их соматического и психического здоровья;

- диагностика уровня психического развития и отклонений в поведении детей;

- психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

- оказание помощи подросткам в профориентации и трудовой адаптации;

- анонимное консультирование детей с целью снятия стресса;

- оказание консультативной помощи родителям в решении проблем родительско-детских отношений;

- оказание консультативной и методической помощи работникам общеобразовательных учреждений по проблемам практической психологии и коррекционно-развивающего обучения.

3.2. ППМСЦ обслуживают детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет.

3.3. В зависимости от превалирующего вида деятельности ППМСЦ подразделяются на ряд типов, образующих сеть учреждений, взаимодополняющих друг друга. Функциональная структура сети ППМСЦ приведена на схеме 1.          

СХЕМА N 1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ



Рекомендуемая номенклатура типов ППМСЦ приведена в табл.3.1.

Примечание: Далее для удобства прочтения в тексте типы ППМСЦ именуются в соответствии со своими порядковыми номерами, приведенными в таблице 3.1. - ППМСЦ 1, ППМСЦ 2 и т.д.

Таблица 3.1.

     
Рекомендуемая номенклатура типов
психолого-педагогических и медико-социальных центров  

NN п.п.

Типы
центров

Обслуживаемый
контингент

Возраст

Основные функции учреждения

1

2

3

4

5

1.

Учебно-методический центр психолого-
педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков (ППМСЦ 1)

Персонал психолого-
медико-социальных центров, персонал общеобразовательных учреждений (детских садов, школ и т.п.), родители, имеющие детей со школьной и социальной дезадаптацией

-

Координация деятельности психолого-медико-социальных центров различного типа;
оказание методической помощи персоналу коррекционных и общеобразовательных учреждений;
оказание индивидуальной консультативной помощи родителям, имеющим детей со школьной и социальной дезадаптацией;
распространение современного опыта работы специалистов ППМСЦ и общеобразовательных учреждений;
повышение квалификации специалистов ППМСЦ и общеобразовательных учреждений.

2.

Центр психолого-
медико-социальной направленности (ППМСЦ 2)

Дети, пострадавшие от жестокого обращения (физического, психологического, сексуального насилия), а также от пренебрежения родителями или законными представителями по воспитанию

3-18

Оказание психологической, медицинской, социальной, образовательной и правовой помощи детям и подросткам;
обеспечение безопасных условий проживания детям и подросткам до разрешения конфликтной ситуации;
консультации родителей по психологическим, социальным и правовым вопросам;
консультации работников образовательных учреждений;
содействие органам охраны детства в выявлении случаев насилия и создание информационного банка данных.

3.

Центр психолого-
педагогической направленности (ППМСЦ 3)

Дети с трудностями в освоении образовательных программ; с педагогической запущенностью; с отказом от посещения образовательных учреждений; со сложностями в общении со сверстниками, преподавателями, родителями; с нарушениями эмоционально-волевой сферы

7-18

Психолого-педагогическая помощь в выявлении причин и в преодолении школьной и социальной дезадаптации и в усвоении образовательных программ;
психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков на различных этапах школьного общеобразовательного процесса;
профориентационная диагностика на различных этапах образования учащегося;
оказание помощи родителям в решении проблем родительско-детских отношений;
оказание консультативной и методической помощи работникам общеобразовательных учреждений по проблемам практической психологии и коррекционно-развивающего обучения.

4.

Центр психолого-
медико-педагогической направленности:
(ППМСЦ 4-1 - для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста)

Дети, имеющие пограничные формы нарушений психического развития и поведения

0-6

Профилактика и ранняя коррекция отставания в психофизическом развитии детей;
психологическая подготовка к последующему обучению в общеобразовательной школе;
оказание консультативной помощи родителям по вопросам психического развития и воспитания детей;
оказание методической и организационной помощи образовательным учреждениям по вопросам реабилитационно- коррекционной деятельности.


(ППМСЦ 4-2 - для детей младшего школьного возраста)

"

7-12

Коррекционно-развивающая и психокоррекционная работа с детьми;
оказание помощи в преодолении школьной социальной дезадаптации детей;
организация образовательной деятельности в рамках начальной школы по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
оказание консультативной помощи родителям по вопросам психического воспитания детей;
оказание методической и организационной помощи образовательным учреждениям по вопросам реабилитационно- коррекционной деятельности.


(ППМСЦ 4-3 - для детей и подростков среднего и старшего школьного возраста)

Дети и подростки с различными формами социальной дезадаптированности и девиантным поведением, характеризующимися искажением мотивационно- потребностной и эмоционально-волевой сфер, наличием выраженных акцентуаций характера, агрессивностью поведения, значительными и обширными пробелами в знаниях, уровнем обученности, не соответствующим заявленному году обучения

13-18

Проведение коррекционных, психологических, психолого-педагогических и лечебно-оздоровительных мероприятий, как в амбулаторном, так и в стационарном режиме; организация образовательной деятельности по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков;
обеспечение получения подростками начальных профессиональных знаний;
обеспечение временного проживания детей и подростков, не имеющих нормальных условий проживания у себя дома;
оказание методической помощи работникам образовательных учреждений.

          

Примечания: 1. В ППМСЦ 4-1 дошкольный возраст может быть увеличен до 7 лет, в связи с индивидуальными особенностями психического развития. 2. В ППМСЦ 4-2 и 4-3 может быть снижен нижний предел возрастной группы (соответственно до 6 и 12 лет) в связи с требованиями психокоррекционной работы.

3.4. ППМСЦ 1 координирует работу и методически руководит всей сетью рассматриваемых учреждений. Его проектирование осуществляется в соответствии с индивидуальным заданием.

3.5. ППМСЦ 2 осуществляет необходимую коррекционную работу с детьми как приходящими, так и временно проживающими в этом учреждении.

3.6. ППМСЦ 3 осуществляет психолого-педагогическую реабилитацию детей, обучающихся в общеобразовательной школе и проживающих на дому.

3.7. ППМСЦ 4-1 проводит работу по ранней коррекции детей и осуществляет психологическую подготовку к обучению в общеобразовательной школе детей, проживающих дома.

3.8. ППМСЦ 4-2 осуществляет коррекционно-развивающую работу и обучение по программе начальной общеобразовательной школы.

3.9. ППМСЦ 4-3 представляет собой учреждение интернатного типа, осуществляющее наряду с освоением школьной программы, коррекционную, психолого-педагогическую и лечебно-оздоровительную работу.

3.10. Коррекционные базы ППМСЦ 4-2 и 4-3 используются для детей, непосредственно обучающихся в данном учреждении, а также обслуживают детей и подростков, посещающих городские школы.

Возрастные границы приходящих детей и подростков не устанавливаются.

3.11. Пропускная способность ППМСЦ определяется заданием на проектирование в каждом конкретном случае в зависимости от потребности и профиля учреждения.

Вместимость учреждений, имеющих в своем составе общеобразовательную школу, рекомендуется принимать:

- для учреждения с начальной школой (1-4 классы) - не более 60 мест;

- для учреждения со средней и старшей школой (5-11 классы) - не более 250 мест.

3.12. Состав и площади помещений всех функциональных блоков ППМСЦ определяются заданием на проектирование с учетом данных Раздела 5. настоящих Рекомендаций.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ



4.1. ППМСЦ следует размещать в зависимости от их профиля в селитебной или зеленой зонах, с хорошо развитой транспортной сетью.

В селитебной зоне: ППМСЦ 3, ППМСЦ 4-1, ППМСЦ 4-2 - в муниципальных районах; ППМСЦ 2 - в административных округах. В зеленой зоне: ППМСЦ 4-3.

4.2. Размеры и составы участков определяются заданием на проектирование или проектом, с учетом положений настоящего раздела.

4.3. Участок ППМСЦ 2, имеющего стационар временного пребывания детей, включает в себя дополнительно площадки для отдыха и игр детей из расчета 60 м на 1 место в стационаре.

4.4. Площадь участка ППМСЦ 4-2 принимается из расчета на 1 учащегося школы 100-120 м.

4.5. Площадь участка ППМСЦ 4-3 принимается из расчета 140-180 м на 1 учащегося с учетом размещения на участке площадок и сооружений оздоровительного и досугового характера, обеспечивающих психотерапевтическую коррекцию.

4.6. В составе территории ППМСЦ 4-2 предусматриваются следующие зоны:

- физкультурно-оздоровительная;

- отдыха;

- хозяйственная.

4.7. В физкультурно-оздоровительной зоне рекомендуется предусматривать: комбинированную площадку для спортивных игр 60х40 м; игровую площадку двигательной коррекции 15х30 м; гимнастическую площадку 15х16 м.

4.8. В зоне отдыха площадь игровых площадок следует принимать 6-8 м на 1 учащегося из расчета одновременного присутствия 40-50% детей. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров.

На игровых площадках рекомендуется предусматривать: качели, качалки, скамейки для отдыха, столы для игр и т.п.

Примечание: Набор оборудования уточняется заданием на проектирование.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs