МГСН 4.15-98
ТСН 31-314-98 г.Москвы*
______________
* См. ярлык "Примечания"



СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


ПРЕДИСЛОВИЕ



Дата введения 1998-05-05

1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., архитектор Любомудрова К.И., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова  И.Б.), при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (зав. отделом Синякова Д.В., санитарный врач Пронина Л.И.) и НИИ охраны здоровья детей и  подростков РАМН (канд. медицинских наук Воронова Б.З., Белявская  Б.И.)

2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов   Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.)

4. СОГЛАСОВАНЫ УГПС ГУВД г.Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Московским Комитетом образования, Мосгорэкспертизой, Москомархитектурой

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Правительства Москвы от 5 мая 1998 г. N 361



1. Область применения

1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 (см. раздел 2) для г.Москвы как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г.Москвы, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих Образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Требования настоящего документа не распространяются на Дома для детей-сирот раннего возраста (до 3-х лет) и Санаторные детские дома для детей-сирот, которые должны проектироваться по индивидуальным заданиям, содержащим помимо прочих соответствующие медицинские требования.

1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию Образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.

Пункты настоящих норм, отмеченные знаком (*), являются обязательными.


2. НОРМАТИВНЫЕ  ССЫЛКИ

В настоящих нормах приведены ссылки на следующие нормативные документы:

1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения."

2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения."

 

3. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

4. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

5. СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий".

6. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

7. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".

8. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".

9. ВСН 59-88 "Электооборудование жилых и общественных зданий".

10. МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".

11. МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".

12. МГСН 1.01-97 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы".

13. МГСН 2.01-97 "Энергосбережения в зданиях".

14. МГСН 3.01-96 "Жилые здания".

3. ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в настоящих нормах обобщающе названы "Учреждениями". "Учреждения" предназначены для проживания, воспитания, обучения и обслуживания детей и подростков, лишенных попечения родителей или родственников.

Планировка зданий и помещений, их обустройство и оборудование должны способствовать созданию в учреждении семейной обстановки.

3.2. Рекомендуемая номенклатура типов "Учреждений", контингент проживающих, возраст воспитанников, вместимость учреждений приводится в таблице 3.1.

При общей вместимости более 120 мест "Учреждение" должно состоять из отделений, включающих, кроме помещений проживания и питания, также помещения первичного медицинского обслуживания.

3.3. "Учреждения"    обеспечивают    воспитанникам    следующие необходимые условия:

- проживание;

-  питание;

- воспитание и обучение;

- культурно-массовое обслуживание;

- медицинское обслуживание;

- социальную  адаптацию,  профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных склонностей и возможностей);

- административно-бытовое обслуживание.

Одной из главных задач функционирования "Учреждений" является воспитание личности, полноценного члена общества, его профессиональная подготовка, которая станет средством его существования, и психологическая подготовка его к самостоятельной жизни в обществе.

(*)3.4. В "Учреждениях" предусматриваются следующие варианты комплектования групп детей:

- в одновозрастных группах, с комплектацией групп и групп-классов из детей и подростков одного уровня развития и учебной подготовки;

- в разновозрастных группах, с комплектацией групп из детей разного возраста по принципу совместимости и образованием "семей".

Примечание. Как вариант, возможно комплектование "семей" из   одновозрастных групп.

(*)3.5. Количество этажей в зданиях следует принимать:

- в Детских домах для дошкольников - не более двух;

- в Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах - не более трех; если в состав учреждения входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше второго этажа;

- в Домах проживания молодежи - в соответствии с требованиями МГСН 3.01-96 "Жилые здания";

- учреждения типа "Приемная семья", располагаемые в жилых зданиях по согласованию с органами Государственного противопожарного надзора и органами Госсанэпиднадзора, допускается размещать на любом этаже. Предпочтительное размещение - на нижних этажах.

Примечание. На затесненных территориях в Школах-интернатах число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Государственной противопожарной службы.

(*)3.6. Ширину лестничных маршей, также как и всех эвакуационных проходов следует принимать в соответствии с пожарной безопасностью зданий и сооружений. В учреждениях типа "Приемная семья", располагаемых в жилых зданиях, ширина лестничных маршей принимается в соответствии с нормами проектирования жилых зданий, но не менее 1,35 м.

3.7. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

3.8. Высоту помещений следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89. Требования к инженерному оборудованию и другие требования, в том числе и пожарной безопасности, следует принимать в соответствии с нормами проектирования СНиП 2.08.02-89* и СНиП 2.04.01-85, СНиП 2.04.05-91, СНиП 21-01-97, ВСН 59-88, МГСН 2.01-94, а также другими нормативными документами, действующими на территории г. Москвы.

(*)3.9. Требования к внутренней среде зданий следует принимать: в Детских домах для дошкольников и дошкольных отделениях Учебно-воспитательных комплексов - в соответствии с МГСН 4.07-96; в остальных учреждениях - в соответствии с МГСН 4.06-96; в учреждениях, раcсчитанных на проживание разновозрастных "семей" в помещениях квартирного типа следует учитывать требования обоих вышеуказанных документов. Во всех учреждениях следует учитывать требования СНиП 23-05-95.

Примечание. В учреждениях типа"Приемная семья" требования к  внутренней среде необходимо в каждом конкретном случае согласовывать с органами Госсанэпиднадзора.

Таблица 3.1.

Рекомендуемые номенклатура типов "Учреждений", контингент
проживающих, возраст воспитанников, вместимость учреждений.

N

Наименование типов
 учреждений

Контингент

Возраст
лет

Вместимость
мест


1.

                               
Детские дома для дошкольников  

             
Дети-сироты  


3-7


60-80

2.

Школы-интернаты для детей:  

Дети-сироты

- с нормальным интеллектом

             

7-18

100-120


- с задержкой умственного        
развития

             

7-18

80-120


- с нарушением умственного
развития

7-18

80-100

3.

Учебно-воспитательные          
комплексы                       

Дети и подростки-сироты с нормальным интеллектом      

3-18

60-120


4.

                               
"Приемная семья"                 

Дети-сироты с нормальным интеллектом  

3-18

4-8

5.

 Дома проживания молодежи                                              

Молодежь, требующая
постинтернатской социальной адаптации

16-23

60-80


Примечания:

1. В состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных  комплексов допускается включать постинтернатские группы для подростков и молодежи в возрасте 16-23 лет, неприспособленных к самостоятельному проживанию и требующих социальной адаптации.

2. Типологическая характеристика учреждений приводится  в  Приложении 1.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ

(*)4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 50-60 м на 1 место в учреждениях для дошкольников, а также в Домах для проживания молодежи и 100-120 м на 1 место в учреждениях для школьников.

Примечания: 1. На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20%.

2. Для учреждений типа "Приемная семья", располагаемых в жилых зданиях, специальный участок допускается не предусматривать. Дети данных учреждений могут пользоваться общей территорией жилого района.

3. При расположении учреждений типа "Приемная семья" в первых этажах зданий при согласовании с органами архитектурного, санитарного и противопожарного надзора допускается пристраивать открытые прогулочные террасы.

**4.2. В составе территорий "Учреждений", за исключением учреждений типа "Приемная семья", должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:

а) зона проживания воспитанников с  расположенными  в  ней  игровыми   площадками и теневыми навесами для отдельных групп детей,  спортивными площадками;

б) зона обслуживания, в которой размещается площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;

в) зона изолятора, приемного и карантинного отделения;

г) хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения,  ремонтные мастерские, овощехранилище и т.д..

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».