МГСН 4.15-98
ТСН 31-314-98 г.Москвы*
______________
* См. ярлык "Примечания"
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дата введения 1998-05-05
1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., архитектор Любомудрова К.И., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.), при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (зав. отделом Синякова Д.В., санитарный врач Пронина Л.И.) и НИИ охраны здоровья детей и подростков РАМН (канд. медицинских наук Воронова Б.З., Белявская Б.И.)
2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.)
4. СОГЛАСОВАНЫ УГПС ГУВД г.Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Московским Комитетом образования, Мосгорэкспертизой, Москомархитектурой
5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Правительства Москвы от 5 мая 1998 г. N 361
1. Область применения
1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 (см. раздел 2) для г.Москвы как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г.Москвы, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих Образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Требования настоящего документа не распространяются на Дома для детей-сирот раннего возраста (до 3-х лет) и Санаторные детские дома для детей-сирот, которые должны проектироваться по индивидуальным заданиям, содержащим помимо прочих соответствующие медицинские требования.
1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию Образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.
Пункты настоящих норм, отмеченные знаком (*), являются обязательными.
В настоящих нормах приведены ссылки на следующие нормативные документы:
1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения."
2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения."
3. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
4. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
5. СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий".
6. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".
7. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
8. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".
9. ВСН 59-88 "Электооборудование жилых и общественных зданий".
10. МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".
11. МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".
12. МГСН 1.01-97 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы".
13. МГСН 2.01-97 "Энергосбережения в зданиях".
14. МГСН 3.01-96 "Жилые здания".
3.1. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в настоящих нормах обобщающе названы "Учреждениями". "Учреждения" предназначены для проживания, воспитания, обучения и обслуживания детей и подростков, лишенных попечения родителей или родственников.
Планировка зданий и помещений, их обустройство и оборудование должны способствовать созданию в учреждении семейной обстановки.
3.2. Рекомендуемая номенклатура типов "Учреждений", контингент проживающих, возраст воспитанников, вместимость учреждений приводится в таблице 3.1.
При общей вместимости более 120 мест "Учреждение" должно состоять из отделений, включающих, кроме помещений проживания и питания, также помещения первичного медицинского обслуживания.
3.3. "Учреждения" обеспечивают воспитанникам следующие необходимые условия:
- проживание;
- питание;
- воспитание и обучение;
- культурно-массовое обслуживание;
- медицинское обслуживание;
- социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных склонностей и возможностей);
- административно-бытовое обслуживание.
Одной из главных задач функционирования "Учреждений" является воспитание личности, полноценного члена общества, его профессиональная подготовка, которая станет средством его существования, и психологическая подготовка его к самостоятельной жизни в обществе.
(*)3.4. В "Учреждениях" предусматриваются следующие варианты комплектования групп детей:
- в одновозрастных группах, с комплектацией групп и групп-классов из детей и подростков одного уровня развития и учебной подготовки;
- в разновозрастных группах, с комплектацией групп из детей разного возраста по принципу совместимости и образованием "семей".
Примечание. Как вариант, возможно комплектование "семей" из одновозрастных групп.
(*)3.5. Количество этажей в зданиях следует принимать:
- в Детских домах для дошкольников - не более двух;
- в Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах - не более трех; если в состав учреждения входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше второго этажа;
- в Домах проживания молодежи - в соответствии с требованиями МГСН 3.01-96 "Жилые здания";
- учреждения типа "Приемная семья", располагаемые в жилых зданиях по согласованию с органами Государственного противопожарного надзора и органами Госсанэпиднадзора, допускается размещать на любом этаже. Предпочтительное размещение - на нижних этажах.
Примечание. На затесненных территориях в Школах-интернатах число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Государственной противопожарной службы.
(*)3.6. Ширину лестничных маршей, также как и всех эвакуационных проходов следует принимать в соответствии с пожарной безопасностью зданий и сооружений. В учреждениях типа "Приемная семья", располагаемых в жилых зданиях, ширина лестничных маршей принимается в соответствии с нормами проектирования жилых зданий, но не менее 1,35 м.
3.7. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
3.8. Высоту помещений следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89. Требования к инженерному оборудованию и другие требования, в том числе и пожарной безопасности, следует принимать в соответствии с нормами проектирования СНиП 2.08.02-89* и СНиП 2.04.01-85, СНиП 2.04.05-91, СНиП 21-01-97, ВСН 59-88, МГСН 2.01-94, а также другими нормативными документами, действующими на территории г. Москвы.
(*)3.9. Требования к внутренней среде зданий следует принимать: в Детских домах для дошкольников и дошкольных отделениях Учебно-воспитательных комплексов - в соответствии с МГСН 4.07-96; в остальных учреждениях - в соответствии с МГСН 4.06-96; в учреждениях, раcсчитанных на проживание разновозрастных "семей" в помещениях квартирного типа следует учитывать требования обоих вышеуказанных документов. Во всех учреждениях следует учитывать требования СНиП 23-05-95.
Примечание. В учреждениях типа"Приемная семья" требования к внутренней среде необходимо в каждом конкретном случае согласовывать с органами Госсанэпиднадзора.
Таблица 3.1.
Рекомендуемые номенклатура типов "Учреждений", контингент
проживающих, возраст воспитанников, вместимость учреждений.
N | Наименование типов | Контингент | Возраст | Вместимость |
| | |
|
|
2. | Школы-интернаты для детей: | Дети-сироты | ||
- с нормальным интеллектом |
| 7-18 | 100-120 | |
- с задержкой умственного | | 7-18 | 80-120 | |
- с нарушением умственного | 7-18 | 80-100 | ||
3. | Учебно-воспитательные | Дети и подростки-сироты с нормальным интеллектом | 3-18 | 60-120 |
| | Дети-сироты с нормальным интеллектом | 3-18 | 4-8 |
5. | Дома проживания молодежи | Молодежь, требующая | 16-23 | 60-80 |
Примечания:
1. В состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов допускается включать постинтернатские группы для подростков и молодежи в возрасте 16-23 лет, неприспособленных к самостоятельному проживанию и требующих социальной адаптации.
2. Типологическая характеристика учреждений приводится в Приложении 1.
(*)4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 50-60 м на 1 место в учреждениях для дошкольников, а также в Домах для проживания молодежи и 100-120 м
на 1 место в учреждениях для школьников.
Примечания: 1. На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20%.
2. Для учреждений типа "Приемная семья", располагаемых в жилых зданиях, специальный участок допускается не предусматривать. Дети данных учреждений могут пользоваться общей территорией жилого района.
3. При расположении учреждений типа "Приемная семья" в первых этажах зданий при согласовании с органами архитектурного, санитарного и противопожарного надзора допускается пристраивать открытые прогулочные террасы.
**4.2. В составе территорий "Учреждений", за исключением учреждений типа "Приемная семья", должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:
а) зона проживания воспитанников с расположенными в ней игровыми площадками и теневыми навесами для отдельных групп детей, спортивными площадками;
б) зона обслуживания, в которой размещается площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;
в) зона изолятора, приемного и карантинного отделения;
г) хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, ремонтные мастерские, овощехранилище и т.д..