Статус документа
Статус документа

Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ СЗЗ



2.1. Санитарно-защитная зона - это особая функциональная зона, отделяющая предприятие от селитебной зоны либо от иных зон функционального использования территории с нормативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды.

2.2. СЗЗ устанавливается в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений на границе с селитебными территориями за счет обеспечения санитарных разрывов и озеленения территории.

2.3. В СЗЗ действует режим ограниченной хозяйственной деятельности.

2.4. Основные правила установления регламентированных границ СЗЗ сформулированы в СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий. Планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (разделы 3, 4, 5) [4].

2.5. Регламентированный размер СЗЗ определяется в первую очередь классом предприятия или производства по приведенной в [4] (раздел 5) классификации. Этот класс зависит от характера производства, определяющего состав вредных воздействий, диапазон удельных выбросов и др. В ряде случаев размеры СЗЗ дифференцированы от мощности производства.

В соответствии с этой классификацией большинство производств, предприятий и объектов могут быть отнесены к одному из 5-ти классов. Для объектов (предприятий, производств), отнесенных к какому-либо из этих классов, в [4] установлены следующие размеры СЗЗ:

для объектов I-го класса - 2000 м;

для объектов II-го класса - 1000 м;

для объектов III-го класса - 500 м;

для объектов IV-го класса - 300 м;

для объектов V-го класса - 100 м.

Для отдельных производств, предприятий и объектов, не охарактеризованных в классификации [4], размеры их СЗЗ могут устанавливаться региональными или ведомственными нормативными документами, согласованными в установленном порядке МГЦ ГСЭН, а для предприятий I и II классов - Минздравом России. В дальнейшем будем называть СЗЗ, определенные в соответствии с [4] (или другим нормативным документом), - нормативными.

Если действующие на предприятии производственные процессы не сопровождаются выделением вредностей (загрязняющих веществ, шума, излучения, статического электричества и т.д.), не являются пожаро- и взрывоопасными и не требуют устройства железнодорожных подъездных путей, по решению МГЦ ГСЭН СЗЗ для него устанавливается минимальный размер СЗЗ. При размещении такого предприятия в пределах селитебной территории расстояние от границ занимаемого им участка до жилых домов следует, согласно [4], принимать не менее 50 м.

Для отдельных объектов коммунального назначения в г.Москве временно установлены размеры СЗЗ 25 м с учетом подтверждения расчетами и натурными замерами (Приложение 8).

Размер СЗЗ устанавливается с учетом возможностей перспективного развития предприятия.

2.6. Размеры СЗЗ предприятия (группы предприятий) определяются в направлении жилой застройки и других зон с нормативно определенными повышенными требованиями к качеству окружающей среды, расположенных вокруг предприятия.

При этом набор таких зон, в направлении которых устанавливаются СЗЗ для конкретного предприятия (группы предприятий), так же как и критерии их выбора (в частности, расстояния от предприятия) определяются по согласованию с территориальными органами Минздрава России в зависимости от класса предприятия.

Вопрос о необходимости установления СЗЗ в других направлениях решается по согласованию с МГЦ ГСЭН с учетом возможности строительства на соответствующих территориях жилья или возникновения других зон с нормативно определенными повышенными требованиями к качеству окружающей среды.

2.7. Если в соответствии с предусмотренными техническими решениями и расчетами загрязнения атмосферы, уровней шума и др. размеры СЗЗ для предприятия получаются больше, чем размеры, установленные [4], то необходимо пересмотреть проектные решения и обеспечить выполнение требований [4] за счет уменьшения количества выбросов вредных веществ в атмосферу, минимизации шума и других видов воздействий. Если и после дополнительной проработки не выявлены технические возможности обеспечения размеров СЗЗ, требуемых санитарными нормами, то размер СЗЗ принимается в соответствии с результатами расчета загрязнения атмосферы, уровней шума и др. и подтверждении расчетных данных натурными замерами по согласованию с МГЦ ГСЭН.

2.8. Допускается корректировка размеров СЗЗ с учетом розы ветров (при существенных румбовых отклонениях преобладающих направлений ветров) в сторону увеличения по сравнению с установленными нормативными значениями. Увеличение размеров СЗЗ за счет поправки на розу ветров рекомендуется использовать только для ограничения нового жилого строительства на территории между нормативной и откорректированной в сторону увеличения (расширения) с учетом розы ветров СЗЗ.

2.9. В соответствии с [4] уменьшение размеров СЗЗ допускается в исключительных случаях.

Размеры СЗЗ могут быть уменьшены при:

объективном доказательстве стабильного достижения уровней техногенного воздействия на окружающую среду и население ниже (либо в пределах) нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием воздушной среды и благоприятных характеристиках ПЗА;

подтверждении замерами снижения уровней шума и уровней воздействия других физических факторов в пределах селитебной территории ниже гигиенических нормативов;

перепрофилировании (реконструкции, модернизации и т.п.) предприятия с соответствующим уменьшением категории санитарной опасности объекта.

2.10. Необходимость увеличения размеров СЗЗ по сравнению с нормативными определяется:

наличием морально устаревшего технологического оборудования на действующем предприятии или его отдельных цехах, не обеспечивающего качество атмосферного воздуха селитебной территории в соответствии с нормативами;

низкой эффективностью газопылеулавливающего оборудования и отсутствием технических решений по снижению загрязнения атмосферного воздуха до гигиенических нормативов;