2.1. Проектирование и сооружение земляного полотна автомобильных дорог из золошлаковых смесей ТЭС осуществляют в соответствии с требованиями СНиП II-Д.5-72 и СНиП III-Д.5-73, а также "Инструкции по сооружению земляного полотна автомобильных дорог" ВСН 97-63*, при этом необходимо руководствоваться типовыми поперечными профилями земляного полотна.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
2.2. При сооружении земляного полотна с использованием золошлаковых смесей, относящихся к непучинистым и слабопучинистым материалам, насыпь сооружают обычными методами, без проведения дополнительных мероприятий в части устройства морозозащитного слоя и т.д.
2.3. При сооружении земляного полотна с использованием золошлаковых смесей, относящихся к пучинистым материалам, необходимо осуществить комплекс мероприятий (в соответствии с требованиями ”Указаний по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог” СН 449-72), направленный на предотвращение морозного пучения верхней части земляного полотна и связанных с ним деформаций дорожных одежд, а также деформаций, вызываемых подтоплением грунтовыми или размывом поверхностными водами нижних слоев земляного полотна.
Такой комплекс мероприятий уточняется в каждом конкретном случае и может включать:
- назначение крутизны откосов с учетом возможности использования существующих машин и механизмов для планировки, уплотнения и укрепления поверхности откосов;
- применение морозозащитных слоев в верхней части земляного полотна;
- использование дренажных устройств или капилляропрерывающих слоев;
- укладку защитных слоев на откосах насыпи земляного полотна;
- устройство берм и изолирующих слоев в основании земляного полотна;
- укрепление обочин земляного полотна и устройство требуемого водоотвода в процессе послойного возведения земляного полотна.
2.4. Морозозащитные слои целесообразно устраивать из золошлаковых смесей, обработанных цементом или известью в количестве 6-8% по массе смеси.
При назначении добавки вяжущих веществ следует учитывать, что относительная величина набухания укрепленного материала после 28-суточного твердения должна быть не более 1%, а величина относительного морозного пучения должна быть в указанные сроки твердения не более 2%.
При устройстве укрепленных дорожных оснований
2.5. Несцементированные обломочные грунты различного гранулометрического состава, пески, а также супесчаные грунты и другие материалы, укрепленные золами уноса (п.1.5, а, б) или золошлаковыми смесями (п.1.4, б), применяют в качестве оснований под различные капитальные или облегченные покрытия в разных дорожно-климатических зонах, в том числе и в зонах избыточного и значительного увлажнения (II, III зоны). Такие укрепленные материалы применяют и в качестве покрытий на дорогах IV-V категорий.
2.6. При назначении конструктивных слоев дорожных одежд из таких укрепленных материалов (п.2.5) необходимо руководствоваться примерными типами дорожных конструкций, указанными в табл.2, с учетом показателей физико-механических свойств укрепленных материалов и класса прочности (см. табл.1).
При этом расчетные значения модуля упругости принимают для I класса прочности - 8000-5000 кгс/см; для II - 5000-2500 кгс/см и для III класса прочности - 2500-800 кгс/см.
Таблица 2
Рекомендуемые типы конструкций дорожных одежд
|
| Категории дорог | |||||
Номер слоя | Конструктивные слои | Типы конструкции | I | II | III | IV | V |
|
|
| Дорожно-климатические зоны (римские цифры) | ||||
1 | Покрытие из монолитного или сборного цементобетона | II, III, IV, V | II, III, IV, V | II, III, IV | - | - | |
2 | Основание I или IIкласса прочности из несцементированных крупнообломочных материалов и грунтов (п. 3.5), укрепленных золой уноса (п. 1.5, а, б) |
|
|
|
|
|
|
1, 2, 3 | Покрытие из трехслойного асфальтобетона | II, III, IV | II, III, IV | - | - | - | |
5
| Основание I или II класса прочности из несцементированных крупнообломочных материалов и грунтов (п.3.5), укрепленных золой уноса (п.1.5, а, б)
|
|
|
|
|
|
|
1,2 | Покрытие из двухслойного горячего или теплого асфальтобетона | II, III, IV | II, III, IV | - | - | - | |
4 | Нижний слой основания I класса прочности из грунтов (п.3.5), укрепленных золой уноса (п.1.5, а, б) |
|
|
|
|
|
|
5
| Подстилающий слой основания II или III класса прочности из тех же материалов, из которых устраивается нижний слой оснований
|
|
|
|
|
|
|
1, 2 | Покрытие из двухслойного горячего или теплого асфальтобетона | - | - | III, IV, V |
|
| |
4
| Нижний слой основания II класса прочности из грунтов (п.3.5), укрепленных золой уноса (п.1.5, а, б), или из тех же грунтов, укрепленных золошлаковой смесью (п.1.4, б)
|
|
|
|
|
|
|
1, 2 | Покрытие из горячих или теплых двухслойных битумоминеральных смесей | - | - | III, IV, V | II, III, IV | - | |
4
| Нижний слой основания II или III класса прочности из тех же укрепленных материалов, из которых устраивается верхний слой основания
|
|
|
|
|
|
|
1 | Покрытие из теплого или холодного асфальтобетона | - | - | II, III, IV, V |
|
| |
1 | Покрытие из битумоминеральных смесей горячих, теплых, холодных | - | - | - | II, III, IV, V | II, III | |
1 | Двойная поверхностная обработка |
|
|
|
| II, III, IV, V |
Примечания. 1. Удельную поверхность зол уноса или золошлаковых смесей принимают в зависимости от категории дороги в соответствии с пп.3.8-3.11.
2. Приведены отдельные наиболее типичные примеры, которые не исключают возможности применения других материалов и грунтов, а также других вяжущих и добавок химических веществ в соответствии с ВСН 140-68 и ВСН 158-69.