1.1. Указания распространяются на разработку проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования и подлежат учету при эксплуатации дорог. Требования Указаний обязательны для проектирования автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения I-III категорий.
1.2. Автомобильную дорогу сооружают на долгие годы и, хотя по мере роста интенсивности движения ее реконструируют, основные черты, в первую очередь ее трасса, изменяются мало. Дорога, являясь местом труда многих людей, одним из основных элементов современного ландшафта, должна удовлетворять не только техническим, но и эстетическим требованиям.
1.3. Архитектурно-ландшафтное проектирование дорог представляет собой комплекс требований и рекомендаций, направленных на сохранение и улучшение существующего ландшафта, исторических и культурных памятников, повышение безопасности движения, снижение утомляемости водителей и пассажиров, сохранение ценных сельскохозяйственных угодий, сведение к минимуму вредного воздействия дороги на окружающую среду.
Указанных целей достигают комплексным решением следующих задач:
вписыванием дороги в ландшафт с целью улучшить удобство движения, раскрыть перед едущими местный ландшафт, предотвратить нарушение дорогой его закономерностей;
дополнением и улучшением природного ландшафта путем озеленения, планировочных и осушительных работ, оборудования и оформления дороги, создания мест отдыха водителей и пассажиров;
пространственным трассированием дороги, т.е. соблюдением требований к сочетаниям элементов трассы в пространстве, обеспечивающих ее плавность и ясность направления;
зрительным ориентированием, т.е. созданием системы таких зрительных ориентиров, которые позволяют водителям предвидеть на большом расстоянии, в том числе и за пределами видимости, изменение направления дороги и дорожных условий, а также выбрать безопасный режим движения.
Первые две задачи направлены на согласование дороги с окружающим пространством и обеспечение внешней гармоничности дороги. Решение последних двух задач обеспечивает зрительную ясность и плавность дороги (внутреннюю гармоничность дороги).
1.4. При ландшафтном проектировании экономическая оценка проектных решений выполняется по методике, изложенной в Указаниях по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог (ВСН 21-83).
Выполнение требований настоящих Указаний позволяет, как правило, снижать стоимость строительства благодаря уменьшению длины трассы за счет применения кривых в плане большого радиуса и переходных кривых больших параметров; сокращению затрат на обеспечение устойчивости земляного полотна и искусственных сооружений при обходе участков с неблагоприятными грунтово-геологическими и грунтово-гидрологическими условиями; уменьшению объема земляных работ.
Кроме этого, уменьшается автотранспортная составляющая приведенных затрат согласно ВСН 25-76 за счет роста скорости на участках с большими радиусами кривых в плане и продольном профиле и с увеличенным расстоянием видимости; уменьшения числа автомобилей для перевозки грузов с более высокими скоростями.
Уменьшается и составляющая приведенных затрат от дорожно-транспортных происшествий согласно ВСН 3-81 за счет увеличения радиуса кривых в плане и расстояний видимости; снижения продольных уклонов и тяжести дорожно-транспортных происшествий при обеспечении больших расстояний видимости.