ГОСТ 18899-73
Группа В75
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Канаты стальные
КАНАТЫ ЗАКРЫТЫЕ НЕСУЩИЕ
Технические условия
Steel wire ropes. Locked conveying wire ropes.
Specifications
ОКП 12 5100, 12 5200
Дата введения 1975-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством черной металлургии СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
К.И.Туленков, И.А.Лобанков, Н.А.Галкина, В.И.Царюк, Ю.Д.Мамаев, П.И.Хромов, Ф.С.Ревзина
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 15.06.73 N 1484
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
|
|
ГОСТ 166-89 | 3.2 |
3.9 | |
ГОСТ 1545-80 | 3.6 |
3.7 | |
4.1 | |
ГОСТ 6507-90 | 3.3 |
1.2, 1.15, 1.18, 3.8 | |
4.1 | |
3.5 | |
4.1 | |
ГОСТ 14192-96 | 4.5 |
ГОСТ 15150-69 | 4.6, 4.7 |
ГОСТ 15527-70 | 1.10 |
4.1 | |
4.1 | |
1.11 | |
ТУ 14-4-1495-88 | 1.2, 1.15, 1.18 |
(Измененная редакция, Изм. N 6).
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (февраль 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в июле 1977 г., апреле 1982 г., марте 1985 г., октябре 1987 г., декабре 1989 г. (ИУС 7-77, 7-82, 6-85, 1-88, 3-90)
ВНЕСЕНО Изменение N 6, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24.05.2001 N 19). Государство-разработчик Россия. Постановлением Госстандарта России от 17.12.2001 N 531-ст введено в действие на территории РФ с 01.03.2002 и опубликованное в ИУС N 3, 2002 год
Изменение N 6 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 2002 год
Настоящий стандарт распространяется на стальные закрытые несущие канаты общего назначения.
Обязательные требования к качеству канатов, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья населения, изложены в пп.1.13, 1.15, 1.16, 1.18, 1.20, 3.2, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8.
(Измененная редакция, Изм. N 6).
1a.1. Канаты подразделяют по признакам, приведенным в пп.1a.1.1-1a.1.4.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
1a.1.1. По способу свивки:
- нераскручивающиеся - Н;
- раскручивающиеся - Р.
(Введен дополнительно, Изм. N 3; измененная редакция, Изм. N 5).
1a.1.2. По направлению свивки:
- правому;
- левому - Л.
Направление свивки каната определяется направлением свивки проволок наружного слоя.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
1a.1.3. По механическим свойствам проволоки:
В - марки В;
I - марки I.
Для подъема и транспортирования людей следует применять канаты только марки В.
1a.1.4. По виду покрытия поверхности проволок:
- без покрытия;
- из оцинкованной проволоки:
для средних агрессивных условий работы - С,
" жестких " " " Ж,
" особо жестких " " " ОЖ.
1а.1.3, 1a.1.4. (Введены дополнительно, Изм. N 3; измененная редакция, Изм. N 5).
1.1. (Исключен, Изм. N 3).
1.2. Канаты должны изготовляться из проволоки без покрытия и оцинкованной круглой по ГОСТ 7372 и ТУ 14-4-1495, и фасонной - по нормативно-технической документации (НТД).
Канаты должны изготовляться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
1.3. Канаты изготовляют с правым направлением свивки проволок наружного слоя. Направление свивки проволок в двух верхних смежных слоях должно чередоваться.
По требованию потребителя канаты могут изготовляться с левым направлением свивки.
1.2, 1.3. (Измененная редакция, Изм. N 5).
1.4. Длина шага свивки каната не должна превышать 10-кратного диаметра каната. Длина шага свивки сердечника точечного касания должна быть не более 11-кратного диаметра соответствующего свиваемого слоя, длина шага свивки сердечника линейного касания - не более 9-кратного диаметра сердечника.
По требованию потребителя шаг свивки каната может быть увеличен до 15-кратного диаметра.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 5).
1.5. Канат должен иметь по всей длине одинаковую кратность шага свивки.
1.6. В канатах не должно быть оборванных, перекрученных и заломанных проволок.
Поверхность каната не должна иметь выступающих или запавших проволок.
1.7. Поверхность проволок каната должна быть без трещин и ржавчины; на проволоке не должно быть срезанных участков, превышающих предельное отклонение по диаметру или профилю проволоки.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 5).
1.8. Диаметр центральных проволок в канатах с сердечником точечного касания должен быть толще основных на 0,2-0,4 мм.
1.9. При свивке каната проволоки должны иметь равномерное натяжение. Все проволоки в канате должны плотно прилегать к проволокам нижележащих слоев. Зетобразные проволоки в слое должны прилегать друг к другу, образуя соединения замком. Между фасонными проволоками допускается зазор, не нарушающий замка каната.
1.10. Проволоки каната должны соединяться посредством высокотемпературной пайки или контактной стыковой электросварки. В качестве припоя должна применяться латунь марки Л060-1 по ГОСТ 15527.
Места соединений не должны быть хрупкими и утолщенными. Утолщение не должно превышать предельное отклонение по диаметру или профилю проволоки.
Расстояние между местами соединений отдельных проволок в каждом слое должно составлять не менее пяти шагов свивки.
Для канатов марки В количество соединений наружных проволок не должно быть более двух на длине 500 м каната.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3, 5).
1.11. Канаты должны быть смазаны по всем слоям.
В качестве смазок должны применяться Торсиол-55 по ГОСТ 20458, Торсиол-35, БОЗ-1 по НТД. По согласованию изготовителя с потребителем допускается применение смазки других типов.
По требованию потребителя канаты могут изготовляться в несмазанном виде.
(Измененная редакция, Изм. N 2-5).
1.12. На концы каната должно быть наложено не менее трех зажимов, предохраняющих их от расслабления, а концы проволок в торце каната должны быть соединены при помощи сварки.
1.13. Канат должен иметь равномерный диаметр по всей длине. Диаметр каната должен удовлетворять указанному в соответствующих стандартах на сортамент.
Предельное отклонение по диаметру каната от его номинального диаметра не должно быть более:
- для канатов из проволоки без покрытия;
" " " " оцинкованной.
1.14. Длина каната устанавливается в заказе. По требованию потребителя канат изготовляют определенной длины, при этом его масса не должна превышать 30 т.