Государственный горный надзор осуществляется на действующих, строящихся и реконструируемых предприятиях горнорудной и нерудной промышленности, рассолопромыслах, солепромыслах, приисках, объектах подземного транспортного строительства, спецуправлениях и спецучастках по строительству гидротехнических и специальных сооружений, обогатительных и окомковательных, агломерационных, дробильно-сортировочных, золотоизвлекательных фабриках, на заводах-изготовителях горно-шахтного оборудования повышенной опасности, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, с целью выявления и ликвидации нарушений требований правил, норм и инструкций по промышленной безопасности и отступлений от проектов, которые могут явиться причинами нанесения ущерба здоровью людей или аварий.
В соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 и Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ, в области государственного надзора за горными производствами и работами обеспечивается контроль по следующим объектам и видам работ:
- подземные, открытые и специальные горные работы (по полному технологическому циклу);
- вспомогательные работы на указанных предприятиях (кроме жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных):
- технологические автомобильные и железные дороги в пределах земельного отвода горного предприятия;
- технологический транспорт, используемый на предприятиях и объектах;
- геологоразведочные работы, выполняемые силами предприятий и организаций;
- соблюдение правил транспортировки, хранения и использования взрывчатых материалов для взрывных работ;
- пункты по изготовлению простейших и подготовке промышленных взрывчатых веществ на предприятиях их использующих;
- заводы-изготовители и ремонтные предприятия, производящие горно-шахтное оборудование повышенной опасности, а также поставляющие оборудование, приборы, машины и механизмы, используемые при взрывных работах и применяемые для изготовления простейших взрывчатых веществ;
- производственно-технологический комплекс поверхностных зданий, сооружений и объектов, находящихся на балансе предприятий;
- породные отвалы, хвосто- и шламохранилища, склады полезных ископаемых, другие склады и объекты, входящие в технологический комплекс предприятия;
- ремонтные и наладочные работы, выполняемые подрядным способом;
- специализированные организации по монтажу и наладке горно-шахтного оборудования, приборов контроля и противоаварийной защиты и по выполнению других специальных работ на указанных предприятиях;
- заводы-изготовители и ремонтные предприятия, поставляющие аппаратуру и приборы безопасности в части соответствия продукции требованиям промышленной безопасности;
- заводы-изготовители, поставляющие запасные части к оборудованию, механизмам, аппаратуре, используемых в технологическом процессе на горных объектах;
- отработанные горные выработки и естественные подземные полости, используемые для размещения в них промышленных объектов, в части безопасности их эксплуатации;
- специально созданные подземные сооружения, предназначенные для хозяйственных целей;
- военизированные горноспасательные подразделения, обслуживающие подземные рудники и другие сооружения и объекты, в части их технического оснащения и готовности к ликвидации возможных аварий;
- научно-исследовательские институты и лаборатории, использующие взрывчатые материалы в научно-исследовательских, учебных, экспериментальных и других аналогичных целях, в части соблюдения правил хранения и учета взрывчатых материалов.
- научно-исследовательские, проектные институты, научные центры, выполняющие исследовательские и проектные работы для горнорудных организаций (предприятий), испытательные сертификационные центры, осуществляющие испытания оборудования и приборов;
- подготовка специалистов по руководству горными и взрывными работами в ВУЗах и техникумах, а также подготовка рабочих кадров для опасных промышленных производств и объектов.
Нормативно-правовой основой контрольно-профилактической работы органов Госгортехнадзора России являются законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения и решения Правительства Российской Федерации, постановления Госгортехнадзора России, правила, нормы, инструкции, утвержденные Госгортехнадзором России.
Непосредственный надзор за организацией безопасного ведения работ, рациональным использованием месторождений полезных ископаемых, сохранностью взрывчатых материалов и правильным их использованием осуществляется государственными инспекторами, работа которых направляется отделом по надзору управления округа, управлением округа, территориальным управлением, Госгортехнадзором России.
Для повышения роли и ответственности инспекторского состава, а также более полного знания состояния промышленной безопасности и горного хозяйства, специфических условий отработки месторождения, более квалифицированного решения технических вопросов и улучшения совместной работы с организациями и предприятиями, каждый инспектор закрепляется за определенным (или группой) подконтрольным предприятием. При этом государственный горнотехнический инспектор должен уходить от постоянной мелочной опеки подконтрольных объектов; больше внимания уделять принципиальным вопросам, от которых зависят безопасные условия выполнения работ, в первую очередь, на организацию инженерного обеспечения, уровень и действенность ведомственного контроля, соответствие принимаемых технических решений нормам, требованиям промышленной безопасности. Особое внимание должно уделяться дополнительным мерам промышленной безопасности при разработке месторождений в сложных и специфических условиях, устранению недостатков в применяемом оборудовании и технологиях.
Для решения поставленных перед органами Госгортехнадзора задач инспекторский состав обязан:
- осуществлять контроль за выполнением законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и правовых актов Правительства Российской Федерации, приказов, постановлений и указаний Госгортехнадзора России, правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на подконтрольных предприятиях, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и ведомственной принадлежности объектов, своевременно принимать меры по устранению выявленных отступлений от требований этих документов;
- принимать активное участие в разработке мероприятий по дальнейшему улучшению состояния промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях и добиваться их выполнения;