ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000
Группа Т51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
General requirements for bodies operating product certification systems
ОКС 03.120.10
ОКСТУ 0001
Дата введения 2000-07-07
Предисловие
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России
1 РАЗРАБОТАН Научно-техническим управлением Госстандарта России, Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС)
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 апреля 2000 г. N 96-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст Руководства ИСО/МЭК 65:1996 "Общие требования к органам по сертификации продукции". По тексту стандарта даны комментарии, поясняющие применение отдельных положений Руководства ИСО/МЭК 65 в Российской Федерации
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Сертификация продукции (термин, включающий процесс или услугу) представляет собой средство обеспечения уверенности в том, что продукция соответствует требованиям, установленным в стандартах и других нормативных документах. Некоторые системы сертификации предусматривают первоначальные испытания продукции и оценку систем качества поставщика* с последующим контролем, учитывающим систему качества предприятия и испытания образцов продукции, отобранных на предприятии и в торговле, другие основываются на первоначальных испытаниях и испытаниях в ходе контроля, в то время как третьи предусматривают только типовые испытания.
________________
* В Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" вместо обобщающего термина "поставщик" применяются термины "изготовитель (продавец, исполнитель)".
Настоящий стандарт устанавливает требования, соблюдение которых обеспечивает гарантии того, что органы по сертификации действуют в системах сертификации третьей стороной последовательно и надежно, облегчая тем самым их принятие на национальной и международной основе и содействуя таким образом развитию международной торговли. Кроме того, требования, содержащиеся в настоящем стандарте, следует рассматривать как общие критерии для организаций, действующих в системе сертификации продукции. Эти требования могут быть расширены применительно к конкретным промышленным или другим секторам или если во внимание должны приниматься специальные требования, такие как охрана здоровья и безопасность*.
_________________
* В Российской Федерации требования к деятельности органа по сертификации отражаются в нормативных правовых актах Госстандарта России, определяющих правила проведения работ по сертификации в Российской Федерации и организационно-методических документах систем сертификации.
Доказательство соответствия стандартам и другим нормативным документам выражается в виде сертификатов и знаков соответствия. Системы сертификации отдельных видов и групп продукции на соответствие требованиям стандартов или других нормативных документов во многих случаях требуют документации, поясняющей их.
Несмотря на то что настоящий стандарт касается проведения сертификации продукции третьей стороной, многие из его положений могут быть также полезны для методик оценки соответствия продукции первой и второй сторонами.
На первый взгляд разнообразие систем сертификации может показаться ненужным и даже может привести в замешательство новичков в этой области и клиентов. В публикации ИСО/МЭК "Сертификация и связанные с ней виды деятельности" содержится информация основополагающего характера, которая поможет ответить на вопросы, касающиеся практики оценки соответствия в рамках мирового сообщества.
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования, которым должна соответствовать третья сторона, действующая в системе сертификации продукции, если она хочет быть признана компетентной и надежной.
Применяемый в настоящем стандарте термин "орган по сертификации" распространяется на любой орган, который действует в системе сертификации продукции. Термин "продукция" применяется в самом широком смысле и подразумевает также процессы и услуги. Термин "стандарт" обозначает и другие нормативные документы, такие как технические условия* и технические регламенты.
___________
* В Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" технические условия не относятся к нормативным документам по стандартизации.
1.2 Схема сертификации, используемая органом по сертификации* может включать в себя следующие виды действий, которые в соответствии с Руководством ИСО/МЭК 53 могут быть совмещены с контролем за производством или с оценкой и контролем за системой качества поставщика, или с тем и другим:
испытания типа или оценка типа;
испытания или контроль образцов, отобранных в торговле или со склада поставщика, или сочетание того и другого;
испытания или контроль каждой единицы продукции или конкретной продукции независимо от того, новая она или уже находится в эксплуатации;
испытания или контроль партии продукции;
оценка проекта.
______________
* В Российской Федерации органы по сертификации используют схемы сертификации, установленные в нормативных правовых актах Госстандарта России, определяющих правила проведения работ по сертификации в Российской Федерации, и организационно-методических документах систем сертификации.
Примечание - В Руководстве ИСО/МЭК 28 приведена модель системы сертификации продукции третьей стороной.
ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка
ИСО 8402-94 Управление качеством и обеспечение качества. Словарь
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
Руководство ИСО/МЭК 2-96 Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь
Руководство ИСО/МЭК 7-96 Руководящие указания по разработке стандартов, предназначенных для оценки соответствия
Руководство ИСО/МЭК 23-82 Методы указания о соответствии стандартам для систем сертификации третьей стороной
Руководство ИСО/МЭК 27-83 Руководство по проведению корректирующих мероприятий органом по сертификации в случае неправильного применения к изданию знака соответствия или в случае, когда эксплуатация изделий, имеющих знак соответствия, выданный органом по сертификации, связана с опасностью для здоровья или имущественным риском
Руководство ИСО/МЭК 28-82 Общие положения по созданию модели системы сертификации продукции третьей стороной
Руководство ИСО/МЭК 39-88 Общие требования к приемке инспекционных органов
Руководство ИСО/МЭК 53-88 Подход к применению системы качества поставщика при сертификации продукции третьей стороной
Руководство ИСО/МЭК 62-96 Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию (регистрацию) систем качества
В настоящем стандарте используют соответствующие определения Руководства ИСО/МЭК 2 и международного стандарта ИСО 8402, а также следующее определение:
поставщик: Сторона, ответственная за обеспечение того, что продукция соответствует и в случае ее применения продолжает соответствовать требованиям, по которым проведена сертификация.
4.1 Общие положения
4.1.1 Политика и процедуры, в соответствии с которыми работает орган по сертификации, а также управление ими должны осуществляться без дискриминации и на равноправной основе. Применение процедур не должно затруднять доступ заявителей к сертификации или препятствовать ему, за исключением случаев, предусмотренных настоящим стандартом.
4.1.2 Услуги органа по сертификации должны быть доступными всем заявителям, деятельность которых подпадает под область деятельности органа*. Не допускаются неправомерные финансовые или другие условия. Доступ к сертификации не должен зависеть от размера предприятия или поставщика или его членства в какой-либо ассоциации или группе, а сертификация не должна зависеть от количества уже выданных сертификатов.
__________________
* В Российской Федерации - деятельность, которая подпадает под область аккредитации органа по сертификации.
4.1.3 Критерии оценки продукции поставщика должны соответствовать критериям, установленным в стандартах, указанных поставщиком*. Требования к стандартам, применяемым для этой цели, содержатся в Руководстве ИСО/МЭК 7.
_________________
* В Российской Федерации обязательная сертификация проводится на соответствие требованиям нормативных документов, определенных в системе сертификации.
Если в отношении применения этих документов в конкретной системе сертификации требуется объяснение, оно должно быть сформулировано соответствующими беспристрастными комитетами или лицами, обладающими технической компетенцией, и опубликовано органом по сертификации*.
________________
* В Российской Федерации это функции Госстандарта России, федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, и центральных органов систем сертификации.
4.1.4 Требования, оценку и решение в отношении сертификации орган по сертификации должен ограничивать вопросами, которые относятся к конкретной рассматриваемой при сертификации области.
4.2 Организация
Структура органа по сертификации должна способствовать установлению доверия к его деятельности. В частности, орган по сертификации должен:
а) быть беспристрастным;
б) отвечать за свои решения относительно предоставления, сохранения в силе, продления*, приостановки и отмены сертификации;
___________________
* В Российской Федерации продление сертификата, как правило, осуществляется путем выдачи нового сертификата.
в) определить систему управления - комитет, группу или лицо, которые несут полную ответственность за:
1) проведение испытаний, контроля, оценки и сертификации, как это определено в настоящем стандарте;
2) формулировку политики, относящейся к деятельности органа по сертификации;
3) решения в области сертификации;
4) надзор за осуществлением своей политики;
5) надзор за финансами органа по сертификации;
6) передачу полномочий комитетам* или отдельным лицам для осуществления определенных видов деятельности от своего имени;
_____________
* В данном пункте под комитетом следует понимать структурное подразделение органа по сертификации.
7) техническое обоснование предоставления сертификации;
г) иметь документы, подтверждающие, что он имеет правовой статус*;
______________
* В Российской Федерации это документы, подтверждающие, что организация, на базе которой создан орган по сертификации, имеет статус юридического лица.
д) иметь документально оформленную структуру, которая гарантирует беспристрастность его действий, включая положения, обеспечивающие при проведении сертификации беспристрастность всех сторон, в значительной степени заинтересованных в развитии политики и принципов, касающихся содержания и функционирования системы сертификации;
е) обеспечивать уверенность в том, что каждое решение по сертификации принимает лицо (лица), которое (которые) не проводило (проводили) оценку;
ж) иметь права и обязанности, связанные с его деятельностью в области сертификации;
з) иметь соответствующие механизмы, обеспечивающие выполнение обязательств, вытекающих из проводимых операций и/или его деятельности;
и) быть стабильным в финансовом отношении и иметь ресурсы, требуемые для деятельности в системе сертификации;
к) иметь (нанимать) достаточный по численности персонал, образование, подготовка, технические знания и опыт которого позволяют выполнять под руководством старшего ответственного работника функции в области сертификации, связанные с видом, диапазоном и объемом выполняемых работ*;
_______________
* В Российской Федерации конкретные требования к персоналу, проводящему работы по сертификации, устанавливают в системах сертификации.
л) иметь систему качества, обеспечивающую уверенность в возможности органа действовать в данной системе сертификации продукции;
м) иметь политику и методики, разграничивающие деятельность по сертификации и другие виды деятельности, которыми занимается орган по сертификации;