ВСН 32-81
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО УСТРОЙСТВУ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ КОНСТРУКЦИЙ МОСТОВ
И ТРУБ НА ЖЕЛЕЗНЫХ, АВТОМОБИЛЬНЫХ И ГОРОДСКИХ ДОРОГАХ
Дата введения 1982-03-01
ВНЕСЕНА Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС) и Государственным Всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (СоюздорНИИ)
РАЗРАБОТАНА ЦНИИСом, СоюздорНИИ и ЦНИИ МПС при участии Гипротрансмоста, Ленгипротрансмоста и Союздорпроекта
УТВЕРЖДЕНА Минтрансстроем 10 ноября 1981 г. N Л-1478, МПС СССР 10 ноября 1981 г. N П-35124
СОГЛАСОВАНА Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 августа 1980 г. N НК-4407-1.
ВЗАМЕН ВСН 32-60, ВСН 107-64, ВСН 177-72
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция распространяется на проектирование и устройство гидроизоляции балластного корыта железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строений и устоев железнодорожных мостов, плиты проезжей части и тротуаров железобетонных, сталежелезобетонных, стальных с железобетонной плитой проезжей части пролетных строений и устоев автодорожных и городских мостов, путепроводов и других мостовых сооружений, а также наружных поверхностей бетонных и железобетонных водопропускных труб, подпорных стен и лотков.
Ремонт гидроизоляции железнодорожных мостов следует выполнять по нормативным документам, утвержденным МПС.
Коррозионную стойкость конструкций пролетных строений, устоев, водопропускных труб и т.д. в условиях агрессивной среды обеспечивают в соответствии с требованиями главы СНиП на проектирование защиты строительных конструкций от коррозии.
1.2. Настоящая Инструкция разработана в дополнение и развитие глав СНиП "Мосты и трубы" и "Кровли, гидроизоляция, пароизоляция и теплоизоляция".
1.3. Гидроизоляцию необходимо выполнять по проектам, разработанным с учетом настоящей Инструкции и утвержденным в установленном порядке, а в северных условиях - и с учетом "Указаний по проектированию и строительству железобетонных и бетонных конструкций железнодорожных мостов и труб северного исполнения" и "Указаний по проектированию и строительству железобетонных и бетонных конструкций автомобильно-дорожных и городских мостов и труб северного исполнения".
Гидроизоляцию, не предусмотренную настоящей Инструкцией, проектируют и устраивают в соответствии со специально разработанными нормативами.
1.4. Гидроизоляция предназначается для защиты указанных в п. 1.1. конструкций от проникновения воды, предотвращения коррозии в них бетона и арматуры и представляет собой конструктивный элемент пролетных строений мостов и водопропускных труб, выполняемый с применением различных материалов и способов производства работ.
1.5. Эксплуатационная надежность гидроизоляции и материалов, применяемых для ее устройства, должна быть обеспечена во всем интервале расчетных температур: от абсолютной максимальной до средней наиболее холодных суток, наблюдаемых в районе сооружения.
Значения расчетных температур принимают по главе СНиП "Строительная климатология и геофизика" (СНиП II-А.6-72, табл. 1, гр. 19).
В зависимости от расчетных температур по условиям работы гидроизоляционных материалов сооружение может находиться в одной из следующих климатических зон:
I - климатическая зона со средней температурой наиболее холодных суток выше минус 20°С;
II - зона со средней температурой наиболее холодных суток от минус 20° до минус 40°С;
III - климатическая зона со средней температурой наиболее холодных суток ниже минус 40°С.
1.6. Гидроизоляция должна быть:
водонепроницаемой по всей изолируемой поверхности;
водо-, био- и химически стойкой;
тепломорозостойкой и эластичной во времени и интервале расчетных температур;
эксплуатационно надежной при длительных воздействиях воды, балласта, деформаций бетона и обращающихся нагрузок, а для труб - давления грунта насыпи;
сохранять сплошность при образовании на изолируемой поверхности трещин с раскрытием, допускаемым нормами проектирования;
не содержать компонентов, оказывающих коррозионное воздействие на бетон и металл.
1.7. Гидроизоляция должна быть герметично сопряжена с бортиками балластных корыт, водоотводными и ограждающими устройствами, строповочными отверстиями, конструкциями деформационных швов, тротуарными блоками, карнизами, перилами, осветительными столбами и т.п.
1.8. Гидроизоляцию устраивают по гладкой, исключающей возможность ее прокола, поверхности предусмотренного проектом профиля. Выполненную гидроизоляцию защищают от механических и других повреждений конструктивными и технологическими мероприятиями.
1.9. Гидроизоляцию балластного корыта блоков железнодорожных пролетных строений выполняют при их изготовлении в помещениях цехов или полигонов при температуре в них не ниже плюс 5°С. Отгружаемые блоки должны сопровождаться паспортом, включающим данные о материалах и конструкции гидроизоляции и отметку о ее приемке заводской инспекцией Главмостостроя.
Гидроизоляцию блоков поперечно-члененных пролетных строений, включая плитно-ребристое пролетное строение конструкции ЦНИИС (ПРК) автодорожных мостов, можно также устраивать при их изготовлении.
При перевозке готовых блоков необходимо принимать также меры защиты, исключающие повреждение гидроизоляции.
1.10. Гидроизоляцию проезжей части автодорожных мостов, устоев, лотков, подпорных стен и водопропускных труб в построечных условиях выполняют при температуре воздуха, допустимой для принятого типа гидроизоляции. Устройство гидроизоляции оформляют актом на скрытые работы.
1.11. В проекте сооружения должен быть предусмотрен отвод воды с поверхности элементов мостового полотна, устоев и водопропускных труб. Конструкция водоотвода должна допускать возможность устройства подготовительного (выравнивающего) слоя, гидроизоляции и ее защиты механизированными способами и исключать попадание воды под гидроизоляцию.
Балластировку пути на мосту выполняют после перекрытия деформационных швов и установки решеток водоотводных устройств.
1.12. Гидроизоляцию различных типов устраивают с соблюдением правил техники безопасности, предусмотренных для соответствующих видов работ и требований пп. 8.1-8.18 настоящей Инструкции.
2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ
2.1. Материалы, применяемые для устройства гидроизоляции, должны отвечать требованиям ГОСТов и ТУ, приведенных в приложении 1 (табл. 1).
Таблица 1
|
|
| ||
| I | II | III |
|
Расчетная температура, °С |
|
|
|
|
Марка мастики | Ю-I | Ю-II | С-3 | - |
Температура размягчения по методу "кольцо и шар", °С, не ниже |
|
|
| |
Глубина проникания иглы 0,1 мм: |
|
|
|
|
при +25°С, не менее | 35 | 50 | 100 | |
при 0°С, не менее | 10 | 15 | 25 | |
Растяжимость при +25°С, см, не менее | 2 | 3 | 4 | |
Температура хрупкости по Фраасу, °С, не выше |
|
|
|
|
Хладостойкость. Отсутствие трещин при изгибе образца, выдержанного в хладоагенте (сухой лед + спирт) 30 мин, на шаблоне с радиусом кривизны 250 мм при температуре, °С, не менее |
|
|
| Изгибается образец со слоем мастики толщиной 1 мм, нанесенной на полоску гидроизола размерами 150х50 мм |
Теплостойкость. Отсутствие стекания мастики с образца, выдержанного 2 ч в термостате при температуре, °С |
|
|
| Испытывается слой мастики, нанесенной на полоску гидроизола размерами 100х50 мм, вертикально подвешенную в термостате |
2.2. Гидроизоляционные материалы должны удовлетворять назначению и условиям работы гидроизоляции в конструкции и соответствовать строительно-климатической зоне ее применения.
2.3. Применяемые для устройства гидроизоляции грунтовки приготавливают на месте с соблюдением составов и технологии, приведенных в приложении 1 (табл. 2).
2.4. Марки битумных мастик назначают в зависимости от климатической зоны расположения сооружения. Физико-механические показатели мастик приведены в табл. 1, составы - в приложении 1 (табл. 3).
Таблица 2
|
| Клей каучу- |
| |
| тиоко- | битумно- | СВ-1 |
|
Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-1, с |
|
|
| |
Жизнеспособность, ч | 2-3 | 24 | - | |
Предел прочности при разрыве, кгс/см, не менее |
|
|
| |
Относительное удлинение, %, не менее | 200 | 200 | 430 | |
Сцепление с поверхностью, кгс/см, не менее: |
|
| На равномерный отрыв | |
загрунтованного бетона | 7 | - | 6 |
|
рулонной резины | - | - | 1,6 |
|
Водонасыщение образцов, находящихся в воде трое суток, не более: |
|
|
|
|
% | 3 | - | - |
|
г/м | - | 2 | - | ГОСТ 2678-76 |
Температура хрупкости, °С, не выше | -45 | - | -64 | |
Гибкость образца толщиной 2,5 мм на стержне диаметром 10 мм: не должно быть трещин при температуре, °С |
|
|
|
|
2.5. Армирующие стеклянные, льно-джуто-кенафные материалы должны иметь физико-механические показатели, приведенные в приложении 1 (табл. 4); допускается применение армирующих материалов по другим техническим условиям со свойствами, близкими к указанным.
Таблица 3
|
|
| |
|
| битумно-хлор- |
|
Содержание растворителя, %, не более |
|
| Навеску мастики (10 г) в фарфоровой чашке 50 мм высушивают в термостате при 40-50°С |
Скорость высыхания на поверхности бетона, мин: |
|
| Фиксируют появление паутинообразных нитей на поверхности пальца |
до начала отлипа | 6-7 | - |
|
до прекращения отлипа | 9-10 | - |
|
Температура хрупкости по Фраасу пленки из мастики, выдержанной в течение семи суток с момента ее нанесения, °С, не выше | -40 | -40 | Испытывается двухслойно нанесенная пленка мастики толщиной 1 мм |
Хладостойкость. Отсутствие трещин при изгибе образца, выдержанного в хладоагенте (сухой лед плюс спирт) 30 мин на шаблоне с радиусом кривизны 250 мм при температуре, °С, не менее | -40 | -40 | Изгибается образец со слоем мастики толщиной 1 мм, нанесенной на полоску гидроизола размерами 150х50 мм |
Сопротивление отрыву бетонных образцов, склеенных мастикой на площади 3х3 см и испытанных через семь суток, кгс, не менее | 15 | 40 | Соприкасающиеся поверхности бетонных призм размерами 5х3х1,5 см покрывают за два приема с интервалом 15 мин слоем мастики толщиной 1 мм |
Сопротивление отрыву образцов рулонного материала, склеенных мастикой на площади 3х3 см и испытанных через семь суток, кгс, не менее | 7 | - | Полоски рулонного материала шириной 30 мм склеивают слоем мастики толщиной 1 мм |
Льно-джуто-кенафные ткани следует обрабатывать масляными антисептиками в соответствии с приложением 2 и в составе гидроизоляции на железнодорожных мостах применять по согласованию с МПС.
Таблица 4