1.1. Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств разработаны во исполнение постановления Госстроя России от 11.02.98 N 18-15 "О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" и устанавливают порядок пересмотра действующих и разработки новых сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и технологических автотранспортных средств*, с целью соблюдения организациями-разработчиками единого порядка их разработки и подготовки к обработке на машинных носителях (в дальнейшем изложении: "Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин").
_______________
* Под технологическими автотранспортными средствами имеются в виду автомобили, прицепы, полуприцепы и пр., используемые для доставки строительных материалов и конструкций на строительную площадку, для перевозки грунта и строительного мусора, а также для перебазировки строительных машин.
Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин разрабатываются в уровне цен по состоянию на 01.01.2000 года.
Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин комплектуются в сборники, которые утверждаются в установленном порядке. Сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации, и применяются в обязательном порядке в строительстве, осуществляемом с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В случае финансирования строительства из других источников, применение указанных сметных норм и расценок на эксплуатацию машин носит рекомендательный характер.
Порядок разработки сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, установленный настоящими методическими указаниями, является обязательным для всех организаций-разработчиков сметных нормативов.
1.2. Сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин подразделяются на: федеральные, территориальные и отраслевые.
Федеральные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, разрабатываемые в уровне цен для базового района страны (Московской области), утверждаются и вводятся в действие Госстроем России, с включением в Перечень действующих нормативных документов в строительстве и являются основой для разработки сборников федеральных единичных расценок.
Территориальные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, включающие в свой состав полный набор машин, применяемых в соответствующем регионе, разрабатываемые для административно-территориальных единиц Российской Федерации (регионов), утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации, регистрируются в Госстрое России в соответствии с руководящими документами по строительству (РДС 10-202-94) и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
Территориальные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных образованиях.
Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, включающие в свой состав полный набор машин, используемых на объектах специализированных видов строительства (водохозяйственное, горнокапитальное, транспортное, энергетическое, строительство газо- нефтепроводов, объектов связи и т.п.), утверждаются министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами (далее - федеральные органы и отраслевые структуры), представляются на заключение (согласование) в Госстрой России в соответствии с РДС 10-201-94 и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, разработанные и утвержденные федеральными органами и отраслевыми структурами, после согласования с Госстроем России могут быть включены в Федеральный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию машин.
Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, привязанные к местным условиям строительства, предназначены для составления сметной документации по специализированным стройкам.
1.3. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин предназначаются для разработки единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные работы, а также по монтажу технологического оборудования; для определения сметных затрат на объекте, когда продолжительность эксплуатации машин определяется по проекту производства работ или проекту организации строительства; для взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации с учетом положений, изложенных в п. 1.5.
1.4. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин разрабатываются с учетом их дифференциации по типоразмерным группам, устанавливаемым по основному техническому параметру для данного вида машин (для экскаваторов - вместимость ковша, для бульдозеров - мощность, для кранов - грузоподъемность и т.д.). Сметные нормы и расценки формируются как средневзвешенная величина по маркам (моделям) машин, входящим в типоразмерную группу. Отбор машин-представителей по маркам (моделям) производится с учетом выполняемых с их применением объемов работ и уровня производительности с прогнозом на период действия сметных нормативов.
1.5. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин содержат прямые затраты, в состав которых помимо эксплуатационных затрат включены накладные расходы и сметная прибыль, начисленные на показатели оплаты труда рабочих, занятых на ремонте и техническом обслуживании, замене быстроизнашивающихся частей и перебазировке машин (в расценках на автотранспортные средства учитываются также накладные расходы и сметная прибыль, начисляемые на показатели оплаты труда водителей). Порядок начисления накладных расходов и сметной прибыли, включаемых в состав расценок, приведен в п.п. 4.2, 4.3, 4.8 Методических указаний.
Накладные расходы и сметная прибыль на показатели оплаты труда машинистов строительных машин начисляются дополнительно при определении сметной стоимости строительства и осуществлении взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации.
Накладные расходы принимаются по индивидуальной норме для конкретной организации (подразделения строймеханизации) или по укрупненным нормативам по видам строительства и видам строительных и монтажных работ, приведенным в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-4.99) и Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99), утвержденных постановлениями Госстроя России от 17.12.99 N 76 и от 17.12.99 N 78.
Порядок разработки индивидуальных норм накладных расходов приведен в п.п. 3.6 - 3.9 МДС 81-4.99.
Сметная прибыль учитывается в порядке, установленном п. 3.1.7 МДС 81-1.99.
При разработке норм и расценок на эксплуатацию машин не учитываются налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.
1.6. Нормативные показатели сметных норм и расценок исчисляются в расчете на 1 машино-час среднесменного времени эксплуатации машин, которое включает:
- время участия машин в выполнении технологических операций, в т.ч. для автотранспортных средств - время их перемещения с базы механизации (строительной площадки) на строительную площадку (базу механизации);
- время замены быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента и сменной рабочей оснастки;
- время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;
- время технологических перерывов в работе машин при выполнении строительно-монтажных работ;
- время подготовки машин к работе и их сдачи по окончании работы;
- время на ежесменное техническое обслуживание машин;