Статус документа
Статус документа

Пособие к МГСН 4.05-95 Школы-интернаты для детей-инвалидов (Разделы 1-5)

3.1. Функциональные требования

     

Функциональные требования - это требования к функционально-планировочной организации здания и к функциональному зонированию территории. Для детских учреждений требование необходимой изоляции отдельных групп детей - одно из самых важных. Наиболее жесткие требования обособления предъявляются к спальным помещениям (помещениям проживания), в частности их не допускается проектировать проходными.

Существенным элементом функционального зонирования и функциональной взаимосвязи отдельных групп помещений школ-интернатов являются так называемые "нейтральные зоны" - планировочные элементы здания, не принадлежащие ни к одной основной функциональной группе помещений. Как правило, в нейтральной зоне располагаются горизонтальные и вертикальные коммуникационные развязки - вестибюли, холлы, лестницы, пандусы, лифты.

На Рис. 3.1 приводится принципиальная схема функциональной взаимосвязи отдельных групп помещений школы-интерната для детей-инвалидов, все группы помещений которой достаточно изолированы и одновременно удобно связаны между собой через нейтральную зону. На практике обеспечить всем группам помещений необходимую   обособленность   достаточно   сложно.   Поэтому   допустимо некоторые   группы   помещений,   исключая   спальные,   предусматривать проходными.       Наиболее      безболезненно      для      нормального функционирования учреждения проходными могут быть административно-бытовые, медицинские помещения и помещения учебно-профессиональной подготовки.

На Рис.3.2 приводятся примеры некоторых возможных объемно-планировочных решений школ-интернатов для детей-инвалидов, в которых связь по первому этажу предусматривается через коридоры административно-бытовых и медицинских помещений.

В рамках приведенных примеров возможно решение, когда связывающий отдельные группы коридор остается незастроенным, а административно-бытовые помещения выносятся в отдельный блок или даже в отдельный корпус. С функциональной точки зрения это решение более чистое. Но это менее рациональный прием, поскольку значительно усложняется конфигурация здания, удлиняются функциональные связи и увеличивается стоимость строительства и эксплуатации.

Приведенные на Рис. 3.2 схемы иллюстрируют некоторые примеры возможных объемно-планировочных решений в рамках технологических требований. Возможны принципиально другие решения с соблюдением необходимых требований технологии.

Функциональное зонирование территории детских учреждений имеет свою специфику. Согласно МГСН 4.05-95 (п. 4.2) на территории школы-интерната для детей-инвалидов должны быть выделены следующие основные зоны:

- зона проживания и обучения с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, спортивными площадками;

- зона обслуживания с площадкой при кухне;

- зона изолятора, приемного и карантинного отделений;

- зона огорода, ягодника, живого уголка;

- хозяйственная зона.

На основании требований МГСН 4.05-95 расчетный показатель площади участков (п. 4.1) составляет 140-160 м на одного ребенка при вместимости менее 160 мест и 120-140 м на 1 место при вместимости свыше 160 мест. Таким образом, для учреждений вместимостью 150-160 мест, наиболее распространенных в практике проектирования, общая площадь участка составит 2, 2-2, 4 га.

Как показывает практика, подобрать участок такого размера в московских условиях довольно затруднительно. Поэтому допустимо использовать следующие возможности уменьшения территории:

- сокращение площади на 15-20%    (Примечание к п. 4.1 МГСН 4.05-95);

- сокращение общей вместимости учреждения; при этом возможно разделение учреждений на 2 типа: учреждений, приближенных к месту проживания (для приходящих детей), и учреждений, вынесенных за пределы города (для детей-сирот);

- повышение этажности здания до четырех в соответствии с п. 3. 6 (Примечание);

- максимально возможное использование подземного пространства для хозяйственно-административных помещений.

Важный вопрос - размещение игровых групповых площадок с теневыми навесами. Учитывая, что численность детей в группах относительно небольшая (6-8 человек для дошкольников и 8-12 для школьников), игровые площадки в целях экономии территории целесообразно блокировать (на 2-4 группы). При этом количество площадок зависит от конкретного возрастного состава детей школы-интерната. Группы для дошкольников должны быть обеспечены площадками полностью; игровые площадки для детей школьного возраста могут обеспечивать только 40-50% этого контингента учеников.

Изолятор и приемно-карантинное отделение предпочтительно располагать в отдельном корпусе со своей зоной участка, обеспеченной удобным подъездом. Этот корпус должен быть по возможности отдален от спальных помещений и игровых площадок и удобно связан с кухней.

Площадка при кухне может быть совмещена с хозяйственной зоной, входить в ее состав.

В состав сооружений рекомендуется включать аэросолярий, который должен быть размещен в окружении зелени и ориентирован на юг или восток.

Кроме  групповых  игровых  площадок  на  участке  рекомендуется предусматривать общую лечебно-игровую площадку, в которой наряду с игровыми элементами, в зависимости от профиля учреждения могут размещаться устройства, имеющие лечебное назначение (см. Приложение).

В зоне огорода-ягодника, живого уголка возможно предусматривать теплицы.

На участок предусматривают два въезда - главный и хозяйственный. При этом подъезд к приемно-карантинному отделению и изолятору может быть предусмотрен как с главного, так и с хозяйственного въезда. При приемно-карантинном отделении следует предусмотреть возможность кратковременной стоянки и разворота автомашины.   Длительная   стоянка   автотранспорта   предусматривается  в хозяйственной зоне, в которой могут располагаться гараж, мойка и т.п.

Для требуемого противопожарными нормативами объезда вокруг здания не обязательно использовать дороги с твердым покрытием. Такой объезд может быть предусмотрен через газоны, а также через участки с гравийным покрытием.