МГСН 4.05-95
ТСН 31-305-96 г.Москвы*
______________
* См. ярлык "Примечания"

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ


МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


Школы-интернаты для детей-инвалидов

Дата введения 1996-01-01


ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.), при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (санитарные врачи Пронина Л.И., Добышев К.А.).

2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).

4. СОГЛАСОВАНЫ: УГПС ГУВД г. Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Департаментом образования г. Москвы.

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 30 ноября 1995 г. N 1143-РЗП.          

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 (см. раздел 2) для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение и уточнение к федеративным нормативным документам в строительстве, в т. ч. по проектированию общественных зданий и среды жизнедеятельности инвалидов, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих школ-интернатов для детей-инвалидов.

1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию школ-интернатов для детей-инвалидов.

1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.

Пункты настоящих норм, отмеченные знаком  *) являются обязательными.     

2. Нормативные ссылки


2.1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".

2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".

2.3. СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы".

2.4. СНиП 2.07.01-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений".

2.5. ВСН 62-91 "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".     

3. Основные положения


3.1. Рекомендуемая номенклатура типов школ-интернатов для детей и подростков с недостатками физического и умственного развития и уровень обеспечиваемого воспитанникам образования приводятся в таблице 3.1.     

Таблица 3.1.

Рекомендуемые номенклатура типов школ-интернатов,
контингент воспитанников и уровень даваемого образования

№№

Назначение школы-интерната

Уровень даваемого образования

1.

Для умственно отсталых детей

Неполное среднее

2.

Для слепых и слабовидящих детей

Полное среднее

3.

Для глухих и слабослышащих детей

Полное среднее

4.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Полное среднее

5.

Для детей больных сколиозом

Полное среднее

6.

Для детей с недостатками речи

Неполное среднее


3.2. В школах-интернатах для инвалидов, как правило, содержатся дети школьного возраста: в учреждениях, обеспечивающих неполное среднее образование (девятилетнее) - 7-16 лет; полное среднее (одиннадцатилетнее) - 7-19 лет.

Примечания:

1. С учетом недостатков физического и умственного развития сроки обучения и возраст детей и подростков, пребывающих в школах-интернатах, могут быть увеличены и в соответствии с заданием на проектирование в состав школ-интернатов для инвалидов могут быть включены дошкольные отделения для детей 3-7 лет.

2. В школах-интернатах для умственно отсталых детей могут быть организованы группы-классы, в которых детям-инвалидам 2-19 лет обеспечивается только начальное образование.     

3.3. Школы-интернаты, как правило, обеспечивают круглосуточное пятидневное пребывание воспитанников. В некоторых случаях в интересах детей допускается только дневное пребывание воспитанников. При наличии сирот, школы-интернаты обеспечивают им круглогодичное пребывание в учреждении, включая выходные дни и школьные каникулы.

3.4.*)  Школы-интернаты для детей с недостатками физического или умственного развития должны обеспечивать воспитанникам следующие виды обслуживания:

- проживание;

- питание;

- санитарно-гигиеническое обслуживание;

- воспитание, обучение;

- культурно-массовое обслуживание;

- медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию);

- социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей);

- административно-бытовое обслуживание.

3.5.*) Все типы школ-интернатов, за исключением школ для слепых и слабовидящих детей, должны быть рассчитаны на пребывание инвалидов-колясочников. Ориентировочное расчетное число колясочников в школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата следует принимать 20-30% от вместимости, в остальных типах учреждений - 2-3% от вместимости.

Примечание:

Школы-интернаты, также как и все остальные учреждения, должны быть рассчитаны на посетителей-инвалидов, пользующихся колясками.          

3.6. Количество этажей в зданиях, как правило, следует принимать не более трех. В случаях, если в состав школ-интернатов входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше второго этажа.

Примечание:

На затесненных территориях в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для глухих и слабослышащих, для детей больных сколиозом, для детей с недостатками речи число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Госпожнадзора.     

3.7. При числе этажей более двух школы-интернаты должны быть оборудованы лифтами по расчету. В двухэтажных зданиях школ-интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата наличие лифтов обязательно; в остальных типах школ-интернатов  наличие лифтов определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. В школах-интернатах для детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата кроме лифтов следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:10 с ограждающими конструкциями со всех сторон, имеющими предел огнестойкости не менее 2-х часов.

Ширина лестничных маршей и пандусов в школах-интернатах для детей-инвалидов должна быть не менее 1,8 м.

3.8. Вместимость школ-интернатов, состав и площади их помещений должны в каждом конкретном случае определяться заданием на проектирование.

При общей вместимости более 160 мест учреждение должно состоять из отдельных блоков (отделений), включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также учебного и первичного медицинского обслуживания.

Актовый и спортивный залы, а также бассейн следует предусматривать общими на все учреждение.

3.9. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

3.10.*) Во всех помещениях необходимо предусмотреть устройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе передвигающихся на колясках.

       3.11.*) В учреждениях для детей с нарушениями зрения следует предусматривать предупреждающую информацию о приближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия дорожек, рельефными полосами, защитными ограждениями и др. для облегчения ориентации детей в пространстве.

3.12.*) Высоту помещений, требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии с нормами проектирования "Общественные здания и сооружения", "Противопожарные нормы", "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения", а также другими нормативными документами, действующими в г. Москве.     

4. Требования к размещению, участку и территории


4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 140-160 кв. м на 1место при вместимости до 160 мест и 120-140 кв. м на 1 место при вместимости свыше 160 мест.

Примечание:

На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20%.     

4.2.*) В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:

а) зона проживания и обучения детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, спортивными площадками;

б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;

в) зона изолятора, приемного и карантинного отделений;

г) зона огорода, ягодника, живого уголка;

д) хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д.

Примечание:

На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями школ-интернатов, при условии выполнения требований действующих нормативных документов.     

4.3. Площадь игровых площадок принимается 6-8 кв. м на одного ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв. м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков для дошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол, должны быть закрыты с трех сторон и ориентированы на солнечную сторону. Возможно блокирование игровых площадок и теневых навесов, относящихся к одной жилой секции (п. 5.6).

4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:

- для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также площадка для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, пролезания), скамейки для отдыха;

- для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.

Примечания:

1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

2. К песочным дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр.     

4.5. На территории школ-интернатов, за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, необходимо предусматривать физкультурную и спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т.п. Эти площадки должны располагаться вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста.

Размеры спортивных площадок рекомендуется принимать: для настольного тенниса - 2,8х1,5 м; для волейбола - 9х18 м; для футбола - 40х60 м; для бадминтона - 13,5х6 м; для физической культуры - 80-100 кв.м. Набор площадок и их размер определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

4.6. Огород-ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп детей из расчета: огород-ягодник - 0,4-0,6 кв.м на одного ребенка, площадка для живого уголка - 0,2-0,4 кв.м на одного ребенка.

4.7. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 40% площади участка.

4.8. Вопросы размещения школ-интернатов для детей-инвалидов в системе застройки населенных пунктов, удаления от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий, следует решать в соответствии с градостроительными требованиями нормативных документов, действующих на территории г. Москвы и ЛПЗП.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs