Статус документа
Статус документа

ГОСТ 11928-83

Группа Г84


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


СИСТЕМЫ АВАРИЙНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЕЙ И ГАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Общие технические условия

System of emergency prevention signaling and protection of automation diesel and gaseous engines. General technical requirements

  

МКС 27.020     

ОКП 31 2000

Дата введения 1984-01-01


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.01.83 N 412

3. ВЗАМЕН ГОСТ 11928-66

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, раздела, приложения

ГОСТ 4.367-85

2.9.2

ГОСТ 12.2.007.0-75

Разд. 7

ГОСТ 10150-88

Разд. 5

ГОСТ 10448-80

3.1, 4.1.1

ГОСТ 11102-75

2.6.3, 2.9.1, приложение

ГОСТ 12997-84

2.6.6

ГОСТ 13053-76

2.7.3

ГОСТ 14228-80

Вводная часть, 1.6, 1.7, 1.8

ГОСТ 15150-69

2.8.4

ГОСТ 19176-85

Приложение

ГОСТ 20439-87

2.9.5



5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

6. ИЗДАНИЕ (май 2004 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1988 г. (ИУС 11-88)


Настоящий стандарт распространяется на автоматические системы аварийной и аварийно-предупредительной сигнализации и защиты (далее - системы сигнализации и защиты) судовых, тепловозных и промышленных дизелей и газовых двигателей, в том числе предназначенных для агрегатов: дизель-редукторов, дизель-генераторов, газомотокомпрессоров и т.п. (далее - двигателей), автоматизированных по ГОСТ 14228.

Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении.

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Системы сигнализации и защиты в зависимости от выполняемых функций подразделяют на следующие типы:

САСЗН - система аварийной сигнализации и неотключаемой защиты;

САСЗО - система аварийной сигнализации и отключаемой защиты;

СПАСЗН - система аварийно-предупредительной сигнализации и неотключаемой защиты;

СПАСЗО - система аварийно-предупредительной сигнализации и отключаемой защиты.

1.2. Энергия питания систем сигнализации и защиты - механическая, электрическая, пневматическая, гидравлическая и т.д.

Конкретный вид энергии питания или их сочетание устанавливают в стандартах и технических условиях на двигатели конкретных типов.

1.3. Системы сигнализации и защиты типов САСЗН и САСЗО контролируют аварийные значения параметров двигателей, по достижении которых осуществляют аварийную сигнализацию и аварийную защиту (остановку) двигателей.

Системы сигнализации и защиты типов СПАСЗО и СПАСЗН, помимо аварийных значений, контролируют предупредительные значения параметров двигателей, по достижении которых осуществляют предупредительную сигнализацию и, при необходимости, предаварийную защиту (изменение режима работы двигателей без их останова), если она предусмотрена в конструкции двигателей.

Системы сигнализации и защиты типов САСЗО и СПАСЗО оборудуют или в них предусматривают возможность подсоединения специального органа управления для отключения защиты в экстренных (аварийных) случаях.

1.4. Системы сигнализации и защиты всех типов должны контролировать аварийные значения следующих основных параметров двигателей:

давление смазочного масла на входе в двигатель - двигателей всех назначений;

частота вращения коленчатого вала - двигателей мощностью 30 кВт и более;

температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя - двигателей с жидкостным охлаждением;

температура смазочного масла на выходе из двигателя и (или) по согласованию изготовителя с потребителем на входе в двигатель - для двигателей всех назначений.

Примечание. Перечень основных параметров допускается уточнять и дополнять в стандартах и технических условиях на двигатели конкретного типа.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.5. Системы сигнализации и защиты типа СПАСЗО всех двигателей должны контролировать предупредительные значения основных параметров, указанных в п.1.4 (исключая частоту вращения), и дополнительных параметров, установленных в стандартах и технических условиях на двигатели конкретного типа.

1.6. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 2-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4 и 1.5, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем управления, в том числе невыполнение автоматизированных операций пуска и (или) останова двигателей.

1.7. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 3-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4-1.6, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем и агрегатов, обеспечивающих автоматизированное или автоматическое обслуживание двигателей.

1.8. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 4-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4-1.6 или 1.4-1.7, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем централизованного управления и контроля, а также систем автоматизированного или автоматического технического диагностирования основных частей или узлов двигателей.

1.9. Предупредительные и аварийные значения контролируемых параметров, по достижении которых осуществляется сигнализация и защита (предаварийная защита), должны соответствовать указанным в таблице предельным отклонениям этих параметров.

Конкретные предупредительные и аварийные значения параметров должны быть указаны в техническом описании и инструкции по эксплуатации двигателей.

Наименование
контролируемого параметра

Предельное отклонение контролируемого параметра, %, не более

Предупре- дительное значение

Аварийное значение

Минимальное давление смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива

-25

-50

Минимальный уровень смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива

-25

-50

Максимальная температура смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива, подшипников, головок цилиндров, выпускных газов*

+10

+20

Максимальное давление газов в картере

+15

+25

Номинальная частота вращения коленчатого вала

-

+20

_______________     

* В градусах Цельсия.

1.10. Условное обозначение систем сигнализации и защиты в технических условиях на двигатели должно состоять из слова "система", обозначения типа системы (п.1.1) и обозначения настоящего стандарта.

Пример условного обозначения системы типа СПАСЗО:

Система СПАСЗО по ГОСТ 11928-83


Примечание. Дополнительно в технических условиях на двигатели указывают номенклатуру контролируемых параметров, тип примененного комплектного устройства и общее число его каналов.

1.9, 1.10 (Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Общие положения

2.1.1. Системы сигнализации и защиты двигателей следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.1.2. Системы сигнализации и защиты судовых двигателей, находящихся под надзором Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР, помимо требований настоящего стандарта, должны соответствовать также Правилам этих организаций.

     2.2. Требования к функционированию

2.2.1. Системы сигнализации и защиты всех типов при достижении аварийных значений контролируемых параметров должны выполнять следующие операции:

появление (одновременно или по вызову) и запоминание визуальных расшифровывающих аварийных сигналов;

формирование обобщенных визуального аварийного и (или) звукового сигналов (по требованию потребителя);

аварийную защиту двигателя.

2.2.2. Системы сигнализации и защиты типа СПАСЗО при достижении предупредительных значений контролируемых параметров должны выполнять следующие операции:

появление и запоминание визуальных расшифровывающих предупредительных сигналов;

формирование обобщенных сигналов - визуального предупредительного и (или) звукового (по требованию потребителя);

предаварийную защиту (при необходимости, см. п.1.3).

Примечание. По согласованию с потребителем системы сигнализации и защиты допускается изготовлять без операции запоминания визуальных расшифровывающих предупредительных сигналов.

2.2.3. Возврат систем сигнализации и защиты в исходное состояние при восстановлении рабочих значений параметров после появления аварийных сигналов должен осуществляться посредством ручной разблокировки систем и (или) устройств защиты.

2.2.4. В системах сигнализации и защиты должна быть обеспечена возможность проверки исправности расшифровывающей сигнализации.

По требованию потребителя при остановленном двигателе должна быть также обеспечена возможность проверки функционирования всей системы сигнализации и защиты.

2.2.5. Системы сигнализации и защиты двигателей с автоматическим или дистанционным автоматизированным управлением и с навесными насосами должны выполнять необходимые блокировки цепей параметров давления на период пуска, останова и реверсирования двигателей.

2.2.6. В системах сигнализации и защиты всех типов при выполнении операций, указанных в пп.2.2.1, 2.2.2 и 2.2.5, допускается по согласованию между предприятием - изготовителем двигателей и потребителем устанавливать временные задержки, исключающие возникновение ложных сигнализации и аварийной защиты.

2.3. Требования к визуальной сигнализации

2.3.1. Визуальная сигнализация в системах сигнализации и защиты должна осуществляться посредством световых индикаторов (электрических ламп, табло, светодиодов и т.п.).

По согласованию с потребителем для визуальной сигнализации допускается использовать бленкеры и (или) механические указатели.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»