Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 апреля 2012 года N 99-пр


Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности в Хабаровском крае"

(с изменениями на 29 августа 2013 года)


__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 27 декабря 2013 года N 469-пр

__________________________


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 6 февраля 2013 года N 9-пр
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 мая 2013 года N 114-пр
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 августа 2013 года N 247-пр
     ________________________________



В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях улучшения экологической ситуации в Хабаровском крае Правительство края

постановляет:

Утвердить прилагаемую государственную целевую программу Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае".



Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт



УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 06 апреля 2012 года N 99-пр


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности в хабаровском крае"

(с изменениями на 29 августа 2013 года)


ПАСПОРТ
государственной целевой программы Хабаровского края "Охрана окружающей среды
и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае"

     

Наименование государственной целевой программы Хабаровского края

- государственная целевая программа Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

- министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства края;

министерство строительства края;

министерство промышленности и транспорта края;

министерство экономического развития и внешних связей края;

управление ветеринарии Правительства края;

комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса;

управление гражданской защиты Правительства края;

краевое государственное казенное учреждение "Служба по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края";

краевое государственное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края";

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау МДФ" (по согласованию);

открытое акционерное общество "Дальлеспром" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью совместное предприятие "Аркаим" (по согласованию);

открытое акционерное общество "Амурметалл" (по согласованию);

открытое акционерное общество "Хабаровский НПЗ" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Сталкер" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Бриз" (по согласованию)

Цель Программы

- улучшение экологической ситуации в крае

Задачи Программы

- снижение негативного воздействия на окружающую среду;

сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;

формирование экологической культуры населения

Долгосрочные краевые целевые Программы

- краевая целевая программа "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае на период до 2020 года"

Основные мероприятия Программы

- развитие краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды;

снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

совершенствование системы экологического надзора и нормирования;

предотвращение негативного воздействия на окружающую среду с сопредельных территорий;

развитие сети особо охраняемых природных территорий краевого значения;

сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, мест их обитания;

охрана особо охраняемых природных территорий краевого значения и животного мира;

экологическое просвещение населения и вовлечение в деятельность по охране окружающей среды

Показатели (индикаторы) Программы

- объем образованных отходов всех классов опасности на единицу валового регионального продукта (далее - ВРП);

доля площади территории Хабаровского края, занятой особо охраняемыми природными территориями (далее также - ООПТ) всех уровней, в общей площади территории Хабаровского края;

доля твердых бытовых отходов (далее также - ТБО), захораниваемых на объектах размещения отходов, отвечающих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;

количество построенных объектов размещения твердых бытовых отходов;

доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления;

количество введенных в эксплуатацию пунктов обезвреживания биологических отходов;

количество ликвидированных объектов прошлого экологического ущерба;

объем продукции, произведенной с использованием утилизированных отходов потребления;

численность работников, занятых в отрасли переработки и обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов (без учета услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов);

доля рекультивированных земель в общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению;

объем инвестиций, привлеченных в сферу переработки и обезвреживания бытовых и промышленных отходов;

доля населенных пунктов с численностью населения свыше 15 тыс. человек, имеющих стационарные посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха;

количество определяемых показателей в рамках проведения экологического мониторинга;

количество проведенных анализов компонентов окружающей среды в рамках проведения экологического мониторинга;

инвестиции в основной капитал, направленные на охрану атмосферного воздуха, за счет всех источников финансирования;

доля субъектов хозяйственной и иной деятельности с установленными нормативами предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в общем количестве субъектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Хабаровского края и подлежащих федеральному статистическому наблюдению;

количество международных проектов в области охраны окружающей среды, реализуемых на территории края;

доля площади территории Хабаровского края, занятой особо охраняемыми природными территориями краевого значения, в общей площади территории Хабаровского края;

численность популяции амурского тигра на территории края;

количество сохраненных уникальных природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях краевого значения;

количество выявленных нарушений режима особо охраняемых природных территорий краевого значения;

количество особо охраняемых природных территорий краевого значения, оснащенных информационными щитами и аншлагами;

количество публикаций экологической направленности в средствах массовой информации в год;

количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в год

Этапы и сроки реализации Программы

- 2012-2020 гг.,

в том числе:

I этап - 2012-2015 гг.;

II этап - 2016-2020 гг.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств на реализацию целей Программы

- общий объем финансирования - 20 842 777,75 тыс. рублей, в том числе:

средства краевого бюджета - 785 797,75 тыс. рублей,

в том числе:

2012 год - 41 367,94 тыс. рублей,
2013 год - 43 133,02 тыс. рублей,
2014 год - 122 260,97 тыс. рублей,
2015 год - 107 600,97 тыс. рублей,

2016-2020 годы - 471 434,85 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований (по согласованию) - 729 920,00 тыс. рублей,

в том числе:

2012 год - 8 500,00 тыс. рублей,

2013 год - 24 680,00 тыс. рублей,

2014 год - 102 980,00 тыс. рублей,

2015 год - 122 380,00 тыс. рублей,

2016-2020 годы - 471 380,00 тыс. рублей;

внебюджетные средства (по согласованию) - 19 327 060,00 тыс. рублей,

в том числе:
2012 год - 5 014 290,00 тыс. рублей,
2013 год - 23 790,00 тыс. рублей,
2014 год - 563 890,00 тыс. рублей,
2015 год - 4 746 690,00 тыс. рублей,
2016-2020 годы - 8 978 400,00 тыс. рублей
     (в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 29 августа 2013 года N 247-пр - см. предыдущую редакцию)

Конечные результаты реализации Программы

- обеспечение постоянного контроля за состоянием компонентов окружающей среды и оперативного реагирования на ухудшение их качества;

улучшение качества атмосферного воздуха в городских округах и муниципальных районах края;

увеличение инвестиций в основной капитал, направленных на охрану атмосферного воздуха, за счет всех источников финансирования;

увеличение доли субъектов хозяйственной и иной деятельности с установленными нормативами предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в общем количестве субъектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Хабаровского края и подлежащих федеральному статистическому наблюдению, до 95 процентов;

привлечение международной общественности к решению экологических проблем в крае;

увеличение доли природных территорий, имеющих особый охранный статус, до 10 процентов от территории края;

поддержание численности популяции амурского тигра на территории края на стабильном уровне;

сохранение уникальных природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях краевого значения;

усиление контроля за соблюдением законодательства на особо охраняемых природных территориях краевого значения;

увеличение количества особо охраняемых природных территорий, оснащенных информационными щитами и аншлагами;

повышение системности и массовости экологического просвещения населения;

увеличение доли твердых бытовых отходов, захораниваемых на объектах размещения отходов, отвечающих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, до 67 процентов;

ввод в эксплуатацию семи объектов размещения твердых бытовых отходов;

увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 80 процентов;

ввод в эксплуатацию 11 пунктов обезвреживания биологических отходов;

ликвидация трех объектов прошлого экологического ущерба;

увеличение объема продукции, произведенной с использованием утилизированных отходов потребления, в 3,5 раза;

увеличение численности работников, занятых в отрасли переработки и обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов (без учета услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов), в 1,5 раза;

увеличение доли рекультивированных земель в общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, до 75 процентов;

увеличение объема инвестиций, привлеченных в сферу переработки и обезвреживания бытовых и промышленных отходов";

(Паспорт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 6 февраля 2013 года N 9-пр - см. предыдущую редакцию).

     

1. Характеристика текущего состояния охраны окружающей среды
и обеспечения экологической безопасности в крае


В Хабаровском крае экологические проблемы обусловлены природно-ресурсной специализацией региона и связанными с этим проблемами рациональности и неистощительности природопользования, охраны природных экосистем, а также концентрацией основных производств и населения на небольших площадях в крупнейших населенных пунктах края, что влияет на качество среды проживания человека.

1.1. Рост негативного воздействия на окружающую среду

Несмотря на значительные темпы экономического развития, вызывающие увеличение расходов топлива, использования водных и других ресурсов, рост отходов на многих предприятиях транспорта, энергетики, угольной промышленности, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, затраты на осуществление мер по предотвращению негативных воздействий на окружающую среду неадекватны росту производства. В результате состояние атмосферного воздуха в городах Хабаровского края (далее также - край) оценивается как неблагоприятное для здоровья населения, увеличивается количество несанкционированных мест размещения отходов, накоплен экологический ущерб прошлых лет в результате банкротства промышленных предприятий.

1.1.1. Атмосферный воздух

На территории края к городам с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха относятся города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, рп. Чегдомын.

Приоритетными загрязняющими веществами являются бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества, среднегодовые концентрации которых превышают предельно допустимую концентрацию в 2 - 3 раза.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах - объекты тепло-, электроэнергетики, топливной промышленности (ТЭЦ, котельные, дизельные электростанции).

Остро стоит вопрос с очисткой выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников ввиду неудовлетворительного состояния пылегазоулавливающего оборудования предприятий. В целях контроля бенз(а)пирена в промышленных выбросах, в рамках экологического надзора требуется техническое перевооружение лабораторий.


Таблица 1

Удельные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (на душу населения)

(кг/чел.)

2009 год

2010 год

2011 год (оценка)

1

2

3

4

Хабаровский край

84,29

87,04

83,89

Дальневосточный федеральный округ (в среднем)

134,51

129,8

131,76

Российская Федерация (в среднем)

134,05

133,6

132,94



Существующая система мониторинга качества атмосферного воздуха не позволяет в полной мере оценивать воздействие загрязнения на здоровье населения.

Содержание в атмосферном воздухе оксида углерода и взвешенных вещества фиксируется в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, рп. Чегдомын. Территориальными органами Росгидромета мониторинг проводится в соответствии с нормативными документами. Однако, техническое оснащение, имеющееся в лабораториях Росгидромета, не позволяет проводить количественный анализ содержания в атмосферном воздухе наиболее опасных мелких (тонкодисперсных) взвешенных веществ (PM 2,5, РМ 10), бенз(а)пирена.

По данным Всемирной организации здравоохранения, воздействие дыма от природных пожаров (главным образом твердых частиц с диаметром до 2,5 мкм) вызывают целый спектр различных заболеваний, в том числе органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также рост детской смертности.

Отсутствие достоверной информации о высоком загрязнении воздуха не позволяет принимать предусмотренные законодательством меры по защите населения при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), чрезвычайных ситуациях.

1.1.2. Водные объекты бассейна р. Амура

После принятых мер по снижению трансграничного химического загрязнения р. Амура на повестку дня выходит микробиологическое загрязнение. Продолжается заболеваемость кишечными инфекциями, связанными со сбросами в водные объекты неочищенных сточных вод, в том числе серозно-вирусным менингитом. Это обусловлено сбросами в р. Амур не только с китайской части акватории, но и неочищенных сточных вод от коммунальных объектов водоотведения края.

Ежегодно в поверхностные водные объекты края сбрасывается свыше 315 млн. куб. м сточных вод, из них более 190 млн. куб. м (60 процентов) загрязненных (без очистки и недостаточно очищенных). Объем сточных вод очищаемых до нормативных показателей составляет только 0,2 процента от общего объема сбросов.

Проведенное в 2011 году исследование качества воды и донных отложений р. Амура, Амурской и Хохлацкой проток по микробиологическим и вирусологическим показателям показало, что микробиологическое загрязнение водных объектов в районе г. Хабаровска во многом зависит от внутренних источников загрязнения. Увеличение микробиологического загрязнения отмечено в точках в районе с. Новотроицкое, Затона РЭБ Флота, речного порта, завода Дальдизель, р. Амур - напротив о. Никитина, вблизи протоки Прямой.

Ключевыми мероприятиями по снижению сброса загрязненных сточных вод в водные объекты бассейна р. Амура являются строительство и реконструкция объектов коммунального водоотведения в населенных пунктах края, которые предусматриваются в государственной целевой программе Хабаровского края, направленной на повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения края.

1.1.3. Обращение с отходами производства и потребления

Сложившаяся в Хабаровском крае ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения бытовых и промышленных отходов характеризуется опасным загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов, значительным экономическим ущербом и представляет угрозу здоровью населения края. Только в 2010 году, согласно данным официальной статистики, на территории Хабаровского края было образовано 39,5 млн. тонн отходов производства и потребления, а за последние пять лет - 147,4 млн. тонн (с 1 по 5 класс опасности). Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортировки, комплексной переработки, уничтожения и захоронения неутилизируемой части отходов.

Обращение с отходами является одним из показателей уровня социально-экономического развития региона и экологической культуры граждан. В связи с этим необходима реализация механизмов, способных эффективно решать задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии и, как следствие, снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.

Объем ежегодно образующихся в Хабаровском крае твердых бытовых отходов оценивается в 722 тыс. тонн. При этом доля отходов, направляемых во вторичное использование, составляет всего 4,9 процента. Захоронение неотсортированных отходов ведет к потере до 90 процентов полезной продукции, обладающей большим ресурсным потенциалом. При захоронении утильных фракций ежегодно в Хабаровском крае теряется не менее 140 тыс. тонн макулатуры, около 20 тыс. тонн полимерных материалов, до 36 тыс. тонн стекла.

Таблица 2

Доля использованных,
обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления

(процентов)

2009 год

2010 год

2011 год (оценка)

1

2

3

4

Хабаровский край

49,0

32,5

45,6

Дальневосточный федеральный округ

33,0

44,7

45,2

Российская Федерация

47,4

46,5

47,6



Вследствие недостаточной экологической культуры населения, безответственности хозяйствующих субъектов, продолжается бесконтрольное захламление территории края. Состояние большинства свалок в крае, в том числе и санкционированных, не соответствует санитарным, экологическим, противопожарным требованиям - фильтрат от свалок создает угрозу загрязнения подземных вод, периодическое горение отравляет воздушные бассейны близлежащих городов и поселков, они являются источником распространения инфекционных заболеваний.

Ситуация с недостаточно эффективным обращением с отходами производства и потребления усугубляется наличием в крае "горячих экологических точек", в которых требуется ликвидация накопленного экологического ущерба. "Горячие экологические точки" преимущественно представляют из себя брошенные отходы производства, образованные государственными предприятиями, обанкротившимися либо приватизированными в 1990-х - начале 2000-х гг.

1.2. Снижение биологического и ландшафтного разнообразия

Специфика природных условий края определяет высокую степень уязвимости природных комплексов к антропогенному воздействию. Важнейшим фактором, влияющим на состояние уникальных природных комплексов и объектов, сохранение биоразнообразия оказывают лесные пожары.

Пожарная опасность и горимость лесов в крае - одни из наиболее высоких в стране. При высокой напряженности пожароопасного сезона в крае возникает до 1200 пожаров ежегодно, а пройденная огнем площадь варьирует от 350 тыс. до 1 млн. га и более.

В крае отмечается обеднение природного разнообразия лесных экосистем, уничтожение и негативные трансформации среды обитания краснокнижных видов животных и растений, сокращение среды обитания и кормовой базы охотничьих животных, нарушение нерестилищ.

В Красную книгу Хабаровского края включено 310 объектов растительного и 159 объектов животного мира редких и находящихся под угрозой исчезновения, требующих специальных мер охраны.

Снижение биологического и ландшафтного разнообразия приводит к разрушению среды обитания коренных этносов, уничтожению уникальных экосистем, сообществ растительного и животного мира.

Антропогенный пресс является причиной ухудшения состояния качества водных биологических ресурсов (пресноводных промысловых рыб р. Амура), снижения их численности, в первую очередь, популяций калуги и амурского осетра.

Состояние популяции амурского тигра остается нестабильным и требует принятия комплексных мер по сохранению амурского тигра в крае. Результаты учетных работ свидетельствуют об устойчивой тенденции снижения численности копытных животных, являющихся объектами питания амурского тигра, - кабана, изюбря, косули.

Особую тревогу вызывают возросшие масштабы рубок леса в пределах уникальной лесной формации - кедрово-широколиственных лесов, включенных в состав 200 глобальных экорегионов планеты. Здесь произрастают и обитают многие особо охраняемые виды растений и животных, в том числе символы уссурийской тайги и Хабаровского края - кедр корейский, дуб монгольский, амурский виноград, женьшень, лимонник, тигр, кабан, гималайский медведь, харза, широкорот и др. Особо сложная ситуация на юге края - в районах Бикинском, Вяземском и имени Лазо, являющихся центром ареалов этих лесов.

Система особо охраняемых природных территорий Хабаровского края обеспечивает сохранение биоразнообразия, создает условия для устойчивого развития территории, помогает поддерживать природный баланс, сохранять природно-ресурсный потенциал и поддерживать положительный моральный климат в обществе.

В систему ООПТ края входят шесть государственных природных заповедников с общей площадью заповедной и охранной зон 2117,3 тыс. гектаров, национальный парк площадью 429,37 тыс. гектаров, а также пять государственных природных заказников федерального значения, общая площадь которых составляет 734,2 тыс. гектаров, 21 государственный краевой заказник общей площадью 2440,53 тыс. гектаров. В целях обеспечения сохранения пространственно-генетических связей и целостности популяции амурского тигра на Дальнем Востоке в крае образовано четыре экологических коридора, общей площадью 156,6 тыс. гектаров. С 2006 года на территории края функционируют два природных парка площадью 156,1 тыс. гектаров. Создано более 60 памятников природы краевого значения. В их числе уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»