ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2013 года N 469-пр


О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных
 постановлений Правительства Хабаровского края



В целях совершенствования нормативных правовых актов Хабаровского края Правительство края:

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 25 октября 2011 г. N 353-пр "Об утверждении краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае на период до 2020 года" следующие изменения:

1.1. Наименование изложить в следующей редакции: "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае".

1.2. В преамбуле:

1.2.1. Слова "Федеральным законом" заменить словами "федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",".

1.2.2. После слов "в целях" дополнить словами "улучшения экологической ситуации и".

1.3. В пункте 1 слова "краевую целевую программу "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае на период до 2020 года" заменить словами "государственную программу Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае".

2. Внести изменения в краевую целевую программу "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае на период до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 25 октября 2011 г. N 353-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Хабаровского края от 06 апреля 2012 г. N 99-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае";

постановление Правительства Хабаровского края от 06 февраля 2013 г. N 9-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 06 апреля 2012 г. N 99-пр";

пункт 2 постановления Правительства Хабаровского края от 13 мая 2013 г. N 114-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края";

постановление Правительства Хабаровского края от 29 августа 2013 г. N 247-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 06 апреля 2012 г. N 99-пр".

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 25 октября 2011 г. N 353-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 27 декабря 2013 года N 469-пр)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
в Хабаровском крае"

ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
в Хабаровском крае"

     

Наименование государственной программы

- государственная программа Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае" (далее также - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

- министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства края;

министерство строительства края;

министерство промышленности и транспорта края;

министерство экономического развития и внешних связей края;

управление ветеринарии Правительства края;

комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса;

управление гражданской защиты Правительства края;

краевое государственное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края";

краевое государственное казенное учреждение "Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края" (далее также - КГКУ "Служба по охране животного мира и ООПТ");

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию);

ООО "Римбунан Хиджау МДФ" (по согласованию); ОАО "Дальлеспром" (по согласованию);

ООО СП "Аркаим" (по согласованию);

ОАО "Амурметалл" (по согласованию);

ОАО "Хабаровский НПЗ" (по согласованию);

ООО "Фирма "Сталкер" (по согласованию);

ООО "Бриз" (по согласованию)

Цель Программы

- улучшение экологической ситуации в крае

Задачи Программы

- снижение негативного воздействия на окружающую среду;

сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;

формирование экологической культуры населения

Подпрограммы

- "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами"

Основные мероприятия Программы

Природоохранные мероприятия:

- развитие краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды;

снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

совершенствование системы экологического надзора и нормирования;

предотвращение негативного воздействия на окружающую среду с сопредельных территорий;

развитие сети особо охраняемых природных территорий краевого значения;

сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, мест их обитания;

экологическое просвещение населения и вовлечение в деятельность по охране окружающей среды.

Охрана особо охраняемых природных территорий краевого значения и животного мира

Основные показатели (индикаторы) Программы

- объем образованных отходов всех классов опасности на единицу валового регионального продукта (далее - ВРП);

доля площади территории Хабаровского края, занятой особо охраняемыми природными территориями (далее также - ООПТ) всех уровней, в общей площади территории Хабаровского края;

доля твердых бытовых отходов (далее также - ТБО), захораниваемых на объектах размещения отходов, отвечающих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;

количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в год;

количество выявленных нарушений режима ООПТ краевого значения

Сроки и этапы реализации Программы

- 2012-2020 годы, в том числе:

I этап - 2012-2015 годы

II этап - 2016-2020 годы

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств

- общий объем финансирования - 20 861,193 млн. рублей, в том числе:

средства краевого бюджета - 815,713 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 41,368 млн. рублей;

2013 год - 43,133 млн. рублей;

2014 год - 65,025 млн. рублей;

2015 год - 48,295 млн. рублей;

2016 год - 49,408 млн. рублей;

2017-2020 годы - 568,484 млн. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований края - 728,120 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 8,500 млн. рублей;

2013 год - 16,680 млн. рублей;

2014 год - 107,730 млн. рублей;

2015 год - 122,730 млн. рублей;

2016 год - 118,480 млн. рублей;

2017-2020 годы - 354,000 млн. рублей;

внебюджетные средства - 19 317,360 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 5 014,290 млн. рублей;

2013 год - 12,990 млн. рублей;

2014 год - 556,840 млн. рублей;

2015 год - 4 746,840 млн. рублей;

2016 год - 4 750,690 млн. рублей;

2017-2020 годы - 4 235,710 млн. рублей

Конечный результат реализации Программы

- уменьшение объема образованных отходов всех классов опасности на единицу ВРП до 133,0 тонн на 1 млн. рублей ВРП;

увеличение доли площади территории Хабаровского края, занятой ООПТ всех уровней, в общей площади территории Хабаровского края до 10 процентов;

увеличение доли ТБО, захораниваемых на объектах размещения отходов, отвечающих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, до 67 процентов;

увеличение количества проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин до 100 в год;

увеличение количества выявленных нарушений режима ООПТ краевого значения до 65 в год

     

1. Общая характеристика текущего состояния охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в крае


В Хабаровском крае экологические проблемы обусловлены природно-ресурсной специализацией региона и связанными с этим проблемами рациональности и неистощительности природопользования, охраны природных экосистем, а также концентрацией основных производств и населения на небольших площадях в крупнейших населенных пунктах края, что влияет на качество среды проживания человека.

1.1. Рост негативного воздействия на окружающую среду

Несмотря на значительные темпы экономического развития, вызывающие увеличение расходов топлива, использования водных и других ресурсов, рост отходов на многих предприятиях транспорта, энергетики, угольной промышленности, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, затраты на осуществление мер по предотвращению негативных воздействий на окружающую среду неадекватны росту производства. В результате состояние атмосферного воздуха в городах Хабаровского края оценивается как неблагоприятное для здоровья населения, увеличивается количество несанкционированных мест размещения отходов, накоплен экологический ущерб прошлых лет в результате банкротства промышленных предприятий.

1.1.1. Атмосферный воздух

На территории края к городам с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха относятся города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, рп. Чегдомын.

Приоритетными загрязняющими веществами являются бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества, среднегодовые концентрации которых превышают предельно допустимую концентрацию в 2 - 3 раза.

Таблица 1

     

Удельные выбросы вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух от стационарных источников
(на душу населения)

     

(кг/чел.)

N
п/п

2009 год

2010 год

2011 год (оценка)

1

2

3

4

5

1.

Хабаровский край

84,29

87,04

83,89

2.

Дальневосточный федеральный округ (в среднем)

134,51

129,8

131,76

3.

Российская Федерация (в среднем)

134,05

133,6

132,94



Основные источники загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах - объекты тепло-, электроэнергетики, топливной промышленности (ТЭЦ, котельные, дизельные электростанции).

Остро стоит вопрос с очисткой выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников ввиду неудовлетворительного состояния пылегазоулавливающего оборудования предприятий. В целях контроля бенз(а)пирена в промышленных выбросах в рамках экологического надзора требуется техническое перевооружение лабораторий.

Существующая система мониторинга качества атмосферного воздуха не позволяет в полной мере оценивать воздействие загрязнения на здоровье населения.

Содержание в атмосферном воздухе оксида углерода и взвешенных веществ фиксируется на станциях мониторинга в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, рп. Чегдомын. Территориальными органами Росгидромета мониторинг проводится в соответствии с нормативными документами. Однако техническое оснащение, имеющееся в лабораториях Росгидромета, не позволяет проводить количественный анализ содержания в атмосферном воздухе наиболее опасных мелких (тонкодисперсных) взвешенных веществ (PM 2,5, PM 10), бенз(а)пирена.

По данным Всемирной организации здравоохранения, воздействие дыма от природных пожаров (главным образом твердых частиц с диаметром до 2,5 мкм) вызывает целый спектр различных заболеваний, в том числе органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также рост детской смертности.

Отсутствие достоверной информации о высоком загрязнении воздуха не позволяет принимать предусмотренные законодательством меры по защите населения при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), чрезвычайных ситуациях.

1.1.2. Водные объекты бассейна р. Амура

После принятых мер по снижению трансграничного химического загрязнения р. Амура на повестку дня выходит микробиологическое загрязнение. Продолжается заболеваемость кишечными инфекциями, связанными со сбросами в водные объекты неочищенных сточных вод, в том числе серозно-вирусным менингитом. Это обусловлено сбросами в р. Амур не только с китайской части акватории, но и неочищенных сточных вод от коммунальных объектов водоотведения края.

Ежегодно в поверхностные водные объекты края сбрасывается свыше 315 млн. куб. метров сточных вод, из них более 190 млн. куб. метров (60%) загрязненных (без очистки и недостаточно очищенных). Объем сточных вод, очищаемых до нормативных показателей, составляет только 0,2 процента от общего объема сбросов.

Проведенное в 2011 году исследование качества воды и донных отложений р. Амура, Амурской и Хохлацкой проток по микробиологическим и вирусологическим показателям показало, что микробиологическое загрязнение водных объектов в районе г. Хабаровска во многом зависит от внутренних источников загрязнения. Увеличение микробиологического загрязнения отмечено в точках в районе с. Новотроицкое, Затона РЭБ Флота, речного порта, завода Дальдизель, р. Амура - напротив о. Никитина, вблизи протоки Прямой.

Ключевыми мероприятиями по снижению сброса загрязненных сточных вод в водные объекты бассейна р. Амура являются строительство и реконструкция объектов коммунального водоотведения в населенных пунктах края, которые предусматриваются в государственной программе Хабаровского края, направленной на повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения края.

1.1.3. Обращение с отходами производства и потребления

Сложившаяся в Хабаровском крае ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения бытовых и промышленных отходов характеризуется опасным загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов, значительным экономическим ущербом и представляет угрозу здоровью населения края. Только в 2010 году, согласно данным официальной статистики, на территории Хабаровского края было образовано 39,5 млн. тонн отходов производства и потребления, а за последние пять лет - 147,4 млн. тонн (с 1 по 5 класс опасности). Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортировки, комплексной переработки, уничтожения и захоронения неутилизируемой части отходов.

Обращение с отходами является одним из показателей уровня социально-экономического развития региона и экологической культуры граждан. В связи с этим необходима реализация механизмов, способных эффективно решать задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии и, как следствие, снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.

Объем ежегодно образующихся в Хабаровском крае твердых бытовых отходов оценивается в 722 тыс. тонн. При этом доля отходов, направляемых во вторичное использование, составляет всего 4,9 процента. Захоронение неотсортированных отходов ведет к потере до 90 процентов полезной продукции, обладающей большим ресурсным потенциалом. При захоронении утильных фракций ежегодно в Хабаровском крае теряется не менее 140 тыс. тонн макулатуры, около 20 тыс. тонн полимерных материалов, до 36 тыс. тонн стекла.

Вследствие недостаточной экологической культуры населения, безответственности хозяйствующих субъектов продолжается бесконтрольное захламление территории края. Состояние большинства свалок в крае, в том числе и санкционированных, не соответствует санитарным, экологическим, противопожарным требованиям - фильтрат от свалок создает угрозу загрязнения подземных вод, периодическое горение отравляет воздушные бассейны близлежащих городов и поселков, они являются источником распространения инфекционных заболеваний.

Ситуация с недостаточно эффективным обращением с отходами производства и потребления усугубляется наличием в крае "горячих экологических точек", в которых требуется ликвидация накопленного экологического ущерба. "Горячие экологические точки" преимущественно представляют из себя брошенные отходы производства, образованные государственными предприятиями, обанкротившимися либо приватизированными в 1990-х - начале 2000-х годов.

1.2. Снижение биологического и ландшафтного разнообразия

Специфика природных условий края определяет высокую степень уязвимости природных комплексов к антропогенному воздействию. Важнейшим фактором, влияющим на состояние уникальных природных комплексов и объектов, сохранение биоразнообразия, оказывают лесные пожары.

Пожарная опасность и горимость лесов в крае - одни из наиболее высоких в стране. При высокой напряженности пожароопасного сезона в крае возникает до 1200 пожаров ежегодно, а пройденная огнем площадь варьирует от 350 тыс. до 1 млн. гектаров и более.

В крае отмечается обеднение природного разнообразия лесных экосистем, уничтожение и негативные трансформации среды обитания краснокнижных видов животных и растений, сокращение среды обитания и кормовой базы охотничьих животных, нарушение нерестилищ.

В Красную книгу Хабаровского края включено 310 объектов растительного и 159 объектов животного мира, редких и находящихся под угрозой исчезновения, требующих специальных мер охраны.

Объекты животного мира, обитающие на территории края, являются неотъемлемой частью природных комплексов, обеспечивают его биологическое разнообразие.

Сохранение и воспроизводство объектов животного мира имеет большое значение в экономике Хабаровского края, в сохранении традиционного уклада и культуры населения, в особенности из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Снижение биологического и ландшафтного разнообразия приводит к разрушению среды обитания коренных этносов, уничтожению уникальных экосистем, сообществ растительного и животного мира.

Антропогенный пресс является причиной ухудшения состояния качества водных биологических ресурсов (пресноводных промысловых рыб р. Амура), снижения их численности, в первую очередь, популяций калуги и амурского осетра.

Состояние популяции амурского тигра, жизнеспособная популяция которого существует только на территории российского Дальнего Востока, остается нестабильным и требует принятия комплексных мер по сохранению амурского тигра в крае. Результаты учетных работ свидетельствуют об устойчивой тенденции снижения численности копытных животных (кабана, изюбря, косули), являющихся объектами питания амурского тигра.

В последние десятилетия по мере трансформации окружающей природной среды в результате рубок леса, пожаров, добычи полезных ископаемых и других форм освоения территории качество мест обитания диких животных значительно ухудшилось.

Особую тревогу вызывают возросшие масштабы рубок леса в пределах уникальной лесной формации кедрово-широколиственных лесов, включенных в состав 200 глобальных экорегионов планеты. Здесь произрастают и обитают многие особо охраняемые виды растений и животных, в том числе символы уссурийской тайги и Хабаровского края: кедр корейский, дуб монгольский, амурский виноград, женьшень, лимонник, тигр, кабан, гималайский медведь, харза, широкорот и др. Особо сложная ситуация на юге края - в районах Бикинском, Вяземском и имени Лазо, являющихся центром ареалов этих лесов.

Природоохранная деятельность и рациональное использование объектов животного мира на территории края должны осуществляться на принципах системного подхода к их сохранению.

Система особо охраняемых природных территорий Хабаровского края обеспечивает сохранение биоразнообразия, создает условия для устойчивого развития территории, помогает поддерживать природный баланс, сохранять природно-ресурсный потенциал и поддерживать положительный моральный климат в обществе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»