Руководителям органов
местного самоуправления,
осуществляющих управление
в сфере образования
Уважаемые коллеги!
Министерство образования и науки Хабаровского края направляет для использования в работе примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованых в образовательных учреждениях других типов и видов (далее - Перечень), который рекомендован для организации в дошкольных образовательных учреждениях предметно - развивающей среды в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303).
Названный Перечень разработан в связи с многочисленными обращениями из регионов, а также исходя из задач комплексного использования предметно - развивающей среды, соблюдения принципов вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности. Материально-техническое обеспечение воспитательно - образовательного процесса по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования должно быть ориентировано на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательный технологий деятельностного типа, эффективную и безопасную организацию совместной (в том числе педагогов и детей) и самостоятельной деятельности детей.
В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номеклатура объектов и средств учебно - материального обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности дошкольных образовательных учреждений.
Количество объектов учебно-материального обеспечения приводится в требованиях в расчете на одну возрастную группу детей дошкольного возраста наполняемостью не более 25 детей.
Обращаем Ваше внимание на рекомендательный характер данного Перечня, его возможное использование при решении вопросов учебно - материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучения и содержания (присмотра и ухода) ребенка дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заместитель министра -
начальник управления науки,
новых технологий, инвестиционных программ
и ресурсного обеспечения отрасли
А.М. Король
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 июля 2011 года N 2151
О реализации приказа Минобрнауки России
Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации,
осуществляющих управление
в сфере образования
Уважаемые коллеги!
Департамент общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях других типов и видов (далее - Перечень), который выполняет функцию ориентира при организации в дошкольных образовательных учреждениях предметно-развивающей среды в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303).
Названный Перечень разработан в связи с многочисленными обращениями из регионов, а также исходя из задач комплексного использования предметно-развивающей среды, соблюдения принципов вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности. Материально-техническое обеспечение воспитательно - образовательного процесса по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования должно быть ориентировано на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную и безопасную организацию совместной (в том числе педагогов и детей) и самостоятельной деятельности детей.
В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств учебно-материального обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности дошкольных образовательных учреждений.
Количество объектов учебно-материального обеспечения приводится в требованиях в расчете на одну возрастную группу детей дошкольного возраста наполняемостью не более 25 детей.
Департамент общего образования обращает внимание на рекомендательный характер данного Перечня, его возможное использование при решении вопросов учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучения и содержания (присмотра и ухода) ребенка дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Приложение: на 29 л.
Заместитель директора Департамента
С.М. Брызгалова
Основное направление развития по ФГТ | Наименование для конкурсной документации | Количество на группу | По классификации Дороновой-Коротковой | |
1 | Познавательно-речевое развитие | Пирамидка пластмассовая малая | 1 | Объекты для исследования в действии |
2 | Пирамидка деревянная из 5 элементов, окрашенных в один из основных цветов | 2 | Объекты для исследования в действии | |
3 | Пирамидка деревянная из 7 элементов 7-ми цветов со скругленным основанием для балансировки | 2 | Объекты для исследования в действии | |
4 | Комплект из 2 - 3 пирамидок с 6 - 8 элементами разной конфигурации и 4 - 6 цветов на единой основе | 2 | Объекты для исследования в действии | |
5 | Напольная пирамида высотой не менее 40 см из 10 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов | 1 | Объекты для исследования в действии | |
6 | Напольная пирамида высотой не менее 30 см из 8 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов | 1 | Объекты для исследования в действии | |
7 | Напольная пирамида-башня высотой не менее 90 см из 10-ти разноцветных элементов-стаканчиков разных размеров, складывающихся в ведерко с крышкой-сортировщиком и объемными элементами-вкладышами | 1 | Объекты для исследования в действии | |
8 | Пирамида-башня из 5 - 7 разноцветных элементов-стаканчиков, верхний из которых выполнен в виде головки животного | 1 | Объекты для исследования в действии | |
9 | Пирамида-башня из 6 - 10 разноцветных элементов в виде куба, треугольной призмы или других фигур, вкладывающихся друг в друга | 1 | Объекты для исследования в действии | |
10 | Игрушка со звуковыми эффектами и тактильными элементами на пластиковой основе | 2 | Объекты для исследования в действии | |
11 | Игрушка с подвижными частями со звуковыми эффектами и тактильными элементами из мягкого пластика | 1 | Объекты для исследования в действии | |
12 | Игрушка с тактильными элементами из мягкого пластика и вибрирующими частями, приводимыми в движение нажатием на кнопку | 1 | Объекты для исследования в действии | |
13 | Игрушка с подвижными частями из пластмассы разной структуры со звуковыми эффектами, тактильными и зеркальными элементами | 1 | Объекты для исследования в действии | |
14 | Звучащая игрушка с различными извлекаемыми звуками, музыкальным оформлением и световым эффектом при вращении | 1 | Объекты для исследования в действии | |
15 | Звучащая игрушка со звуковыми эффектами, извлекаемыми при вращении ручки | 2 | Объекты для исследования в действии | |
16 | Игрушка на текстильной основе с подвижными или закрепленными элементами разной текстуры (включая зеркальный), с различным наполнением или звучанием, с оформлением контрастными цветами | 1 | Объекты для исследования в действии | |
17 | Игрушка на текстильной основе в виде легко узнаваемого животного, с элементами разной текстуры (включая зеркальный) и разных цветов, с эффектом вибрации и характерного звучания при механическом воздействии | 1 | Объекты для исследования в действии | |
18 | Игрушка на текстильной основе в виде легко узнаваемого животного с подвижными или закрепленными элементами разной текстуры с различным наполнением или звучанием, с эффектом вибрации и характерного звучания при механическом воздействии | 1 | Объекты для исследования в действии | |
19 | Игрушка на текстильной основе в виде легко узнаваемого животного с подвижными или закрепленными элементами разной текстуры с различным наполнением или звучанием, с эффектом вибрации и характерного звучания при механической воздействии | 1 | Объекты для исследования в действии | |
20 | Мягконабивная игрушка-флекси в виде животного со звуковыми эффектами двух видов | 1 | Объекты для исследования в действии | |
21 | Мягконабивная игрушка-флекси в виде животного со звуковым эффектом и съемной "шубкой" | 1 | Объекты для исследования в действии | |
22 | Деревянная игрушка с желобами для прокатывания шарика звуковым эффектом | 1 | Объекты для исследования в действии | |
23 | Деревянная игрушка с отверстиями и желобом для "забивания" молоточком и прокатывания шариков | 1 | Объекты для исследования в действии | |
24 | Деревянная двухсторонняя игрушка с втулками и молоточком для разбивания | 3 | Объекты для исследования в действии | |
25 | Игрушка на колесах, на палочке или с веревочкой с подвижными или озвученными элементами | 5 | Объекты для исследования в действии | |
26 | Игрушка с подвижными элементами в виде зверюшек на платформе с колесами и ручкой для толкания и опоры при ходьбе | 1 | Объекты для исследования в действии | |
27 | Игрушка в виде зверюшки на колесиках с механизмом и скоростью движения, зависящей от силы механического воздействия | 1 | Объекты для исследования в действии | |
28 | Инерционная игрушка на колесиках в виде животных | 4 | Объекты для исследования в действии | |
29 | Механическая заводная игрушка-забава с простыми движениями в виде птички ("клюющая птичка") | 3 | Объекты для исследования в действии | |
30 | Механические забавные игрушки-забавы в виде животных, птиц, транспортных средств с усложненными движениями | 3 | Объекты для исследования в действии | |
31 | Столик с различными игровыми средствами, пирамида, сортировщик, подвижные, съемные или озвученные элементы | 1 | Объекты для исследования в действии | |
32 | Крупный куб с различными игровыми средствами: сортировщики, подвижные, съемные, озвученные или оснащенные световыми эффектами элементы | 1 | Объекты для исследования в действии | |
33 | Озвученный развивающий центр с объемными вкладышами с тематическими изображениями и соответствующими звуками и музыкальным сопровождением | 1 | Объекты для исследования в действии | |
34 | Игровая панель с тематическими изображениями, сенсорными элементами и соответствующим звучанием. Тип 1 | 1 | Объекты для исследования в действии | |
35 | Игровая панель с тематическими изображениями, сенсорными элементами и соответствующим звучанием. Тип 2 | 1 | Объекты для исследования в действии | |
36 | Дидактический стол с комплектом развивающих пособий | 1 | Объекты для исследования в действии | |
37 | Озвученный сортировщик в виде фигурки легко узнаваемого животного с вращающимся корпусом с отверстиями, объемными вкладышами, цветными метками для самопроверки и возвратом вкладыша при механическом воздействии на элемент фигурки | 1 | Объекты для исследования в действии | |
38 | Фигурный сортировщик с отверстиями на верхних и боковых поверхностях и объемными вкладышами | 1 | Объекты для исследования в действии | |
39 | Сортировщик цилиндрической формы с отверстиями в основаниях и объемными вкладышами простых геометрических форм | 1 | Объекты для исследования в действии | |
40 | Озвученный сортировщик цилиндрической формы с отверстиями в наклонном основании и объемными вкладышами усложненных произвольных форм | 1 | Объекты для исследования в действии | |
41 | Сортировщик с расположенными группами стержнями на общей основе и плоскими элементами для нанизывания с соответствующими конфигурациями отверстий | 1 | Объекты для исследования в действии | |
42 | Комплект из стержней разной длины на единой основе и шариков для нанизывания и сортировки по цвету | 3 | Объекты для исследования в действии | |
43 | Комплект из стержней разной длины на единой основе и фигурных элементов для нанизывания и сортировки по цвету | 1 | Объекты для исследования в действии | |
44 | Набор из объемных элементов разных повторяющихся форм, цветов и размеров на общем основании для сравнения | 1 | Объекты для исследования в действии | |
45 | Конструкция из желобов, шариков и рычажного механизма для демонстрации понятий "один-много", "больше-меньше", действий "сложение" и "вычитание" в пределах 5 | 1 | Объекты для исследования в действии | |
46 | Деревянная основа с размещенными на ней неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним фигурными элементами на тему "Северный полюс" и подвижными фигурками персонажей | 1 | Объекты для исследования в действии | |
47 | Деревянная основа с размещенными на ней неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним фигурными элементами на тему "Цирк" и подвижной фигуркой персонажа | 1 | Объекты для исследования в действии | |
48 | Деревянная основа с городским ландшафтом с размещенными на ней неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним фигурными элементами | 1 | Объекты для исследования в действии | |
49 | Юла или волчок | 2 | Объекты для исследования в действии | |
50 | Набор кубиков среднего размера | 1 | Строительный материал | |
51 | Набор кубиков большого размера | 1 | Строительный материал | |
52 | Дидактический набор из деревянных брусочков разных размеров | 2 | Строительный материал | |
53 | Набор цветных элементов из основных геометрических форм | 2 | Строительный материал | |
54 | Крупногабаритный пластмассовый конструктор из "кирпичей" и половинок "кирпичей" с креплением элементов по принципу ЛЕГО | 1 | Конструкторы | |
55 | Конструктор из мягкого пластика с креплением элементов по принципу ЛЕГО | 2 | Конструкторы | |
60 | Неваляшка (различных размеров) | 3 | Объекты для исследования в действии | |
75 | Муляжи фруктов и овощей | 2 | Игрушки-предметы оперирования | |
79 | Телефон | 2 | Игрушки-предметы оперирования | |
84 | Фигурки людей и животных | 15 | Игрушки-персонажи | |
85 | Игровой тематический набор из специальной машинки, водителя и детенышей африканских животных | 1 | Маркер игрового пространства | |
87 | Паровоз-конструктор с вагонами и пассажирами | 1 | Конструкторы | |
88 | Творческое конструирование для детей Город | 2 | Конструкторы | |
89 | Творческое конструирование для детей Строим дорогу | 2 | Конструкторы | |
90 | Творческое конструирование для детей Строительные кирпичики | 4 | Конструкторы | |
91 | Творческое конструирование для детей Гигантский набор | 1 | Конструкторы | |
92 | Творческое конструирование для детей Набор специальных элементов | 2 | Конструкторы | |
94 | Построение масштабных конструкций Мягкие кирпичики | 1 | Конструкторы | |
95 | Лодка, кораблик | 1 | Игрушки-предметы оперирования | |
96 | Набор игрушек для игры с песком | 5 | Игрушки-предметы оперирования | |
99 | Матрешка 3-х кукольная | 1 | Объекты для исследования в действии | |
100 | Матрешка 5-ти кукольная | 1 | Объекты для исследования в действии | |
101 | Набор объемных вкладышей по принципу матрешки | 3 | Объекты для исследования в действии | |
102 | Шнуровки простые | 6 | Объекты для исследования в действии | |
Напольные мягконабивные дидактические игрушки | 1 | Объекты для исследования в действии | ||
103 | Набор для завинчивания из элементов разных форм, размеров и цветов | 2 | Объекты для исследования в действии | |
104 | Мозаика с крупногабаритной основой, образцами изображений и крупными фишками | 2 | Объекты для исследования в действии | |
105 | Мозаика с основой, образцами изображений и крупными фишками с чемоданчиком для хранения | 2 | Объекты для исследования в действии | |
106 | Доска-основа с изображением в виде пазла | 5 | образно-символический материал | |
107 | Доска с вкладышами | 5 | образно-символический материал | |
108 | Картинки разрезные | 1 | образно-символический материал | |
109 | Картинки-половинки | 3 | образно-символический материал | |
110 | Тематические наборы карточек с изображениями | 10 | образно-символический материал | |
111 | Комплект настольно-печатных игр для раннего возраста | 1 | образно-символический материал | |
112 | Комплект книг для групп ран него возраста | 1 | образно-символический материал | |
113 | Социально-личностное развитие | Мягкие модули в виде животных для сюжетных игр | 4 | Игрушки-персонажи |
114 | Мягкие антропоморфные игрушки различных размеров, изображающие животных | 5 | Игрушки-персонажи | |
115 | Кукла в одежде крупная | 2 | Игрушки-персонажи | |
116 | Кукла в одежде | 4 | Игрушки-персонажи | |
117 | Куклы-младенцы разных рас и с гендерными признаками | 2 | Игрушки-персонажи | |
118 | Комплекты одежды для кукол-младенцев | 2 | Игрушки-предметы оперирования | |
119 | Куклы-карапузы разных рас с гендерными признаками | 2 | Игрушки-персонажи | |
120 | Комплекты одежды для кукол-карапузов | 2 | Игрушки-предметы оперирования | |
121 | Кукла-младенец среднего размера в одежде | 2 | Игрушки-персонажи | |
122 | Кукла-голышок | 2 | Игрушки-персонажи | |
123 | Коляска для куклы крупногабаритная, соразмерная росту ребенка | 3 | Игрушки-предметы оперирования | |
124 | Комплект мебели для игры с куклой | 1 | Маркер игрового пространства | |
125 | Кукольная кровать с опускающейся или съемной боковой стенкой | 1 | Маркер игрового пространства | |
126 | Комплект кукольного постельного белья | 2 | Игрушки-предметы оперирования | |
127 | Комплект кухонной посуды для игры с куклой | 2 | Игрушки-предметы оперирования | |
128 | Комплект столовой посуды для игры с куклой | 2 | Игрушки-предметы оперирования | |
129 | Игровой модуль "Кухня малая" (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами | 1 | Маркер игрового пространства | |
130 | Игровой модуль "Мастерская" на тележке | 1 | Маркер игрового пространства | |
131 | Набор для уборки с тележкой | 1 | Маркер игрового пространства | |
132 | Игровой модуль в виде мастерской с подвижными элементами, звуковыми и световыми эффектами | 1 | Маркер игрового пространства | |
133 | Игровой модуль в виде кухни с подвижными элементами, звуковыми и световыми эффектами | 1 | Маркер игрового пространства | |
134 | Озвученный тематический игровой модуль с домом, обитателями, домашними животными и элементами окружающей среды | 1 | Маркер игрового пространства | |
135 | Двухуровневый тематический игровой модуль со съездами, шлакбаумом, заправочной станцией и машинками | 1 | Маркер игрового пространства | |
136 | Грузовые, легковые автомобили | 6 | Игрушки-предметы оперирования | |
137 | Творческое конструирование для детей. Пространственное воображение | 2 | ||
138 | Лейка пластмассовая детская | 5 | Игрушки-предметы оперирования | |
139 | Домик игровой | 1 | Маркер игрового пространства | |
140 | Комплект деревянных игрушек-забав | 1 | Объекты для исследования в действии | |
141 | Комплект игровой мягкой мебели | 1 | Маркер игрового пространства | |
142 | Художественно-эстетическое развитие | Конструктор с элементами декораций и персонажами сказки "Курочка-Ряба" | 1 | Игрушки-персонажи |
143 | Кукла перчаточная | 5 | Игрушки-персонажи | |
144 | Подставка для перчаточных кукол | 2 | Вспомогательный материал | |
145 | Ширма для кукольного театра настольная | 1 | Маркер игрового пространства | |
146 | Ширма 3-х секционная трансформируемая | 2 | Маркер игрового пространства | |
147 | Шапочка-маска для театрализованных представлений | 10 | Игрушки-персонажи | |
148 | Комплект элементов костюма для уголка ряжения | 1 | Игрушки-персонажи | |
149 | Сундук с росписью | 1 | Эстетическое воспитание | |
150 | Погремушки | 10 | Объекты для исследования в действии | |
151 | Музыкальные молоточки | 5 | Объекты для исследования в действии | |
152 | Колокольца (русский народный музыкальный инструмент) | 1 | Эстетическое воспитание | |
153 | Бубенчики (русский народный музыкальный инструмент) | 1 | Эстетическое воспитание | |
154 | Браслет на руку с бубенчиками | 5 | Эстетическое воспитание | |
155 | Елка искусственная | 1 | Эстетическое воспитание | |
156 | Набор елочных игрушек | 1 | Эстетическое воспитание | |
157 | Гирлянда из фольги | 3 | Эстетическое воспитание | |
158 | Гирлянда елочная электрическая | 1 | Эстетическое воспитание | |
159 | Воздушные шары | 20 | Эстетическое воспитание | |
160 | Бумага для рисования | 15 | Для рисования | |
161 | Бумага цветная | 15 | Для рисования | |
162 | Краски пальчиковые | 5 | Для рисования | |
163 | Стаканчики (баночки) пластмассовые | 15 | Для рисования | |
164 | Краски гуашь | 15 | Для рисования | |
165 | Кисточка N 10 | 15 | Для рисования | |
166 | Кисточка N 11 | 15 | Для рисования | |
167 | Мольберт двойной | 2 | Для рисования | |
168 | Карандаши цветные | 15 | Для рисования | |
169 | Пластилин, не липнущий к ругам | 15 | Для лепки | |
170 | Доска для работы с пластилином | 15 | Для лепки | |
171 | Поднос детский для раздаточных материалов | 15 | Вспомогательный материал | |
172 | Фартук детский | 15 | Вспомогательный материал | |
173 | Комплект дисков для групп раннего возраста | 1 | образно-символический материал | |
174 | Аквариум с оборудованием для декора и ухода за рыбками | 1 | Эстетическое воспитание | |
175 | Крупногабаритное растение | 3 | Эстетическое воспитание | |
176 | Ампельное растение | 10 | Эстетическое воспитание | |
177 | Физическое развитие | Мяч физиорол (цилиндр) | 1 | Для общеразвивающих упражнений |
178 | Мяч физиорол (арахис) | 1 | Для общеразвивающих упражнений | |
179 | Мяч фитбол | 1 | Для общеразвивающих упражнений | |
180 | Мяч полумассажный | 1 | Для общеразвивающих упражнений | |
181 | Мяч массажный тип 1 | 1 | Для общеразвивающих упражнений | |
182 | Мяч массажный тип 2 | 1 | Для общеразвивающих упражнений | |
183 | Массажный ролик | 5 | Для общеразвивающих упражнений | |
184 | Мяч массажный тип 3 | 5 | Для общеразвивающих упражнений | |
185 | Мяч массажный тип 4 | 5 | Для общеразвивающих упражнений | |
186 | Мяч массажный тип 5 | 5 | Для общеразвивающих упражнений | |
187 | Комплект мячей-массажеров | 3 | Для общеразвивающих упражнений | |
188 | Мягкая "кочка" с массажной поверхностью | 6 | Для ходьбы, бега, равновесия | |
189 | Сенсорный мат-трансформер | 1 | Для ходьбы, бега, равновесия | |
190 | Сухой бассейн с комплектом шаров | 1 | Для общеразвивающих упражнений | |
191 | Каталка-автомобиль, соразмерная росту ребенка | 2 | Для общеразвивающих упражнений | |
192 | Качалка фигурная | 4 | Для общеразвивающих упражнений | |
193 | Каталка для катания детей | 2 | Для общеразвивающих упражнений | |
194 | Спортивно-игровой комплект для малышей | 1 | Для общеразвивающих упражнений | |
195 | Мини-горка | 1 | Для общеразвивающих упражнений | |
196 | Кольцеброс | 1 | Для катания, бросания, ловли | |
197 | Мешочки для метания | 1 | Для катания, бросания, ловли | |
198 | Скакалка детская | 3 | Для ходьбы, бега, равновесия | |
199 | Мячи резиновые (комплект) | 2 | Для катания, бросания, ловли | |
200 | Обруч пластмассовый (малый) | 2 | Для общеразвивающих упражнений | |
201 | Палка гимнастическая | 4 | Для общеразвивающих упражнений | |
202 | Комплект разноцветных кеглей | 1 | Для катания, бросания, ловли | |
203 | Набор мягких модулей Тип 1 | 1 | Для общеразвивающих упражнений | |
204 | Коврик массажный со следочками | 1 | Для ходьбы, бега, равновесия | |
205 | Развивающий тоннель | 1 | Для общеразвивающих упражнений | |
206 | Набор мягких модулей разной высоты со скругленной верхней поверхностью для лазания | 1 | Для лазания, ползания | |
207 | Вспомогательные средства | Контейнеры большие напольные для хранения игрушек (с колесами, располагающиеся один на другом) | 4 | Вспомогательное оборудование |
208 | Контейнеры для хранения мелких игрушек и материалов | 12 | Вспомогательное оборудование |