Недействующий


МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2006 года N 751


Об утверждении Концепции увеличения доходной части бюджета города на 2006-2008 годы



___________________________
Утратило силу на основании
Постановления Администрации города Хабаровска
от 13 июля 2009 года N 2469

___________________________

     


В целях увеличения доходной части бюджета города, формирования направлений получения дополнительных источников пополнения бюджета, на основании Устава городского округа «Город Хабаровск»

постановляю:

1. Утвердить Концепцию увеличения доходной части бюджета города согласно приложению.

2. Управляющему делами администрации города Безлепкину В.Д. обеспечить типографский выпуск "Концепции" в количестве 50 экземпляров.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-мэра города Казаченко В.П.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Мэр города
     А.Н. Соколов


Приложение
к постановлению
мэра города Хабаровска
от 13 июня 2006 года N 751

Концепция увеличения доходной части бюджета города на 2006-2008 годы


Введение


Концепция увеличения доходной части бюджета муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" (далее муниципальное образование) на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и ключевые направления политики города на этот период в сфере формирования и развития налоговой базы, обеспечивающей устойчивый рост экономики и повышение финансовой самостоятельности муниципального образования городской округ «Город Хабаровск». Концепция направлена на создание условий для экономического роста, улучшения социально-экономической обстановки, а также инвестиционного, предпринимательского климата в городе Хабаровске.

Концепция основывается на положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года, Программы реформирования системы управления муниципальными финансами города Хабаровска на 2006-2007 годы.

Принятие Концепции вызвано необходимостью дальнейшего совершенствования механизма по решению проблемы ежегодного опережения роста расходов городского бюджета (в том числе минимальной потребности) над ростом мобилизуемых в бюджет города налоговых и неналоговых платежей и сборов.

Данный процесс обусловлен следующими объективными факторами:

- развитием рыночных отношений и реформированием экономики, требующих обновления механизмов реализации социально-экономической политики, в том числе на уровне муниципального образования;

- появлением благоприятных экономических условий для увеличения налогового потенциала и повышения устойчивости бюджетной системы муниципального образования городской округ "Город Хабаровск", связанных со стабилизацией макроэкономической ситуации и формированием новых правил межбюджетных отношений;

- изменениями в Бюджетный кодекс РФ по вопросам местного самоуправления;

- осуществлением налоговой реформы и внесение изменений в законодательство о налогах и сборах на федеральном уровне.

Сложившаяся ситуация вызывает необходимость поиска дополнительных источников доходов и создания условий, позволяющих предприятиям реального сектора экономики наращивать объемы выпуска и реализации продукции.

В рамках намеченных целей предстоит сконцентрировать усилия по развитию налоговой базы муниципального образования городской округ "Город Хабаровск ".

Одним из важнейших направлений экономических преобразований в городе на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления местными финансами, что может быть достигнуто на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, развития налоговой базы. В связи с этим назрела необходимость проведения оценки объема и структуры поступлений налогов и сборов, а также резервов их мобилизации в местный бюджет.

Как показал практический опыт работы по реализации положений предыдущей Концепции увеличения доходной части бюджета города (Постановление Мэра города от 08.01.2003 №19), наиболее реальными и действенными мерами, оказывающими влияние на процесс увеличения мобилизации доходов в бюджет города, являются меры, предпринимаемые в следующих областях:

- отношения, связывающие субъекты хозяйственной деятельности с муниципальной собственностью в том или ином виде;

- продукция и услуги, производимые муниципальным сектором экономики;

- нормативно-правовая деятельность в области различного рода разрешений и согласований, регламентирующая организационные и финансовые взаимоотношения администрации города с хозяйствующими субъектами.

Существенное влияние на формирование доходной части бюджета города оказывают межбюджетные отношения, но их регулирование не входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Предлагаемая Концепция является логическим продолжением целенаправленной работы по увеличению собственных доходов бюджета города. Концепция рассматривает реальные возможности администрации города и перспективные направления, имеющие потенциальную возможность увеличения налоговых платежей в бюджет города, а также направления получения новых дополнительных источников пополнения местного бюджета путем прироста производственного потенциала, развития инновационных и высокотехнологичных производств, увеличения объемов строительства, развития платных услуг, развитием малого предпринимательства, выявления и ограничения теневого сектора экономики.


1. Основные понятия, используемые в концепции:


Налоговая база города - стоимостная, физическая или иная характеристика объектов налогообложения, находящихся на территории города, обеспечивающих совокупность поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" (далее - бюджет города Хабаровска);

Налоговый потенциал города - совокупность возможных налоговых поступлений в бюджет Хабаровска;

Активы муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" - имущество и иные объекты, принадлежащие на праве собственности городу как муниципальному образованию субъекта Российской Федерации (далее - муниципальная собственность).

Производственный потенциал - совокупность средств производства, принадлежащих субъектам хозяйственной деятельности и участвующих в процессе производства добавленной стоимости.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

Доходы бюджета - денежные средства, которые в соответствии с действующим законодательством поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов местного самоуправления.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;

Мобилизация доходов - комплекс мероприятий, разрабатываемых и проводимых структурными подразделениями администрации города, направленный на повышение собираемости доходов.

Инновации - нововведения в различных областях экономической деятельности, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствование уже выпускаемой продукции, технологического процесса, реализуемых в коммерческих целях с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.

Инновационная инфраструктура - организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инвестиции - денежные средства, имущество или имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта.

Инвестиционная инфраструктура - совокупность консультационных, обучающих, посреднических, лизинговых, аудиторских и других организаций, финансовых институтов, деятельность которых направлена на содействие в разработке инвестиционных проектов, поиск инвесторов и проведение инвестиционных ресурсов от инвестора к объекту инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность - вложение средств, инвестирование; совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений.

Инвестиционная политика - составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

Теневой сектор - любая экономическая деятельность, сознательно или непреднамеренно укрытая осуществляющим ее субъектом от наблюдения со стороны государства.



2. Характеристика и анализ налоговой базы


За период 2004-2005 гг. в г. Хабаровске отмечены позитивные тенденции социально-экономического развития города, что подтверждается положительной динамикой большинства основных макроэкономических показателей.

Оборот крупных и средних предприятий и организаций города в 2005 году увеличился на 23,2 %. Значительное увеличение оборота наблюдается в финансовой деятельности (в 2,3 р.), оптовой и розничной торговле (143,5 %), здравоохранении (142,1 %), транспорте и связи (122,3 %).

При этом доля г. Хабаровска в общем объеме оборота по Хабаровскому краю составила 44,4 %.

На промышленных предприятиях увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг в 2005 году составило 10,1 %. В обрабатывающих производствах значительное увеличение имеется в текстильном и швейном производстве (131,3 %), производстве кокса и нефтепродуктов (137,7 %), производстве машин и оборудования (111,8 %).

Доля г. Хабаровска в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг по Хабаровскому краю составила 44,7 %.

Наиболее существенное влияние на рост объемов отгруженных товаров в промышленных видах деятельности оказали следующие предприятия: ОАО «ХНПЗ», ООО «Хабаровская топливная компания», ОАО «Дальтехгаз», ОАО «Авторемлес», ОАО «Дальэнергомаш» и др.

Промышленный подъем сопровождается качественными изменениями в финансовом положении предприятий, так в 2005 году по сравнению с 2003 годом снизилось количество убыточных предприятий города с 28,3 % до 24,9 %., в 2,7 раза увеличена прибыль.

В 2005 году утверждена «Концепция развития муниципального производственного сектора экономики г. Хабаровска на период до 2010 года», направленная на создание эффективной системы управления, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий, повышение конкурентоспособности и качества услуг, оказываемых населению города.

За 2003-2005 годы муниципальными предприятиями города увеличено производство продукции и оказанных услуг населению на 44,4 %. Производительность труда выросла на 80,6 % и составила 385,2 тыс.рублей на 1 работающего. Среднемесячная заработная плата составила 10922 рубля и выросла по сравнению с 2003 годом на 44,1 %.

Во всех отраслях муниципального сектора экономики в 2005 году получена валовая прибыль в сумме 164,5 млн. рублей, что на 106,1 млн.руб. больше уровня 2003 года.

В 2005 году потребительский рынок города сохранил положительную динамику развития. Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги за январь-декабрь 2005 года в процентах к январю-декабрю 2004 года составил 114,1 %.

За 2003-2005 годы оборот розничной торговли во всех каналах реализации увеличился на 63,4 % или на 14,9 млн. руб. Реальный оборот розничной торговли в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился в сопоставимой оценке на 119,0%.

Сохранилась тенденция опережающего роста оборота торгующих предприятий по сравнению с ростом продаж на рынках города.

Если в 2003 году оборот торгующих предприятий занимал в общем обороте розничной торговли 76,6 %, то в 2005 году удельный вес оборота торгующих предприятий возрос до 81,0 %. Это свидетельствует о том, что в условиях товарной насыщенности рынка и отсутствия дефицита товаров для покупателя важными становятся качество и безопасность товаров. Покупатели предпочитают воспользоваться услугами магазинов, оснащенных современным торговым и холодильным оборудованием, где можно обеспечить соблюдение санитарных норм и правил торговли.

В макроструктуре товарооборота 54,1 % занимают продовольственные товары, в 2003 году - 48,7 %.

В 2005 году предприятиями общественного питания города реализовано продукции на сумму 2241,0 млн. рублей, что в 1,8 р. больше уровня 2003 года.

Вопросы привлечения инвестиций в экономику города рассматриваются администрацией как важнейший фактор развития высокоэффективного и конкурентоспособного производства.

Инвестиции в основной капитал в 2005 году составили 22,3 млрд.рублей., что на 47,7 % больше уровня 2003 года. В 2005 году в транспорт и связь вложено - 42,5% от общего объема ресурсов, промышленность города - 12,1%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 11,9%, строительство - 4,9%.

Создана необходимая структура управления строительным комплексом, разработана нормативная правовая база в области регулирования и поддержки инвестиционной деятельности, проведена работа по внесению изменений в правовые акты органов местного самоуправления в области градостроительства и землепользования в связи с изменением федерального законодательства, завершается разработка Генерального плана города и инвентаризация земель.

Для привлечения финансовых ресурсов на реализацию инвестиционных проектов ежегодно выпускается сборник инвестиционных предложений предприятий г.Хабаровска.

Администрацией города активно реализуются общегородские инвестиционные программы с привлечением средств частных инвесторов.

Осуществив первоначальные бюджетные вложения на продвижение первых инвестиционных проектов, в дальнейшем мы получили дивиденды в виде доверия со стороны инвесторов к проектам в рамках данной программы. Развитие данного направления сделало возможным строительство крупных объектов торговли.

За 2003-2005 годы существенно снизилась сумма просроченной задолженности по заработной плате с 92,5 млн.рублей до 32,9 млн.руб.

Заработная плата за 2003-2005 годы выросла на 139,3 % и составила 11890,9 рублей.

За 2005 год всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории города Хабаровска, уплачено налогов и сборов в сумме 16105,4 млн.рублей, в том числе в федеральный бюджет 5562,1 млн.рублей, в территориальный 10543,3 млн.рублей, в бюджет города 2231,9 млн.рублей.

Формирование доходной части бюджета города Хабаровска в 2003-2006 годах происходит в условиях начатых в Российской Федерации реформ местного самоуправления, межбюджетных отношений, системы социальной защиты населения.

В связи с передачей ряда налогов на другие уровни бюджетной системы с 2004 года объём доходов бюджета города Хабаровска, без учёта финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней, имеет тенденцию к снижению. В 2003 году доля собственных доходов от общего объёма доходов составляла 88,8%, в 2004 году - 80,8%, в 2005 году  - 66,3%. При этом уровень финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней возрастает, и составил в 2005 году 34% против 11% в 2003 году, что свидетельствует о дотационном характере бюджета. Все это отражается на развитии города Хабаровска и влияет на финансовое состояние местного бюджета.

Переданные с местного уровня расходные полномочия на другие уровни бюджетной системы не способны компенсировать потери местного бюджета, образовавшиеся в результате перераспределения доходных источников, в соответствии с федеральным законодательством, и закрепления дополнительных полномочий за муниципалитетами (без финансового обеспечения со стороны федерации). Доходные источники местного бюджета не способны покрыть ежегодный рост (индексацию) расходов бюджета: по коммунальным услугам (из-за повышения тарифов), по заработной плате, по услугам связи и ГСМ и т.д.

Изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации привели к значительным изменениям состояния налоговой базы и поступлений сумм налогов в бюджет города в сторону ее резкого снижения.

Были отменены: налог с продаж (доля отчислений в местный бюджет составляла - 60%); налог на прибыль, зачисляемый в местный бюджет; местные налоги и сборы: налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы; сбор на нужды образовательных учреждений, содержание милиции и благоустройство территории, налог на рекламу; перераспределены и переведены на уплату в другие уровни бюджетов (включая значительные доли отчислений): налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения; налог на имущество организаций, акцизы. Разграничение Бюджетным Кодексом доходов между уровнями бюджетной системы РФ привело к уменьшению норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц до 32,75% в 2006 году против 51% в 2003 году (из которых 2,75% являются дополнительно переданными).

Структура доходов бюджета города Хабаровска за период 2003-2005 годов представлена в таблице.


Основные составляющие доходной части бюджета в 2003-2005 годах (в процентах от общего объема доходов)

факт/
2003 год

факт/
2004 год

факт/
2005 год

бюджет/
2006 год

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего

73,4%

61,2%

45,0%

52%

из них

Налог на прибыль

11,6%

4,5%

0%

0%

Налог на доходы физических лиц

40,6%

38,0%

32,6%

39%

Акцизы

1,1%

1,7%

0%

0%

Налог с продаж

6,0%

0,6%

0%

0%

Единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы

1,0%

1,5%

0,9%

0%

Единый налог на вмененный доход

1,7%

2,4%

7,9%

9%

Налог на имущество

7,4%

9,4%

1,1%

1%

Земельный налог

1,2%

1,1%

1,7%

2%

Прочие налоги, пошлины и сборы

2,7%

1,9%

0,8%

1%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего

10,0%

12,8%

14,3%

10%

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

9,2%

11,1%

8,4%

8%

Прочие неналоговые поступления

3,1%

4%

7,2%

2%

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе от оказания платных услуг

3,2%

4,5%

5,8%

6%

ИТОГО ДОХОДОВ

88,8%

80,8%

66,3%

68%

Финансовая помощь из бюджетов

11%

19%

34%

32%

ВСЕГО ДОХОДОВ

100%

100%

100%

100%

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»