___________________________
Утратило силу на основании
Постановления Администрации города Хабаровска
от 13 июля 2009 года N 2469
___________________________
В целях увеличения доходной части бюджета города, формирования направлений получения дополнительных источников пополнения бюджета, на основании Устава городского округа «Город Хабаровск»
постановляю:
1. Утвердить Концепцию увеличения доходной части бюджета города согласно приложению.
2. Управляющему делами администрации города Безлепкину В.Д. обеспечить типографский выпуск "Концепции" в количестве 50 экземпляров.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-мэра города Казаченко В.П.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Мэр города
А.Н. Соколов
Концепция увеличения доходной части бюджета города на 2006-2008 годы
Введение
Концепция увеличения доходной части бюджета муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" (далее муниципальное образование) на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и ключевые направления политики города на этот период в сфере формирования и развития налоговой базы, обеспечивающей устойчивый рост экономики и повышение финансовой самостоятельности муниципального образования городской округ «Город Хабаровск». Концепция направлена на создание условий для экономического роста, улучшения социально-экономической обстановки, а также инвестиционного, предпринимательского климата в городе Хабаровске.
Концепция основывается на положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года, Программы реформирования системы управления муниципальными финансами города Хабаровска на 2006-2007 годы.
Принятие Концепции вызвано необходимостью дальнейшего совершенствования механизма по решению проблемы ежегодного опережения роста расходов городского бюджета (в том числе минимальной потребности) над ростом мобилизуемых в бюджет города налоговых и неналоговых платежей и сборов.
Данный процесс обусловлен следующими объективными факторами:
- развитием рыночных отношений и реформированием экономики, требующих обновления механизмов реализации социально-экономической политики, в том числе на уровне муниципального образования;
- появлением благоприятных экономических условий для увеличения налогового потенциала и повышения устойчивости бюджетной системы муниципального образования городской округ "Город Хабаровск", связанных со стабилизацией макроэкономической ситуации и формированием новых правил межбюджетных отношений;
- изменениями в Бюджетный кодекс РФ по вопросам местного самоуправления;
- осуществлением налоговой реформы и внесение изменений в законодательство о налогах и сборах на федеральном уровне.
Сложившаяся ситуация вызывает необходимость поиска дополнительных источников доходов и создания условий, позволяющих предприятиям реального сектора экономики наращивать объемы выпуска и реализации продукции.
В рамках намеченных целей предстоит сконцентрировать усилия по развитию налоговой базы муниципального образования городской округ "Город Хабаровск ".
Одним из важнейших направлений экономических преобразований в городе на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления местными финансами, что может быть достигнуто на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, развития налоговой базы. В связи с этим назрела необходимость проведения оценки объема и структуры поступлений налогов и сборов, а также резервов их мобилизации в местный бюджет.
Как показал практический опыт работы по реализации положений предыдущей Концепции увеличения доходной части бюджета города (Постановление Мэра города от 08.01.2003 №19), наиболее реальными и действенными мерами, оказывающими влияние на процесс увеличения мобилизации доходов в бюджет города, являются меры, предпринимаемые в следующих областях:
- отношения, связывающие субъекты хозяйственной деятельности с муниципальной собственностью в том или ином виде;
- продукция и услуги, производимые муниципальным сектором экономики;
- нормативно-правовая деятельность в области различного рода разрешений и согласований, регламентирующая организационные и финансовые взаимоотношения администрации города с хозяйствующими субъектами.
Существенное влияние на формирование доходной части бюджета города оказывают межбюджетные отношения, но их регулирование не входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Предлагаемая Концепция является логическим продолжением целенаправленной работы по увеличению собственных доходов бюджета города. Концепция рассматривает реальные возможности администрации города и перспективные направления, имеющие потенциальную возможность увеличения налоговых платежей в бюджет города, а также направления получения новых дополнительных источников пополнения местного бюджета путем прироста производственного потенциала, развития инновационных и высокотехнологичных производств, увеличения объемов строительства, развития платных услуг, развитием малого предпринимательства, выявления и ограничения теневого сектора экономики.
1. Основные понятия, используемые в концепции:
Налоговая база города - стоимостная, физическая или иная характеристика объектов налогообложения, находящихся на территории города, обеспечивающих совокупность поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" (далее - бюджет города Хабаровска);
Налоговый потенциал города - совокупность возможных налоговых поступлений в бюджет Хабаровска;
Активы муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" - имущество и иные объекты, принадлежащие на праве собственности городу как муниципальному образованию субъекта Российской Федерации (далее - муниципальная собственность).
Производственный потенциал - совокупность средств производства, принадлежащих субъектам хозяйственной деятельности и участвующих в процессе производства добавленной стоимости.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
Доходы бюджета - денежные средства, которые в соответствии с действующим законодательством поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов местного самоуправления.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
Межбюджетные отношения - взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;
Мобилизация доходов - комплекс мероприятий, разрабатываемых и проводимых структурными подразделениями администрации города, направленный на повышение собираемости доходов.
Инновации - нововведения в различных областях экономической деятельности, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствование уже выпускаемой продукции, технологического процесса, реализуемых в коммерческих целях с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.
Инновационная инфраструктура - организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Инвестиции - денежные средства, имущество или имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта.
Инвестиционная инфраструктура - совокупность консультационных, обучающих, посреднических, лизинговых, аудиторских и других организаций, финансовых институтов, деятельность которых направлена на содействие в разработке инвестиционных проектов, поиск инвесторов и проведение инвестиционных ресурсов от инвестора к объекту инвестиционной деятельности.
Инвестиционная деятельность - вложение средств, инвестирование; совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений.
Инвестиционная политика - составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.
Теневой сектор - любая экономическая деятельность, сознательно или непреднамеренно укрытая осуществляющим ее субъектом от наблюдения со стороны государства.
За период 2004-2005 гг. в г. Хабаровске отмечены позитивные тенденции социально-экономического развития города, что подтверждается положительной динамикой большинства основных макроэкономических показателей.
Оборот крупных и средних предприятий и организаций города в 2005 году увеличился на 23,2 %. Значительное увеличение оборота наблюдается в финансовой деятельности (в 2,3 р.), оптовой и розничной торговле (143,5 %), здравоохранении (142,1 %), транспорте и связи (122,3 %).
При этом доля г. Хабаровска в общем объеме оборота по Хабаровскому краю составила 44,4 %.
На промышленных предприятиях увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг в 2005 году составило 10,1 %. В обрабатывающих производствах значительное увеличение имеется в текстильном и швейном производстве (131,3 %), производстве кокса и нефтепродуктов (137,7 %), производстве машин и оборудования (111,8 %).
Доля г. Хабаровска в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг по Хабаровскому краю составила 44,7 %.
Наиболее существенное влияние на рост объемов отгруженных товаров в промышленных видах деятельности оказали следующие предприятия: ОАО «ХНПЗ», ООО «Хабаровская топливная компания», ОАО «Дальтехгаз», ОАО «Авторемлес», ОАО «Дальэнергомаш» и др.
Промышленный подъем сопровождается качественными изменениями в финансовом положении предприятий, так в 2005 году по сравнению с 2003 годом снизилось количество убыточных предприятий города с 28,3 % до 24,9 %., в 2,7 раза увеличена прибыль.
В 2005 году утверждена «Концепция развития муниципального производственного сектора экономики г. Хабаровска на период до 2010 года», направленная на создание эффективной системы управления, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий, повышение конкурентоспособности и качества услуг, оказываемых населению города.
За 2003-2005 годы муниципальными предприятиями города увеличено производство продукции и оказанных услуг населению на 44,4 %. Производительность труда выросла на 80,6 % и составила 385,2 тыс.рублей на 1 работающего. Среднемесячная заработная плата составила 10922 рубля и выросла по сравнению с 2003 годом на 44,1 %.
Во всех отраслях муниципального сектора экономики в 2005 году получена валовая прибыль в сумме 164,5 млн. рублей, что на 106,1 млн.руб. больше уровня 2003 года.
В 2005 году потребительский рынок города сохранил положительную динамику развития. Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги за январь-декабрь 2005 года в процентах к январю-декабрю 2004 года составил 114,1 %.
За 2003-2005 годы оборот розничной торговли во всех каналах реализации увеличился на 63,4 % или на 14,9 млн. руб. Реальный оборот розничной торговли в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился в сопоставимой оценке на 119,0%.
Сохранилась тенденция опережающего роста оборота торгующих предприятий по сравнению с ростом продаж на рынках города.
Если в 2003 году оборот торгующих предприятий занимал в общем обороте розничной торговли 76,6 %, то в 2005 году удельный вес оборота торгующих предприятий возрос до 81,0 %. Это свидетельствует о том, что в условиях товарной насыщенности рынка и отсутствия дефицита товаров для покупателя важными становятся качество и безопасность товаров. Покупатели предпочитают воспользоваться услугами магазинов, оснащенных современным торговым и холодильным оборудованием, где можно обеспечить соблюдение санитарных норм и правил торговли.
В макроструктуре товарооборота 54,1 % занимают продовольственные товары, в 2003 году - 48,7 %.
В 2005 году предприятиями общественного питания города реализовано продукции на сумму 2241,0 млн. рублей, что в 1,8 р. больше уровня 2003 года.
Вопросы привлечения инвестиций в экономику города рассматриваются администрацией как важнейший фактор развития высокоэффективного и конкурентоспособного производства.
Инвестиции в основной капитал в 2005 году составили 22,3 млрд.рублей., что на 47,7 % больше уровня 2003 года. В 2005 году в транспорт и связь вложено - 42,5% от общего объема ресурсов, промышленность города - 12,1%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 11,9%, строительство - 4,9%.
Создана необходимая структура управления строительным комплексом, разработана нормативная правовая база в области регулирования и поддержки инвестиционной деятельности, проведена работа по внесению изменений в правовые акты органов местного самоуправления в области градостроительства и землепользования в связи с изменением федерального законодательства, завершается разработка Генерального плана города и инвентаризация земель.
Для привлечения финансовых ресурсов на реализацию инвестиционных проектов ежегодно выпускается сборник инвестиционных предложений предприятий г.Хабаровска.
Администрацией города активно реализуются общегородские инвестиционные программы с привлечением средств частных инвесторов.
Осуществив первоначальные бюджетные вложения на продвижение первых инвестиционных проектов, в дальнейшем мы получили дивиденды в виде доверия со стороны инвесторов к проектам в рамках данной программы. Развитие данного направления сделало возможным строительство крупных объектов торговли.
За 2003-2005 годы существенно снизилась сумма просроченной задолженности по заработной плате с 92,5 млн.рублей до 32,9 млн.руб.
Заработная плата за 2003-2005 годы выросла на 139,3 % и составила 11890,9 рублей.
За 2005 год всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории города Хабаровска, уплачено налогов и сборов в сумме 16105,4 млн.рублей, в том числе в федеральный бюджет 5562,1 млн.рублей, в территориальный 10543,3 млн.рублей, в бюджет города 2231,9 млн.рублей.
Формирование доходной части бюджета города Хабаровска в 2003-2006 годах происходит в условиях начатых в Российской Федерации реформ местного самоуправления, межбюджетных отношений, системы социальной защиты населения.
В связи с передачей ряда налогов на другие уровни бюджетной системы с 2004 года объём доходов бюджета города Хабаровска, без учёта финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней, имеет тенденцию к снижению. В 2003 году доля собственных доходов от общего объёма доходов составляла 88,8%, в 2004 году - 80,8%, в 2005 году - 66,3%. При этом уровень финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней возрастает, и составил в 2005 году 34% против 11% в 2003 году, что свидетельствует о дотационном характере бюджета. Все это отражается на развитии города Хабаровска и влияет на финансовое состояние местного бюджета.
Переданные с местного уровня расходные полномочия на другие уровни бюджетной системы не способны компенсировать потери местного бюджета, образовавшиеся в результате перераспределения доходных источников, в соответствии с федеральным законодательством, и закрепления дополнительных полномочий за муниципалитетами (без финансового обеспечения со стороны федерации). Доходные источники местного бюджета не способны покрыть ежегодный рост (индексацию) расходов бюджета: по коммунальным услугам (из-за повышения тарифов), по заработной плате, по услугам связи и ГСМ и т.д.
Изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации привели к значительным изменениям состояния налоговой базы и поступлений сумм налогов в бюджет города в сторону ее резкого снижения.
Были отменены: налог с продаж (доля отчислений в местный бюджет составляла - 60%); налог на прибыль, зачисляемый в местный бюджет; местные налоги и сборы: налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы; сбор на нужды образовательных учреждений, содержание милиции и благоустройство территории, налог на рекламу; перераспределены и переведены на уплату в другие уровни бюджетов (включая значительные доли отчислений): налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения; налог на имущество организаций, акцизы. Разграничение Бюджетным Кодексом доходов между уровнями бюджетной системы РФ привело к уменьшению норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц до 32,75% в 2006 году против 51% в 2003 году (из которых 2,75% являются дополнительно переданными).
Структура доходов бюджета города Хабаровска за период 2003-2005 годов представлена в таблице.
Основные составляющие доходной части бюджета в 2003-2005 годах (в процентах от общего объема доходов)
факт/ | факт/ | факт/ | бюджет/ | |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 73,4% | 61,2% | 45,0% | 52% |
из них | ||||
Налог на прибыль | 11,6% | 4,5% | 0% | 0% |
Налог на доходы физических лиц | 40,6% | 38,0% | 32,6% | 39% |
Акцизы | 1,1% | 1,7% | 0% | 0% |
Налог с продаж | 6,0% | 0,6% | 0% | 0% |
Единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы | 1,0% | 1,5% | 0,9% | 0% |
Единый налог на вмененный доход | 1,7% | 2,4% | 7,9% | 9% |
Налог на имущество | 7,4% | 9,4% | 1,1% | 1% |
Земельный налог | 1,2% | 1,1% | 1,7% | 2% |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 2,7% | 1,9% | 0,8% | 1% |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 10,0% | 12,8% | 14,3% | 10% |
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 9,2% | 11,1% | 8,4% | 8% |
Прочие неналоговые поступления | 3,1% | 4% | 7,2% | 2% |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе от оказания платных услуг | 3,2% | 4,5% | 5,8% | 6% |
ИТОГО ДОХОДОВ | 88,8% | 80,8% | 66,3% | 68% |
Финансовая помощь из бюджетов | 11% | 19% | 34% | 32% |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 100% | 100% | 100% | 100% |