В целях достижения максимально возможного роста собираемости налогов и других обязательных платежей, формирования условий для получения дополнительных источников пополнения бюджета, на основании Устава городского округа «Город Хабаровск» администрация города
постановляет:
1. Утвердить Концепцию увеличения доходной части бюджета города согласно приложению.
2. Управляющему Делами администрации города Безлепкину В.Д. обеспечить типографский выпуск Концепции в количестве 50 экземпляров.
3. Считать утратившим силу постановление Мэра города Хабаровска от 13.06.2006 N 751 «Об утверждении концепции увеличения доходной части бюджета города на 2006-2008 годы».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-Мэра города Казаченко В.П.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Мэр города
А.Н. Соколов
КОНЦЕПЦИЯ
увеличения доходной части бюджета города на 2009-2011 годы
Концепция увеличения доходной части бюджета муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» (далее муниципальное образование) на среднесрочную перспективу (2009-2011 годы) (далее - Концепция) определяет направления и ориентиры политики муниципального образования в отношении формирования и развития доходной базы, направленной на увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города и повышение финансовой самостоятельности в условиях глобального экономического кризиса.
Концепция разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2010-2012 годах, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Стратегическим планом устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года.
Принятие Концепции вызвано необходимостью дальнейшего совершенствования существенных диспропорций доходных поступлений и расходов бюджета, которые по-прежнему сохраняются. Объем принимаемых расходных обязательств превосходит объем располагаемых доходов.
В условиях снижения доходов и увеличения расходных обязательств проблема нестабильности бюджета усугубляется.
Решение проблемы финансовой самостоятельности муниципального образования, расширение ее собственной доходной базы сегодня особенно актуально в связи с завершением переходного периода реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С 1 января 2009 года муниципальные образования обязаны применять его в полном объеме.
В результате принятия ряда федеральных законов за период с 2005 по 2008 год произошло расширение перечня вопросов местного значения, что привело к увеличению расходных обязательств. В связи с этим необходимо стимулировать муниципальные образования к наращиванию собственного налогового потенциала, что обеспечит их скорейший выход из кризиса. При этом стимул для увеличения собственной доходной базы невелик. Напрямую к источникам доходной базы относятся два налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог. Однако и от этих налогов бюджет города недополучает доходы в связи с предоставляемыми на федеральном уровне льготами, которые приводят к выпадающим доходам и не компенсируются из федерального бюджета.
Главная задача бюджетной политики в сложившихся сложных экономических условиях - обеспечение стабильного финансирования первоочередных обязательств перед населением. Чтобы достичь этих целей, необходимо сконцентрировать все усилия на мерах по сохранению и укреплению доходной базы бюджета - обеспечить полноту поступлений налоговых и неналоговых платежей.
Решить поставленные задачи возможно прежде всего за счет повышения эффективности управления местными финансами на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, усовершенствования законодательной базы, нормативно-правовой деятельности в области различного рода разрешений и согласований, регламентирующей организационные и финансовые взаимоотношения, урегулирования межбюджетных отношений,
Как показал практический опыт, задачи, поставленные предыдущей Концепцией, в целом последовательно реализовываются. Предлагаемая Концепция является продолжением целенаправленной работы по сохранению и расширению налогооблагаемой базы бюджета города и рассматривает реальные возможности по увеличению налоговых и неналоговых платежей, сокращению дефицита бюджета, а также дополнительные источники пополнения бюджета города путем развития инновационных и высокотехнологичных производств, платных услуг, поддержки малого и среднего предпринимательства, эффективного использования муниципального имущества, увеличения объемов строительства, расширения потребительского рынка и сферы услуг.
1. Характеристика и анализ налоговой базы
Динамика показателей социально-экономического развития города за три года (2006-2008 гг.) характеризовалась стабильным экономическим ростом, связанным с увеличением объемов промышленного производства, ростом деловой предпринимательской активности, увеличением реальных доходов населения, ростом доходной части бюджета, увеличением его социальной направленности.
Принят и реализуется Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, разработанный в многостороннем конструктивном диалоге власти, бизнеса и общества. Накопленный потенциал развития позволил сохранить положительную динамику макроэкономических показателей.
2008 год был успешным для развития производственного потенциала социально-культурной сферы, улучшения имиджа города. В городе внедрены: программно-целевое планирование, новые принципы бюджетного планирования, проведена реформа системы управления муниципальными финансами.
Как итог - город Хабаровск признан победителем V Всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучший город РФ по экономическим показателям развития» и был отмечен дипломом ООН-Хабитат «За обеспечение устойчивого развития города».
Оборот организаций по всем хозяйственным видам деятельности увеличился в 2008 году на 24% от уровня 2007 года и достиг 248,8 млрд. рублей.
Высокими темпами развития характеризовались оптовая и розничная торговля (133,5%); строительство (127,9%); сервисные виды услуг (136,7%)
Промышленный комплекс города развивался достаточно высокими темпами, прежде всего за счет обрабатывающих предприятий. Основной прирост обеспечили обработка древесины и производство изделий из дерева (в 1,7 раза), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (140,6%), производство резиновых и пластмассовых изделий (138,0%); кокса и нефтепродуктов (136,4%); пищевых продуктов (124,1%).
Строительный комплекс города Хабаровска представлен тремя направлениями:
- проектно-изыскательские работы;
- строительство;
- производство строительных материалов.
Все эти направления тесно связаны между собой и с общим развитием города. Инвестиции отраслей городского хозяйства в строительство новых объектов, реконструкцию и модернизацию существующих позволяли последние годы развиваться строительной отрасли и увеличивать ее бюджетную доходность.
Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Инвестиции в строительство основных фондов, млрд. рублей | 14,5 | 21,1 | 34,4 |
Оборот организаций по виду деятельности «строительство» млрд. рублей | 12,9 | 17,6 | 25,7 |
Налоговые поступления, млн. рублей | 474,1 | 647,4 | 1271,9 |
Следствием роста строительной активности стало увеличение физических объемов производства строительных материалов: конструкций из алюминия в 1,8 раза, кирпича в 1,6 раза, пиломатериалов на 34,7%, конструкций сборных железобетонных на 9,2%.
Планомерный рост промышленности осуществлялся за счет реконструкции и модернизации производственных мощностей, внедрения новых технологий. В 2008 году на освоение новых конкурентоспособных видов продукции, модернизацию и техническое перевооружение действующих производственных мощностей предприятий направлено более 1 млрд. рублей, что свидетельствует о саморазвивающемся потенциале предприятий.
Промышленный подъем сопровождался качественными изменениями в финансах предприятий: в 1,6 раза увеличилась прибыль организаций города. Удельный вес прибыльных организаций к концу года составил 78,3% от общего числа по городу.
Муниципальными предприятиями города в 2008 году произведено продукции (работ, услуг) на сумму 8,2 млрд. рублей, получено 412,4 млн. рублей валовой прибыли, производительность труда выросла по сравнению с 2007 годом на 9,4% и составила 961,5 тыс. рублей на одного работающего.
Суммарная чистая прибыль отраслей муниципального сектора экономики - 230,3 млн. руб.
Производительность труда в муниципальном секторе экономики по отношению к 2007 году выросла на 9,4% и составила 961,5 тыс. рублей на одного работающего.
Основным источником модернизации экономики города, ее эффективного роста являются инвестиции, привлечение и стимулирование которых - приоритетная задача муниципального управления.
В целях стимулирования и развития инвестиционных процессов в 2008 году муниципальную поддержку получили 8 социально значимых проектов, выпущен шестой сборник инвестиционных предложений предприятий города Хабаровска (66,7 млрд. рублей), проведен конкурс «Лучший реализованный инвестиционный проект года».
Важный показатель роста эффективности и конкурентоспособности экономики города - объем инвестиций в основной капитал, который в 2008 году увеличился на 14,6% и составил 45,8 млрд. рублей. Наибольшее инвестиционное развитие произошло в обрабатывающих производствах, сервисных услугах, финансовой деятельности, транспорте и связи.
В городе сформирована достаточная правовая основа, позволяющая строить эффективное взаимодействие с инвесторами и реализовывать достаточно сложные и высокодоходные инвестиционные проекты.
Средняя номинальная заработная плата в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 30% и составила 24 тыс. рублей. Покупательная способность заработной платы (соотношение к прожиточному минимуму, равному в 2008 году 6902,0 руб.) в 2008 году составила 3,5 раза.
Рост доходов населения как элемент потребительского спроса позволил увеличить покупательную способность.
Объем розничного товарооборота по всем каналам реализации составил в 2008 году 69,4 млрд. рублей, оборот общественного питания - 4,2 млрд. рублей, что соответственно на 18,9% и 23,5% больше, чем в 2007 году.
Зависимость увеличения собственных доходов бюджета города от роста показателей социально-экономического развития представлена в таблице
N п/п | Показатели | Ед. изм. | 2006 год | 2007 год | Темп роста % | 2008 год | Темп роста % | Прогноз 2009 год | Темп роста % |
1 | Оборот организаций | млрд. руб. | 155,9 | 196,8 | 126,2 | 248,8 | 126,4 | 243,0 | 97,7 |
2 | Объем отгруженных товаров по промышленным видам экономической деятельности | млрд. руб. | 36,9 | 43,9 | 119 | 50,3 | 114,6 | 50,5 | 100,4 |
3 | Инвестиции и основной капитал | млрд. руб. | 25,1 | 29,0 | 115,5 | 45,8 | 157,9 | 29,0 | 63,3 |
4 | Оборот розничной торговли по всем каналам реализации | млрд. руб. | 48,6 | 58,4 | 120,2 | 69,4 | 118,9 | 75,2 | 108,4 |
5 | Оборот общественного питания | млрд. руб. | 2,8 | 3,4 | 121,4 | 4,2 | 123,5 | 4,8 | 114,3 |
Ввод в эксплуатацию жилья | тыс. кв.м. | 168,1 | 227,5 | 135,3 | 269,2 | 118,3 | 245,5 | 91,2 | |
6 | Начисленная средняя заработная плата номинальная | руб. | 15197,7 | 18500,0 | 121,7 | 24041,7 | 130,0 | 27167,0 | 113 |
7 | Прожиточный минимум в среднем на душу | руб. | 4938,0 | 5525,0 | 111,9 | 6902,0 | 124,9 | 8420,0 | 122 |
8 | Собственные доходы бюджета города (за исключением безвозм. платежей и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) | млн. руб. | 3813,7 | 4856,25 | 127,3% | 6605,5 | 136% | 6855,7 | 103,8% |
В 2008 году администрацией города продолжалась реализация утвержденных 57 целевых программ и мероприятий, отвечающих целям стратегического развития. В их числе 11 программ по обеспечению динамичного развития отраслей городского хозяйства, 39 программ социальной направленности, включая жилищное строительство, 7 программ, обеспечивающих поддержку и развитие городской экономики и муниципальных финансов.
Формирование доходной части бюджета города Хабаровска в 2006-2008 годах происходило в условиях реформ местного самоуправления, межбюджетных отношений, социальной сферы.
За 2006-2008 годы отмечается положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов, рост доходной базы городского бюджета увеличился в 2,1 раза.
При этом удельный вес собственных доходов в общих поступлениях доходов бюджета города снизился, что является результатом проводимой органами государственной власти политики, направленной на централизацию доходов в федеральном и региональном бюджетах.
Нормативы зачисления основных налогов в бюджет города (установленные Бюджетным кодексом РФ и краевым законодательством) по годам представлены в таблице:
Наименование налога | Норматив зачисления | |||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Налог на доходы физических лиц | 32,75 | 33,0808 | 32,7356 | 32,1209 |
Единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения | - | - | 27 | 27 |
Единый налог на вмененный доход | 90 | 90 | 90 | 90 |
Единый сельхозналог | 60 | 60 | 60 | 60 |
Транспортный налог | - | - | 50 | 50 |
Налог на имущество физических лиц | 100 | 100 | 100 | 100 |
Земельный налог | 100 | 100 | 100 | 100 |
По налогам, имеющим наибольший удельный вес в объеме собственных доходов, нормативы практически не меняются.
Из всей суммы собранных на территории города Хабаровска налоговых доходов в 2008 году в бюджете города осталось лишь 16,4%.
При этом уровень финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней возрос и составил в 2008 году 41,6% от всей суммы доходов против 29,4% в 2006 году.
Доходы бюджета города формируются преимущественно за счет налоговых поступлений, удельный вес которых в общей сумме доходов составляет: в 2006 году - 46,2%, в 2007 году - 38,6%, в 2008 году - 38,8%, в 2009 году согласно принятому бюджету - 37%.
Структура доходов бюджета города Хабаровска представлена в таблице.