АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2009 года N 2469


Об утверждении Концепции увеличения доходной части бюджета города на 2009-2011 годы



В целях достижения максимально возможного роста собираемости налогов и других обязательных платежей, формирования условий для получения дополнительных источников пополнения бюджета, на основании Устава городского округа «Город Хабаровск» администрация города

постановляет:

1. Утвердить Концепцию увеличения доходной части бюджета города согласно приложению.

2. Управляющему Делами администрации города Безлепкину В.Д. обеспечить типографский выпуск Концепции в количестве 50 экземпляров.

3. Считать утратившим силу постановление Мэра города Хабаровска от 13.06.2006 N 751 «Об утверждении концепции увеличения доходной части бюджета города на 2006-2008 годы».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-Мэра города Казаченко В.П.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Мэр города
А.Н. Соколов


Приложение

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации города
от 13 июля 2009 года N 2469

КОНЦЕПЦИЯ
увеличения доходной части бюджета города на 2009-2011 годы


Введение


Концепция увеличения доходной части бюджета муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» (далее муниципальное образование) на среднесрочную перспективу (2009-2011 годы) (далее - Концепция) определяет направления и ориентиры политики муниципального образования в отношении формирования и развития доходной базы, направленной на увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города и повышение финансовой самостоятельности в условиях глобального экономического кризиса.

Концепция разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2010-2012 годах, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Стратегическим планом устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года.

Принятие Концепции вызвано необходимостью дальнейшего совершенствования существенных диспропорций доходных поступлений и расходов бюджета, которые по-прежнему сохраняются. Объем принимаемых расходных обязательств превосходит объем располагаемых доходов.

В условиях снижения доходов и увеличения расходных обязательств проблема нестабильности бюджета усугубляется.

Решение проблемы финансовой самостоятельности муниципального образования, расширение ее собственной доходной базы сегодня особенно актуально в связи с завершением переходного периода реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С 1 января 2009 года муниципальные образования обязаны применять его в полном объеме.

В результате принятия ряда федеральных законов за период с 2005 по 2008 год произошло расширение перечня вопросов местного значения, что привело к увеличению расходных обязательств. В связи с этим необходимо стимулировать муниципальные образования к наращиванию собственного налогового потенциала, что обеспечит их скорейший выход из кризиса. При этом стимул для увеличения собственной доходной базы невелик. Напрямую к источникам доходной базы относятся два налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог. Однако и от этих налогов бюджет города недополучает доходы в связи с предоставляемыми на федеральном уровне льготами, которые приводят к выпадающим доходам и не компенсируются из федерального бюджета.

Главная задача бюджетной политики в сложившихся сложных экономических условиях - обеспечение стабильного финансирования первоочередных обязательств перед населением. Чтобы достичь этих целей, необходимо сконцентрировать все усилия на мерах по сохранению и укреплению доходной базы бюджета - обеспечить полноту поступлений налоговых и неналоговых платежей.

Решить поставленные задачи возможно прежде всего за счет повышения эффективности управления местными финансами на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, усовершенствования законодательной базы, нормативно-правовой деятельности в области различного рода разрешений и согласований, регламентирующей организационные и финансовые взаимоотношения, урегулирования межбюджетных отношений,

Как показал практический опыт, задачи, поставленные предыдущей Концепцией, в целом последовательно реализовываются. Предлагаемая Концепция является продолжением целенаправленной работы по сохранению и расширению налогооблагаемой базы бюджета города и рассматривает реальные возможности по увеличению налоговых и неналоговых платежей, сокращению дефицита бюджета, а также дополнительные источники пополнения бюджета города путем развития инновационных и высокотехнологичных производств, платных услуг, поддержки малого и среднего предпринимательства, эффективного использования муниципального имущества, увеличения объемов строительства, расширения потребительского рынка и сферы услуг.

1. Характеристика и анализ налоговой базы

Динамика показателей социально-экономического развития города за три года (2006-2008 гг.) характеризовалась стабильным экономическим ростом, связанным с увеличением объемов промышленного производства, ростом деловой предпринимательской активности, увеличением реальных доходов населения, ростом доходной части бюджета, увеличением его социальной направленности.

Принят и реализуется Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, разработанный в многостороннем конструктивном диалоге власти, бизнеса и общества. Накопленный потенциал развития позволил сохранить положительную динамику макроэкономических показателей.

2008 год был успешным для развития производственного потенциала социально-культурной сферы, улучшения имиджа города. В городе внедрены: программно-целевое планирование, новые принципы бюджетного планирования, проведена реформа системы управления муниципальными финансами.

Как итог - город Хабаровск признан победителем V Всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучший город РФ по экономическим показателям развития» и был отмечен дипломом ООН-Хабитат «За обеспечение устойчивого развития города».

Оборот организаций по всем хозяйственным видам деятельности увеличился в 2008 году на 24% от уровня 2007 года и достиг 248,8 млрд. рублей.

Высокими темпами развития характеризовались оптовая и розничная торговля (133,5%); строительство (127,9%); сервисные виды услуг (136,7%)

Промышленный комплекс города развивался достаточно высокими темпами, прежде всего за счет обрабатывающих предприятий. Основной прирост обеспечили обработка древесины и производство изделий из дерева (в 1,7 раза), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (140,6%), производство резиновых и пластмассовых изделий (138,0%); кокса и нефтепродуктов (136,4%); пищевых продуктов (124,1%).

Строительный комплекс города Хабаровска представлен тремя направлениями:

- проектно-изыскательские работы;

- строительство;

- производство строительных материалов.

Все эти направления тесно связаны между собой и с общим развитием города. Инвестиции отраслей городского хозяйства в строительство новых объектов, реконструкцию и модернизацию существующих позволяли последние годы развиваться строительной отрасли и увеличивать ее бюджетную доходность.

Показатель

2006 год

2007 год

2008 год

Инвестиции в строительство основных фондов, млрд. рублей

14,5

21,1

34,4

Оборот организаций по виду деятельности «строительство» млрд. рублей

12,9

17,6

25,7

Налоговые поступления, млн. рублей

474,1

647,4

1271,9


Следствием роста строительной активности стало увеличение физических объемов производства строительных материалов: конструкций из алюминия в 1,8 раза, кирпича в 1,6 раза, пиломатериалов на 34,7%, конструкций сборных железобетонных на 9,2%.

Планомерный рост промышленности осуществлялся за счет реконструкции и модернизации производственных мощностей, внедрения новых технологий. В 2008 году на освоение новых конкурентоспособных видов продукции, модернизацию и техническое перевооружение действующих производственных мощностей предприятий направлено более 1 млрд. рублей, что свидетельствует о саморазвивающемся потенциале предприятий.

Промышленный подъем сопровождался качественными изменениями в финансах предприятий: в 1,6 раза увеличилась прибыль организаций города. Удельный вес прибыльных организаций к концу года составил 78,3% от общего числа по городу.

Муниципальными предприятиями города в 2008 году произведено продукции (работ, услуг) на сумму 8,2 млрд. рублей, получено 412,4 млн. рублей валовой прибыли, производительность труда выросла по сравнению с 2007 годом на 9,4% и составила 961,5 тыс. рублей на одного работающего.

Суммарная чистая прибыль отраслей муниципального сектора экономики - 230,3 млн. руб.

Производительность труда в муниципальном секторе экономики по отношению к 2007 году выросла на 9,4% и составила 961,5 тыс. рублей на одного работающего.

Основным источником модернизации экономики города, ее эффективного роста являются инвестиции, привлечение и стимулирование которых - приоритетная задача муниципального управления.

В целях стимулирования и развития инвестиционных процессов в 2008 году муниципальную поддержку получили 8 социально значимых проектов, выпущен шестой сборник инвестиционных предложений предприятий города Хабаровска (66,7 млрд. рублей), проведен конкурс «Лучший реализованный инвестиционный проект года».

Важный показатель роста эффективности и конкурентоспособности экономики города - объем инвестиций в основной капитал, который в 2008 году увеличился на 14,6% и составил 45,8 млрд. рублей. Наибольшее инвестиционное развитие произошло в обрабатывающих производствах, сервисных услугах, финансовой деятельности, транспорте и связи.

В городе сформирована достаточная правовая основа, позволяющая строить эффективное взаимодействие с инвесторами и реализовывать достаточно сложные и высокодоходные инвестиционные проекты.

Средняя номинальная заработная плата в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 30% и составила 24 тыс. рублей. Покупательная способность заработной платы (соотношение к прожиточному минимуму, равному в 2008 году 6902,0 руб.) в 2008 году составила 3,5 раза.

Рост доходов населения как элемент потребительского спроса позволил увеличить покупательную способность.

Объем розничного товарооборота по всем каналам реализации составил в 2008 году 69,4 млрд. рублей, оборот общественного питания - 4,2 млрд. рублей, что соответственно на 18,9% и 23,5% больше, чем в 2007 году.

Зависимость увеличения собственных доходов бюджета города от роста показателей социально-экономического развития представлена в таблице

N п/п

Показатели

Ед. изм.

2006 год

2007 год

Темп роста %

2008 год

Темп роста %

Прогноз 2009 год

Темп роста %

1

Оборот организаций

млрд. руб.

155,9

196,8

126,2

248,8

126,4

243,0

97,7

2

Объем отгруженных товаров по промышленным видам экономической деятельности

млрд. руб.

36,9

43,9

119

50,3

114,6

50,5

100,4

3

Инвестиции и основной капитал

млрд. руб.

25,1

29,0

115,5

45,8

157,9

29,0

63,3

4

Оборот розничной торговли по всем каналам реализации

млрд. руб.

48,6

58,4

120,2

69,4

118,9

75,2

108,4

5

Оборот общественного питания

млрд. руб.

2,8

3,4

121,4

4,2

123,5

4,8

114,3

Ввод в эксплуатацию жилья

тыс. кв.м.

168,1

227,5

135,3

269,2

118,3

245,5

91,2

6

Начисленная средняя заработная плата номинальная

руб.

15197,7

18500,0

121,7

24041,7

130,0

27167,0

113

7

Прожиточный минимум в среднем на душу

руб.

4938,0

5525,0

111,9

6902,0

124,9

8420,0

122

8

Собственные доходы бюджета города (за исключением безвозм. платежей и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности)

млн. руб.

3813,7

4856,25

127,3%

6605,5

136%

6855,7

103,8%



В 2008 году администрацией города продолжалась реализация утвержденных 57 целевых программ и мероприятий, отвечающих целям стратегического развития. В их числе 11 программ по обеспечению динамичного развития отраслей городского хозяйства, 39 программ социальной направленности, включая жилищное строительство, 7 программ, обеспечивающих поддержку и развитие городской экономики и муниципальных финансов.

Формирование доходной части бюджета города Хабаровска в 2006-2008 годах происходило в условиях реформ местного самоуправления, межбюджетных отношений, социальной сферы.

За 2006-2008 годы отмечается положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов, рост доходной базы городского бюджета увеличился в 2,1 раза.

При этом удельный вес собственных доходов в общих поступлениях доходов бюджета города снизился, что является результатом проводимой органами государственной власти политики, направленной на централизацию доходов в федеральном и региональном бюджетах.

Нормативы зачисления основных налогов в бюджет города (установленные Бюджетным кодексом РФ и краевым законодательством) по годам представлены в таблице:

Наименование налога

Норматив зачисления

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Налог на доходы физических лиц

32,75

33,0808

32,7356

32,1209

Единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения

-

-

27

27

Единый налог на вмененный доход

90

90

90

90

Единый сельхозналог

60

60

60

60

Транспортный налог

-

-

50

50

Налог на имущество физических лиц

100

100

100

100

Земельный налог

100

100

100

100



По налогам, имеющим наибольший удельный вес в объеме собственных доходов, нормативы практически не меняются.

Из всей суммы собранных на территории города Хабаровска налоговых доходов в 2008 году в бюджете города осталось лишь 16,4%.

При этом уровень финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней возрос и составил в 2008 году 41,6% от всей суммы доходов против 29,4% в 2006 году.

Доходы бюджета города формируются преимущественно за счет налоговых поступлений, удельный вес которых в общей сумме доходов составляет: в 2006 году - 46,2%, в 2007 году - 38,6%, в 2008 году - 38,8%, в 2009 году согласно принятому бюджету - 37%.

Структура доходов бюджета города Хабаровска представлена в таблице.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»