МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2005 года N 1783


О концепции управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск»


На основании Устава городского округа «Город Хабаровск», Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»

постановляю:

1.Утвердить Концепцию управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск» согласно приложению.

2.Структурным подразделениям администрации г. Хабаровска организовать работу по реализации Концепции управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск» .

3 Для повышения эффективности управления муниципальным имуществом:

3.1 .Отраслевым структурным подразделениям администрации города согласовать до 01.01.2006 с Департаментом муниципальной собственности г. Хабаровска графики проведения проверок подведомственных предприятий и учреждений. Информацию о результатах проверок с анализом эффективности использования муниципального имущества направлять в Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска.

3.2.Департаменту муниципальной собственности г. Хабаровска совместно со структурными подразделениями администрации г. Хабаровска по результатам анализа эффективности использования муниципального имущества готовить предложения о перераспределении имущества в целях увеличения поступлений в местный бюджет, а также решения социальных вопросов.

3.3.Отраслевым структурным подразделениям администрации г. Хабаровска разработать до 01.06.2006 и направить в Управление кадров муниципальной службы предложения по обучению представителей администрации города, участвующих в органах управления хозяйственных обществ.

3.4. Управлению кадров муниципальной службы разработать программу обучения на 2007 г. и организовать обучение в г. Хабаровске представителей администрации города, участвующих в органах управления хозяйственных обществ,

3.5.Управлению делами на основании представленной программы обучения направить до 01.10.2006 в финансовый департамент предложения об объеме денежных средств, необходимых в 2007 г. на обучение представителей администрации города, участвующих в органах управления хозяйственных обществ.

3.6.Финансовому департаменту предусмотреть в бюджете на 2007 г. расходы на обучение представителей администрации города, участвующих в органах управления хозяйственных обществ.

3.7.Департаменту муниципальной собственности г. Хабаровска продолжить работу по оформлению прав муниципальной собственности на объекты недвижимости, в том числе на земельные участки, обеспечить проведение работы по разграничению имущества в рамках Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-Мэра города Хабаровска Казаченко В.П.

     

Мэр города Хабаровска
А.Н. Соколов



Приложение
к постановлению Мэра города
от 14 ноября 2005 года N 1783

КОНЦЕПЦИЯ
Управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск»


ВВЕДЕНИЕ


Настоящая концепция определяет основные цели, задачи и принципы политики администрации города в сфере управления муниципальным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, казны муниципального образования, а также имущественных прав муниципального образования, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

Предметом концепции являются модели организации и механизмы управления муниципальным имуществом в городском округе, обеспечивающие достижение целей и решение задач в данной сфере, определенных в рамках политики социально- экономического развития муниципального образования.

Концепция исходит из основного принципа, согласно которому управление муниципальным имуществом должно быть направлено на решение социально экономических проблем населения города Хабаровска и обеспечение экономического роста в целом и осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

Концепция содержит разделы:

1.Цели, задачи и принципы управления муниципальным имуществом.

2.Управление муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями.

3.Управление акциями, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ.

4.Управление муниципальной недвижимостью.

1.Цели, задачи и принципы управления муниципальным имуществом


В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, усиления контроля и регулирования в муниципальном секторе экономики.

Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за муниципальной собственностью.

Муниципальная политика в сфере управления муниципальным имуществом должна:

- носить публичный характер, обеспечивать участие граждан и их объединений в подготовке решений и осуществление мероприятий, направленных на формирование и реализацию этой политики;

- предусматривать ответственность органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц за социальные, экономические и иные последствия их деятельности по управлению, распоряжению и использованию муниципального имущества.

Муниципальная политика в сфере управления муниципальным имуществом должна быть системной, что требует выполнения следующих условий:

- реализация муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом должна быть организована как планомерный, последовательный и непрерывный процесс;

- методы и технологии решения задач указанной политики должны быть разработаны и научно обоснованы с учетом опыта управления муниципальным имуществом;

- задачи муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом, механизмы их реализации, требования к результатам должны быть реалистичными и учитывать социально-экономическое состояние муниципального образования, действительные возможности и ресурсы;

- задачи должны быть определены исчерпывающим образом и структурированы по их значимости, а их решение должно обеспечивать достижение поставленной цели.

Муниципальная политика, в основу которой положена настоящая концепция, преследует следующие цели:

-создание правовых основ для построения эффективной системы управления муниципальным имуществом;

обеспечение условий для привлечения инвестиций в недвижимость и формирования рынка земельных участков и иной недвижимости;

- реформирование системы платежей за землю и прочно связанную с ней недвижимость;

- увеличение доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью;

- оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс совершенствования управления;

- повышение конкурентоспособности муниципальных организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей администрации города необходимо решить следующие задачи:

- фундаментом реализации муниципальной политики в сфере управления и распоряжения недвижимостью является разграничение собственности, в том числе на землю, здания, сооружения, включая входящие в состав имущественных комплексов муниципальных предприятий и учреждений;

- повысить эффективность управления муниципальным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детально регламентировать правовые процессы управления;

- оптимизировать количество объектов управления и перейти к пообъектному управлению;

- определить цели муниципального управления по каждому объекту управления (группе объектов);

- обеспечить права администрации города как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

- обеспечить контроль за использованием и сохранностью муниципального имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве руководителей муниципальных предприятий и учреждений, представителей администрации города в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительных управляющих муниципальным имуществом;

- обеспечить поступление дополнительных доходов в местный бюджет;

- применительно к недвижимому имуществу, находящемуся исключительно в муниципальной собственности и используемому для ведения деятельности, являющейся муниципальной монополией, необходимо предусмотреть широкое использование концессионных методов управления.

Задачи реализации настоящей концепции являются приоритетными для всех структурных подразделений администрации города.

В основу настоящей концепции положены следующие принципы управления муниципальным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

1.Определение цели управления.

Применительно к каждому объекту управления администрацией города должна быть определена и зафиксирована цель, которую она преследует и достижению которой служит объект.

Достижение целей администрации города применительно к управлению различными видами объектов управления должно определяться соответствующими правовыми актами.

2.Выбор способа достижения цели.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения руководителя (директора) и утверждается администрацией города.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели администрацией города возлагается на руководителя и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски администрации города при недостижении запланированного результата управления.

3.Построение системы управления

Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений администрацией города, порядок выбора руководителей, мотивации руководителей, контроль за объектами управления и деятельностью руководителей, предоставление отчетности уполномоченным органам, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе руководителей и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города и подведомственных предприятий должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

4.Обеспечение эффективности управления

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состоянии объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности структурных подразделений администрации города и подведомственных предприятий по управлению муниципальным имуществом.

5.Обеспечение профессионализма управления

Администрация города крайне заинтересована в профессиональном управлении муниципальным имуществом, в связи с чем необходимо совершенствовать систему подготовки и аттестации руководителей муниципальных предприятий и учреждений, муниципальных служащих. Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей концепции применительно к таким объектам управления, как муниципальные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в муниципальной собственности, доли администрации города в уставных капиталах хозяйственных обществ, муниципальная недвижимость, в следующей логической последовательности:

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между структурными подразделениями, положение дел и основные выводы);

б) постановка целей и задач управления;

в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых вопросов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализация механизма управления);

     г) контроль эффективности управления.

2. Управление муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями


В настоящее время в муниципальной собственности города Хабаровска находятся 32 муниципальных унитарных предприятия, из них семь - жилищно-коммунального хозяйства, восемь- жилищно-эксплутационных, восемь- благоустройства, три- транспортных, одно- торговли и одно-пищевой промышленности. Кроме того, есть четыре предприятия, подведомственных департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования. В городе действуют 277 муниципальных учреждений. Это 37 учреждений здравоохранения, 196- образования, 18- культуры, 10-соцзащиты, 14- физкультуры, один городской парк отдыха и один городской молодежный центр. Проводится работа по инвентаризации муниципального имущества, формированию Реестра муниципального имущества. В электронную базу данных Реестра внесено 32 муниципальных унитарных предприятия и 277 муниципальных учреждений, объекты движимого и недвижимого имущества.

Вопросы управления деятельностью муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений регулируются следующими законодательными и нормативными актами:

1.Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

2.Уставом городского округа «Город Хабаровск».

3. Решением Хабаровской городской Думы N 51 от 22.03.2005 «Об утверждении Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск».

4.Постановлением Мэра города Хабаровска N 832 от 27.06.2003  «Об утверждении положения «Об управлении муниципальными унитарными предприятиями г. Хабаровска»

5.Постановлением Мэра города Хабаровска N 389 от 22.03.1999 «Об утверждении Положения «О контроле за использованием муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении и безвозмездном пользовании».

6.Постановлением Мэра города Хабаровска N 1141 от 14.07.2005 «Об интегральной оценке деятельности муниципальных унитарных предприятий».

7.Постановлением Мэра города Хабаровска N 721 от 28.06.2002  «Об утверждении Положения «О порядке продажи движимого имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления».

8.Постановлением Мэра города Хабаровска N 1148 от 15.07.2005 «Об утверждении Положения «Об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Хабаровска».

9.Постановлением Мэра города Хабаровска N 925 от 09.07.2004 «Об утверждении порядка составления, утверждения и установления основных показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий»

10. Постановлением Мэра города Хабаровска N 323 от 24.02.2005 «Об утверждении Положения о муниципальном учреждении».

Общая сумма активов предприятий муниципального сектора экономики на 1 января 2005 года составила 5,4 млрд. рублей, что на 0,4 млрд. рублей больше, чем в первом квартале 2004 года. В первом квартале 2005 года муниципальными предприятиями произведено продукции, работ и услуг на 17 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом удельный вес муниципальных предприятий в экономике города составляет 4,3%. Такие предприятия, как МУП «Водоканал», МУП «Тепловые сети» являются бюджетообразующими. В первом квартале 2005 года валовая прибыль получена во всех отраслях муниципального сектора экономики, за исключением транспорта. Причина этому - неполная компенсация выпадающих доходов от льгот, предоставленных населению. Наибольшая валовая прибыль получена предприятиями коммунального хозяйства- 11,5 млн. рублей, а всего в первом квартале нынешнего года получено на 2,4 млн. рублей больше, чем в первом квартале прошлого года. Удельный вес валовой прибыли муниципальных предприятий в экономике города Хабаровска составляет 2%. По итогам 2004 года средняя выработка на одного работающего в муниципальных предприятиях в 1,3 раза выше, чем на одного работающего производственного сектора города в целом. В 2003 году в местный бюджет городского округа «Город Хабаровск» поступили отчисления от прибыли муниципальных предприятий в размере 4,9 млн. рублей, в 2004 году - 5,4 млн. рублей.

Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным Постановлением Мэра города Хабаровска N 282 от 04.04.2001, наделяет муниципальные предприятия и учреждения имуществом, согласовывает вопросы распоряжения имуществом муниципальных предприятий и учреждений, ведет их реестр, осуществляет контроль за эффективностью использования закрепленного имущества, утверждает уставы муниципальных предприятий. При этом роль отраслевых структурных подразделений администрации, в том числе и управления экономического развития, как органа призванного на основе анализа состояния экономики разрабатывать и предлагать основные подходы к управлению экономикой города, явно недостаточна.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»