Недействующий


Администрация Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 29.06.99 №253

О мерах по совершенствованию механизма государственного регулирования
 отношений в сфере недвижимого имущества на территории края

________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края от 01.12.03 № 58-пр

_________________________________________________________________

Заслушав и обсудив доклад заместителя главы администрации края, председателя комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края Громовой Г.А. о государственном регулировании отношений в сфере недвижимости, сложившемся на территории края, и проблемах его совершенствования, коллегия при главе администрации края отмечает следующее.

В крае проделана определенная работа по созданию механизма государственного регулирования отношений в сфере недвижимости: создана система регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, организована система технической инвентаризации объектов недвижимости, интенсивно проводится работа по инвентаризации федеральных, краевых и муниципальных объектов недвижимости, в бюджете края растут доходы от сдачи в аренду объектов недвижимости, в том числе от аренды земельных участков.

В то же время коллегия отмечает, что в сложившейся практике государственного регулирования отношений в сфере недвижимости края имеет место ряд нерешенных проблем:

- не сформирован полный реестр государственной и муниципальной недвижимости на территории края, что не позволяет провести четкое разграничение собственности на объекты недвижимости, контролировать денежные потоки от их использования, осуществлять анализ эффективности использования объектов недвижимости, прогнозировать поступления средств в бюджет края;

- не зарегистрированы в установленном законом порядке права края и муниципальных образований на принадлежащие им объекты недвижимости, что затрудняет распоряжение ими;

- имеет место ведомственная разобщенность и нескоординированность действий различных ветвей власти в реализации полномочий края, районов и городов как собственников недвижимости;

- большое количество объектов незавершенного строительства не вовлечено в хозяйственный оборот и утрачивает инвестиционную привлекательность;

- распоряжение федеральными землями осуществляют органы местного самоуправления, пользователю государственной недвижимости приходится заключать два не связанных между собой договора;

- земельное законодательство отстает в темпах и качестве развития от иных отраслей права, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового пользования земельными участками и расположенными на них зданиями и сооружениями при объективной связанности их в единый объект недвижимости;

- отсутствует система рыночной оценки объектов и прав пользования недвижимостью, что приводит к занижению стоимости имущества, недополучению арендных и рентных платежей;

- практически отсутствует конкурсное начало при предоставлении права пользования объектами недвижимости.

В целях дальнейшего совершенствования механизма государственного регулирования отношений в сфере недвижимости на территории Хабаровского края, учитывая накопленный опыт управления ею,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию создания системы управления недвижимостью на территории Хабаровского края;

план подготовки проектов нормативных актов, обеспечивающих реализацию Концепции создания системы управления недвижимостью на территории Хабаровского края.*

_________________

*Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание “КОДЕКС”.

2. Комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края (Громова Г.А.), комитету по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края (Торяник Б.А.), комитету по строительству администрации края (Гейт Б.В.), Хабаровскому краевому учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Евдокимов И.М.), государственному учреждению "Краевое бюро технической инвентаризации" (Потапов В.А.), органам местного самоуправления в срок до 1 января 2000 г. разработать систему государственного и муниципального пообъектного учета недвижимости.

3. Хабаровскому краевому учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края, комитету по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края, департаменту по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края (Почеревин Г.Е.), комитету по строительству администрации края, государственному учреждению "Краевое бюро технической инвентаризации", органам местного самоуправления создать до 1 марта 2000 г. Единый государственный перечень объектов недвижимости, находящихся на территории края.

4. В целях ускорения проведения государственной регистрации прав на государственные и муниципальные объекты недвижимости комитету по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края, государственному учреждению "Краевое бюро технической инвентаризации" в срок до 1 августа 1999 г. разработать и утвердить типовую форму плана земельного участка и типовую форму упрощенного технического паспорта объекта недвижимости.

5. Комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края:

5.1. В срок до 30 марта 2000 г. обеспечить организацию учета федеральных объектов недвижимости, расположенных на территории края, и ведение их реестра.

5.2. В срок до 1 марта 2000 г. завершить проведение инвентаризации государственного недвижимого имущества.

5.3. С целью разработки нормативного акта, устанавливающего порядок и условия доверительного управления объектами недвижимости на территории края, осуществить до 1 февраля 2000 г. пилотный проект передачи в доверительное управление объектов недвижимости для приближения ставок арендной платы по государственной недвижимости к ставкам, сложившимся на рынке недвижимости.

5.4. В срок до 1 августа 1999 г. разработать порядок проведения коммерческого конкурса на право сдачи в долгосрочную аренду объектов недвижимости.

6. Комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края совместно с Хабаровским краевым учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края, государственным учреждением "Краевое бюро технической инвентаризации", органами местного самоуправления в срок до 15 декабря 1999 г. подготовить и утвердить порядок взаимодействия между вышепоименованными участниками в ходе подготовки документов для государственной регистрации прав на объекты недвижимости.

7. Государственным предприятиям, учреждениям и иным юридическим лицам, имеющим в пользовании государственные объекты недвижимости, в течение 1999 года зарегистрировать право государственной собственности на них в Хабаровском краевом учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

8. Государственной налоговой инспекции по Хабаровскому краю (Джиудичи В.В.) обеспечить проведение сверки имеющихся данных с результатами инвентаризации и привлечение к уплате налогов владельцев неучтенных объектов недвижимости.

9. Главам муниципальных образований городов и районов края:

9.1. В срок до 1 сентября 1999 г. по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края организовать по единой методике учет и ведение реестра муниципального имущества, разработать соответствующие положения об учете и ведении реестра муниципального имущества.

9.2. В течение 1999 - 2000 годов провести инвентаризацию муниципального имущества.

9.3. Совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края осуществлять методический контроль за организацией работ по ведению реестра и проведением инвентаризации муниципального имущества.

9.4. Принять необходимые меры для проведения в 1999 году сплошной инвентаризации и оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам.

10. Комитетам и управлениям администрации края ежеквартально представлять в комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края сведения о фактических капитальных вложениях и приобретении основных фондов за счет средств краевого бюджета.

Финансовому департаменту администрации края (Кацуба А.С.) ежегодно в сроки, установленные для представления годового отчета об исполнении бюджета, представлять комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края сведения о расходах краевого бюджета на капитальное строительство, приобретение оборудования и предметов длительного пользования по получателям средств краевого бюджета.

11. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края, главам муниципальных образований городов и районов края с целью формирования земельного кадастра Хабаровского края ускорить работу по инвентаризации земель населенных пунктов края за счет платы за землю.

12. Дальневосточной территориальной инспекции государственного геодезического надзора (Симахин В.В.):

12.1. Выполнить описание административных границ Хабаровского края. Финансовому департаменту администрации края предусмотреть финансирование затрат на описание границ при формировании краевого бюджета на 2000 год.

12.2. Выполнить описание административных границ районов и городов края за счет платы за землю. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов края выделить на эти цели необходимые средства.

12.3. Предоставить в распоряжение администрации края имеющиеся в ее территориальном картографо-геодезическом фонде данные Дежурной справочной карты Российской Федерации о границах Хабаровского края, его городов, районов, заповедников.

13. Главам муниципальных образований городов и районов края в двухмесячный срок заказать в Дальневосточной территориальной инспекции государственного геодезического надзора топографические карты своих территорий с нанесенной и завизированной ею границей.

14. Комитету природных ресурсов по Хабаровскому краю (Троян В.Б.), департаменту по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края с 1 января 2000 г. приступить к созданию комплексного территориального кадастра природных ресурсов Хабаровского края.

15. Комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края, территориальному органу Федеральной службы Российской Федерации по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению по Хабаровскому краю (Лазарев Б.П.), государственной налоговой инспекции по Хабаровскому краю управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Хабаровскому краю (Пархоменко В.И.), управлению юстиции администрации края (Шестаков А.Ф.), специализированному государственному учреждению "Хабаровский краевой расчетно-долговой центр" (Александров В.И.) до 1 сентября 1999 г. разработать и утвердить документ, регламентирующий взаимодействие вышепоименованных служб при обращении взысканий на недвижимое имущество.

16. Финансовому департаменту администрации края, комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края в срок до 1 сентября 1999 г. разработать порядок учета объектов недвижимости, находящихся в краевой казне.

17. С целью увеличения доходов краевого бюджета и эффективного использования государственных объектов недвижимости:

17.1. Комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края обеспечить безусловное выполнение плана поступлений доходов от арендной платы за объекты недвижимости с учетом дополнительных заданий, установленных на очередной финансовый год.

17.2. Отраслевым комитетам администрации края совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края до 1 сентября 1999 г. составить список государственных объектов недвижимости социально-культурного и коммунально-бытового назначения, используемых не по назначению, и принять решения по их перепрофилированию, продаже на аукционе или по конкурсу, сдаче в аренду.

17.3. Комитетам, управлениям и департаментам администрации края ужесточить контроль за сохранностью и эффективным использованием государственных объектов недвижимости, находящихся в пользовании подведомственных им организаций.

Предоставить комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края право изымать по результатам проверок неэффективно используемые государственные объекты недвижимости с последующей их передачей другим хозяйствующим субъектам на договорной основе или продаже на аукционе (по конкурсу).

17.4. Государственной налоговой инспекции по Хабаровскому краю совместно с государственным учреждением "Краевое бюро технической инвентаризации", Хабаровским краевым учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на постоянной основе осуществлять обмен информацией об объектах недвижимого имущества.

18. До принятия соответствующего нормативного акта Правительством Российской Федерации определить комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края уполномоченным органом по государственному регулированию и контролю за осуществлением оценочной деятельности на территории Хабаровского края.

19. До принятия законодательных актов, регулирующих разделение на государственные и муниципальные земли, комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края делегировать по доверенности главам муниципальных образований городов и районов края право управления и распоряжения земельными участками, расположенными в границах муниципальных образований.

20. Хабаровскому краевому учреждению юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обеспечить ежемесячное предоставление главам муниципальных образований городов и районов края информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним на их территориях.

21. С учетом требований Концепции по созданию системы управления недвижимостью на территории Хабаровского края переименовать межведомственную комиссию по недвижимости, утвержденную постановлением главы администрации края от 20.07.98 № 285 "Об утверждении Положения и состава межведомственной комиссии по недвижимости", в комиссию по недвижимости Хабаровского края. Комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края подготовить до 1 августа 1999 г. проект постановления главы администрации края "Об утверждении Положения о комиссии по недвижимости Хабаровского края и ее состава".

22. С целью регулирования отношений в сфере недвижимости на территориях городов и районов края рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов края создать специальные комиссии по недвижимости с привлечением в их состав представителей Хабаровского краевого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, комитетов по управлению муниципальным имуществом, комитета по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края, подготовить положения о комиссиях, согласовав их с председателем комиссии по недвижимости Хабаровского края.

23. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края, председателя комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края Громову Г.А.

24. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

  Глава администрации
     В.И. Ишаев





УТВЕРЖДЕНО

Постановление

главы администрации края

от 29.06.99 г. № 253

КОНЦЕПЦИЯ
создания системы управления недвижимостью на территории Хабаровского края

     
Введение


Создание в Хабаровском крае современной системы управления недвижимостью обусловлено потребностями развития рыночной экономики. Инвестиционный потенциал региона может быть реализован только при наличии надежной инфраструктуры рынка недвижимости, которая включает в себя систему государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, развитую систему услуг по независимой профессиональной оценке недвижимости, открытую информационно-справочную систему по объектам недвижимости.

На основе развитой инфраструктуры рынка недвижимости инвестиционную привлекательность и непосредственное привлечение внимания деловых кругов России и зарубежья к Хабаровскому краю можно реализовать через определение инвестиционного рейтинга края и передачу его в специализированные каналы бизнеса.

Весьма значительны и фискальные возможности современной системы управления недвижимостью. Налоговые и иные платежи в бюджет от собственников, инвесторов, пользователей недвижимости должны быть одним из главных источников доходной части краевого и муниципальных бюджетов (в развитых странах эта доля достигает 60 процентов).

Становление в Хабаровском крае реального местного самоуправления также стимулирует процессы преобразования в сфере управления недвижимостью.

Настоящая Концепция разработана с учетом уже накопленного опыта формирования системы управления недвижимостью в Хабаровском крае и ряде других субъектов Российской Федерации.

Концепция является основой для разработки направленных на ее реализацию конкретных, обеспеченных финансированием целевых программ, а также специальных нормативных правовых актов.

Концепция не затрагивает вопросов управления такой недвижимостью, как подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

1. Основные понятия


В настоящей Концепции используются следующие понятия:

- земельный участок - часть поверхности земли, имеющая фиксированную замкнутую границу, площадь, местоположение (адрес), правовой статус и другие характеристики, отражаемые в соответствующих государственных кадастрах;

- объекты недвижимости или недвижимость - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения;

- права на недвижимость - вся совокупность имущественных прав на недвижимость в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования;

- разрешенное использование - нормативно определенный перечень целей, для которых может использоваться земельный участок или иной объект недвижимости, всех обременений и ограничений его использования, включая сервитуты и залог (ипотеку), разработанный на основе схем зонирования территорий и отдельных объектов недвижимости;

- формирование объекта недвижимости - подготовка документа по объекту недвижимости с описанием по нему технических и экономических характеристик, с указанием его юридического статуса, назначения (разрешенное использование), достаточная для того, чтобы этот объект мог участвовать в гражданском обороте;

- государственный градостроительный кадастр - государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости, включающая сведения о зонировании соответствующей территории и о градостроительных регламентах;

- государственный земельный кадастр - государственная информационная система необходимых и достаточных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель Российской Федерации, местоположении и размерах земельных участков, их качественной характеристике, режиме землепользования, государственной регистрации прав на земельные участки, учете и оценке земельных участков, иных необходимых сведений, ведущаяся по единой системе на всей территории России;

- комплексный территориальный кадастр природных ресурсов Хабаровского края - государственная информационная система, содержащая совокупность обобщенных сведений о природных ресурсах, объектах и состоянии окружающей среды, природно-ресурсном потенциале территорий, режимах природопользования, экологическом зонировании и иных сведений, необходимых для управления комплексным природопользованием и состоянием окружающей среды;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»